место в рейтинге
  • 402954
  • 3550
  • 263
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Дорога / The Road (2009)

«Место сие — долина убиения.»
Иеремия 19:6

«Она ушла, и оставшийся холод стал её последним подарком. Но где-то во тьме она умерла. И другой истории об этом нет.»
Отец

Собственно:
Высохшие и безжизненные деревья, грязь, дождь и пепел. Мир медленно умирает. Не слышно ни пения птиц, ни криков животных. Вокруг никого нет, и даже воздух — он мертв, и единственный запах — запах тления.
По разрушенной дороге идут Отец и Сын, волоча  за собой тележку с постоянно отваливающимся колесиком. В ней — их не хитрый скарб. Они не знают что будут есть, не знаю что будут пить. Единственная их цель — идти и дальше по дороге, надеясь что как можно дальше на юге будет теплее, или хотя бы не так опасно — ведь редкие встречи с другими выжившими после глобальной катастрофы таят в себе смерть, потому что грань между выживанием и каннибализмом уже давно стерта.

***

Некоторые фильмы снимаются не для того, что решить цель развлечения зрителя. Они не приносят удовольствия от просмотра, но не потому, что фильм ужасен сам по себе, а потому что смотреть на некоторые вещи просто-напросто тяжело — но имеет определенный смысл.

Художественный фильм «Дорога» — он как раз из таких. Поставленный австралийским режиссером Джоном Хиллкоутом по известному роману Кормака МакКарти, он точно следует букве первоисточника — разумеется с некоторыми упущениями, потому что экранизировать все что есть в книжке — работа очень кропотливая, да и не особо благодарная. Дотошно снимать каждую сцену не имеет смысла — книга, как и фильм, практически лишены какой-либо динамики или ответов на вопросы, которые обязательно могут появиться. И совершенно неважно, почему случилась катастрофа, из-за которой весь мир погиб, и судя по всему, уже никогда не поправиться. Потому что не в этом дело, выдвигать версии — пожалуйста, можно гадать сколько угодно: ядерная война ли, техногенная или экологическая катастрофа, но ответа дано не будет, ибо сам автор книги об этом никогда не упоминал. Мир мертв, просто мертв — и в этих условиях развивается действие, и в эти условия поставлены люди.

Фильм «Дорога» совершенно не похож на другие фильмы апокалиптического жанра, или в данном случае — постапокалиптического, просто потому, что он хоть и имеет все признаки оного — им не является в полной мере. Что-бы понять, что представляет из себя фильм, надо копнуть глубже — к книге. Книгу я прочел задолго до того как фильм вышел в прокат, и несомненно, это лучшее, что я прочитал за прошедший 09 год. Вообще, жанр Кормака МакКарти принято относить к «альтернативному» вестерну — что понятно не всем, поэтому фильмы, снятые по его книжкам (а в их числе и шибко оскароносный «Старикам тут не место»), являются в какой-то мере таковыми. Стержень вестерна поставленный в совершенно не похожую для него среду — будь то парень, нашедший на месте бойни разборок мексиканской мафии чемодан с миллионом долларов, или же отец и сын, бредущие по разбитому хайвею утопая по щиколотку в сыплющемся с неба пепле.

Если же вы привыкли смотреть на картонных героев, которые перед лицом апокалипсиса или же уже за его спиной ведут себя по-идиотски, как в «Послезавтра» — здесь вы такое не увидите, ибо люди себя никогда не поведут так, как нам показывают режиссеры, снимающие на сотни миллионов американских президентов как Статуя Свободы рушиться под воздействием цунами/извержения вулкана/гипер-аномальных морозов. Здесь вы уведите медленное и неторопливое изложения кусочка жизни двух людей, которые совершенно точно уверены в том, что жить, собственно, уже и незачем. Ни ради себя, ни ради других — и их путешествие с севера на юг — смысла не имеет, просто не хватает смелости самим в этом признаться.

Несмотря на не слишком толстый бюджет (всего 25 миллионов + и небольшая реклама, которая даже на Западе была редким явлением), фильм имеет костяк твердых и качественных актеров: Вигго Мортенсена, Шарлиз Терон, Гая Пирса, и Роберта Дювалла.

Мортенсен играет Отца. Как играет? Да никак — потому что он актер высокого уровня, и совершенно растворен в собственной роли. Грязный и тощий, единственное ради чего он живет — это ответственность за сына, который еще слишком мал, что бы заботиться о себе самому.

В его распоряжении и форе, против шныряющих по дорогам каннибалов с дубинками в которые набиты гвозди, только револьвер с двумя патронами и осторожность, пойти против которой, даже находясь на грани неутомимого голода, он не может — слишком большой груз ответственности лежит на его поникших плечах.

Он умирает, и он знает об этом: харкая кровью и волоча за собой скрипящую тележку, он пытается по максимуму выжать из того времени, что отпущено ему судьбой. Каждый пройденный километр — на километр приближает их к Океану. И на невинный вопрос сына, который спрашивает у него какого цвета будет Океан, единственное, что он может ответить, это то, что он не знает, но раньше, когда-то, он был синий, как на их старой и порванной карте.

Когда снимался фильм, актеру Коди Смит-МакФи, игравшему Сына, было тринадцать лет. Это больше, чем кажется его герою из книжки, и на мой взгляд, это серьезное упущение, и хотя фильм этот факт не портит, глаз иногда режет несовместимость наивных вопросов о жизни и мире, которые он задает отцу, с его возрастом. Можно прочем, дать поблажку из-за факта что Сын родился уже после того, как мир из цветущих холмов превратился в серую равнину, и другой жизни он уже не видел. Он не видел животных (именно поэтому в одной из сцен он с непонимающим взглядом смотрит на чучело головы оленя, висящего на стене), он не видел птиц и никогда не слышал их пения. Он не видел зеленой листвы и даже солнца — ибо небо, оно непроницаемо свинцово-серое, и никакие лучи не находят даже малейший просвет в давящей облачности.

Шарлиз Терон, как и другие второстепенные актеры, имеет очень мало экранного времени, но именно ее роль даже расширена по сравнению с книгой. В романе ей уделено всего лишь несколько абзацев, в фильме же — она постоянный спутник в воспоминаниях и снах Отца, кошмарных снах — так как в каждом из них она постоянно уходит в холодную темноту ночи, снова и снова бросая их одних в разваливающемся на ветру доме. Некогда любящая своего мужа и сына, после родов тогда, когда детям уже нет никакой жизни, она окончательно уходит в депрессию, столь тяжелую и не проходящую, что револьвер кажется ей единственным спасением, да и тот применить она уже не может — патронов всего два, и случись что, оставшихся не хватит даже для того, что бы ее муж и сын смогли застрелиться, предпочитая такую смерть благом, нежели быть растерзанными и съеденными бандами.

Фильм оставляет гнетущее впечатление, как и любая хорошо снятая драма. Режиссер нигде не старается выжать из зрителя слезу, тем не менее, несмотря на местами страшные подробности постапокалиптического быта, сентиментальных зрителей может пробить на неуверенные всхилипывания, но только тех, которые внимательно следят и проникаются путешествием героев.

Приятного в фильме мало — цветовая гамма сильно давит на восприятие, и за это надо отдать должное художникам и специалистам по спецэффектам, которые стартельно убирали всю растительность и любые аспекты какой-либо жизни в кадре.

Гнетущая музыка, с переливами от грусти, трагедии, ужаса, смерти и тоски, за авторством Ника Кейва и Уоренна Эллиса (они писали OST к фильму «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» с Питтом и Аффлеком) постоянно следует за видеорядом, подчеркивая безысходность происходящего и мелочность попыток людей выжить на фоне того, что твориться.

Но главная заслуга мощной атмосферности фильма — за режиссером и оператором. Сильная работа над деталями, порой даже незаметных на первый взгляд, но которые потрясают своей проработанностью. Оператор фильма, испанец Хавьер Агирресаробе, выполнил великолепную работу по воссозданию нужного настроя у зрителя — серые, засыпанные пеплом равнины,  выжженные поля, мрачные, как Припять поздней осенью, заброшенные города, пустующие эстакады, скелеты навечно вставших автомобилей, и жуткие панорамы, прямо через которые чувствуется холод и сырость, от постоянно льющегося грязного дождя.

Сложно сказать, кому может понравиться этот фильм и кому можно его рекомендовать. Если соберетесь смотреть постапокалиптику — не будет бешеного и привычного драйва так как надо помнить, что фильм драма, и поэтому тут на первый план выставлена психологическая составляющая, пропущенная через призмы некоторых жутко напрягающих нервы сцен.

Лично мне фильм не кажется скучным, я вообще люблю качественно снятые и размеренные драмы, при просмотре которых есть время обдумать увиденное, что-бы может поставить себя на место героев, и решить, как бы и что сделал бы ты сам окажись перед таким тяжелым выбором?

Это хорошее кино, глубокое и вдумчивое. Я бы даже назвал его созерцательным — оно явно не для того, что бы смотреть его в шумной компании. Это кино снято чтобы смотреть его в одиночестве, и уже даже заранее зная, что в конце пути не будет никакого хэппи-энда, так как ничто и никого уже не спасет... разве что ненадолго удлинит этот путь по Дороге.

Артемий Sparrow
Каталог кинорецензий: http://sparrow.yvision.kz/blog/177354.html
7 ноября 2010, 22:55
1695

Loading...

Комментарии

Уважаемый автор, нивкоем случае не хочу Вас обидеть, или как-то унизить Вашу точку зрения.
Просто хочу выразить свое мнение по поводу этого фильма.
Фильм меня разочаровал...Разочаровал во всех отношения: начиная от самого главного для фильмов такого рода - атмосферой и достоверностью [точнее их отсутствием], и заканчивая игрой одной из самых симпатичных мне актрис Шарлиз Терон.
Со своей стороны советую Вам к просмотру фильм Threads [Нити] 1984 года.
З.Ы. В споре рождается истина :)
>Просто хочу выразить свое мнение
Пожалуйста.

>Фильм меня разочаровал... <...> атмосферой и достоверностью
С ними там все в порядке.

>и заканчивая игрой <...> Шарлиз Терон.
С ней тоже все в порядке. Смотрел в оригинале.

>советую Вам к просмотру фильм Threads [Нити] 1984 года.
Видел. Достойное кино, хоть и немного про другое, и снятое для другой цели.
Самая мощнейшая сцена — это подвал каннибалов, в котором они держат «еду» живой, чтобы не портилась. Хотя там почти все сцены крутые. Еще запомнилась та, где они на холоде раздели нигера в наказание.
спасибо за рецензию, многое совпадает с моими впечатлениями от просмотра.
Slim
0
0
По атмосфере, "Книга Илая" в разы выигрывает, что касается сюжетных перипитий, то да "Дорога" весьма не простое и не посредственное кино как "Книга Илая" снятая для масс.

Только вот ведь незадача, всё время режиссёры/продюсеры снимают подобного рода кино, и кричат что оно для того чтобы люди стали понимать, а понимать то врядле станут так как для масс его не показывают, а показывают только на фестивалях где оно и остаётся.
Прокатная судьба «Дороги» незавидна, к сожалению. Я думаю, виноваты продюсеры и дистрибьюторы в том, что фильм провалился в прокате, хотя он и изначально не был предназначен для крупной аудитории.
хороший фильм, и очень страшный. странно только что они зная об опасности все равно шли по дороге
Сидя на одном месте, со временем элементарно становиться нечего жрать.
lolya
0
0
>>он точно следует букве первоисточника
Не соглашусь. Отступы от эталона были существенны, да и персонажи оказались не те и нет той безнадежности и борьбы за жизнь.
Вспоминая гнетущую книгу, когда не мог очухаться около 3 дней, и все думал - что же будет и как это - вот такой апокалипсис, без фанфар и героев. Где нужно выживать, и есть что приходится. Где не из чего выбирать. После всего такого - фильм показался калом и высером. Долго блевал.
Кажется Вигго немного похудел ради этого фильма. Но не так, а мальчуган совсем даже упитанный. И одежда не та - не те лохмотья.
понравился фильм. запомнились падающие деревья.
у нас ведь был уже один конец света. про голод 30-х можно было бы фильм такой снять. слышал разные рассказы о том времени. о бандах, убивающих на мясо случайных путников. о матери, спасшей собственного ребенка от голодного отца, все трое остались живы, но поступка этого женщина мужу не простила. точно так же, шли и шли подальше от дома

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«Казахское ханство: Алмазный меч» – наше великое прошлое, о котором многие позабыли

«Казахское ханство: Алмазный меч» – наше великое прошлое, о котором многие позабыли

Когда, еще во время съемок киноверсии сериала "КазакЕлi", говорили о том, что "Алмазный меч" это наша версия "Игры престолов", мне и в голову не приходило, что на самом деле снимают не фантазию...
Gulmira-I
5 янв. 2017 / 16:20
  • 2664
  • 12
10 пасхалок и отсылок из первой серии 4 сезона «Шерлока»

10 пасхалок и отсылок из первой серии 4 сезона «Шерлока»

Уже скоро зрители увидят новый эпизод долгожданного четвёртого сезона сериала "Шерлок", но страсти по "Шесть Тэтчер" по-прежнему не утихают в сети. Однако мы предлагаем вам обратить внимание не на...
Seattle
6 янв. 2017 / 14:30
  • 2391
  • 13
Новая казахстанская драма «В сетях». После просмотра хочется помыться...

Новая казахстанская драма «В сетях». После просмотра хочется помыться...

Если говорить более детально, ко второй половине фильма во рту появляется привкус вина, а глаза режет сигаретный дым. Кстати, вино ВСЕ ВРЕМЯ называют винишком, и это прям идея фикс сценариста...
miyatov
17 янв. 2017 / 0:00
  • 2310
  • 13
Самые ожидаемые сериалы 2017 года. А какие премьеры ждете вы?

Самые ожидаемые сериалы 2017 года. А какие премьеры ждете вы?

Что же смотреть на новогодних каникулах? Когда стартуют интересные сериалы? Если вы уже думаете, что посмотреть после новогоднего марафона «Шерлока», то эта подборка специально для вас.
on_looker
27 дек. 2016 / 19:14
  • 2207
  • 5
Что это было? О 4 сезоне сериала «Шерлок»

Что это было? О 4 сезоне сериала «Шерлок»

Отгремел очередной сезон одного из главных сериалов современности и, по совместительству, неординарной экранизации произведений Артура Конан Дойла под названием "Шерлок". Присутствуют спойлеры.
Seattle
18 янв. 2017 / 14:00
  • 1918
  • 32
10 лучших фильмов 2016 года по версии проекта Popcorn

10 лучших фильмов 2016 года по версии проекта Popcorn

В течение последних 10 дней команда Popcorn'a делилась с вами статьями о лучших лентах уходящего года, а сейчас настало время представить общую картину 10-ки самых-самых.
Seattle
30 дек. 2016 / 12:59
  • 2266
  • 14
Самые ожидаемые моменты в сериалах в 2017 году

Самые ожидаемые моменты в сериалах в 2017 году

В 2017 году появится множество новых и не сомневаемся прекрасных сериалов, но большинство зрителей, конечно же, волнует продолжение уже полюбившихся шоу. Какие интересные моменты мы в праве ожидать?
Seattle
18 янв. 2017 / 19:19
  • 1782
  • 5
7 примеров, когда «Золотой Глобус» был круче и справедливее «Оскара»

7 примеров, когда «Золотой Глобус» был круче и справедливее «Оскара»

Сегодня стали известны обладатели очередных наград премии "Золотой Глобус", которую многие называют "репетицией перед "Оскаром"". Тем не менее, история знает много примеров, когда журналисты...
Seattle
9 янв. 2017 / 13:16
  • 1722
  • 3
10 лучших новых сериалов 2016 года: от «Мира Дикого Запада» до «Короны»

10 лучших новых сериалов 2016 года: от «Мира Дикого Запада» до «Короны»

Буквально через пару недель наступит 2017 год, обещающий много новых премьер как в кино, так и в телевидении. Но перед тем, как начать новый год, пройдемся по списку самых лучших новинок на ТВ.
Aegon
26 дек. 2016 / 13:06
  • 1999
  • 5