Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
25
02:44, 19 апреля 2017

Нравственная дилемма во 2 классе

Вчера сын (2 класс) рассказал про случай на уроке.

Учительница (предметник, не классный руководитель) спрашивала девочку, которая не знала, что ответить, сосед по парте ей подсказал, она ответила.

Учительница заметила подсказку и предложила девочке выбор:

1) девочка получает 5, а ее сосед 2

или

2) девочка получает 4, а сосед не получает ничего

 

Сын спрашивает меня, что выбрала та девочка, как я думаю.

Я встречно спрашиваю его, а что бы выбрал ты.

Сын уверенно отвечает, что выбрал бы 4 себе, чтобы подсказчик не получил 2, все равно без подсказки не было бы этой пятерки.

Я внутренне радуюсь, так как я и сама бы выбрала так, а свои ценности я ребенку транслирую властью, данной мне статусом родителя.

Сын ждет мое предположение про выбор девочки, так как я знаю детей, и вообще мы часто анализируем поведение людей, особенно детей в классе.

Я: Наверное, она очень долго думала.

Сын: Да! она долго-долго думала, было заметно, как она хочет получить 5, но тогда же это 2 соседу по парте!

Я: Наверное, она выбрала себе 5 пусть даже ценой 2 соседу.

Сын: Да! она так и сказала, что выбирает себе 5!

Я: И что потом было?

Сын: Учительница сказала, что еще посмотрит, ставить ли такие оценки. И не поставила ни ей 5, ни ему 2. А она потом плакала даже на перемене и на следующем уроке.

Я: Почему она плакала, как ты думаешь?

Сын: Потому что она не получила 5, которую так хотела, что даже не пожалела соседа по парте, который бы получил 2 в случае ее 5!

Я: Может, она плакала, потому что ей было обидно, что она не получила 5 даже такой ценой, подставив подсказчика?

Сын: Она плакала, потому что так любит пятерки и так хотела эту пятерку тоже, но не получила. А мальчик обрадовался, что не получил 2 из-за ее 5.

Я: учитель предложила ей такой выбор, чтобы она могла поступить по совести -своя 4 или пойти на сделку с совестью и получить свою 5 ценой двойки соседа
Сын: Но она не получила 5, даже выбрав такой вариант!

Я: Потому что сделки с совестью всегда такие. И когда предлагают такой выбор - надо поступать по совести. А вот она и себя показала так, и 5 не получила.

Сын: Он теперь не будет ей подсказывать, наверное.

Я: Наверное, не будет.

Вот так на простом школьном примере я провела с сыном диалог на тему сделок с совестью при дьявольском искушении

Почти все второклассники любят пятерки (произносится с интонациями Воланда "человечество всегда любило деньги"), но не все готовы за это заплатить ценой двойки подсказчика. А даже если и готовы, то часто совесть продана, а профита нет)

Во время диалога я сама не знала, как в итоге поступила учитель, поэтому на случай таки двойки у подсказчика приготовила фразу о том, что надо знать, кому подсказывать, чтобы не пострадать самому, что это ему тоже урок, что его помощь может потом ему же боком выйти, но надеялась, что до двойки дело не дойдет, поэтому очень обрадовалась отсутствию оценок, так как сам нравственный урок был в решении дилеммы

А как вам такая ситуация? Как бы вы это объяснили детям?

P.S. По итогам комментариев добавлю - я не осуждала девочку, а пожалела. И высказывания психологов в комментариях (Евгений Яковлев, Лиана Ким)

25