Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-5
03:20, 28 сентября 2010

Предвыборная реклама в Казахстане

Де-юре каждый гражданин в демократической стране может выдвинуть себя в президенты, если соответствует нормам, предписанным в нормативных актах. На деле же это не совсем так, учитывая то, что на предвыборную кампанию кандидатами расходуется огромное количество средств.

В США, к примеру, были времена, когда президент добирался до Белого дома пешком, а на то, чтобы победить, не тратил ни гроша. В те времена демократия американцев напоминала прямую. Что видим сегодня? На последних выборах президента победитель Барак Обама только в штате Флорида и только на телевизионную рекламу раскошелился в 27,5 млн. долларов. Тем самым, выборы превращаются в недоступную для многих роскошь.

Blog post image Blog post image Blog post image

Blog post image Blog post image

Предвыборные плакаты кандидатов в президенты на последних президентских выборах в 2005 году

В нашей стране такая кампания на миллионы не проводилась, по крайней мере на моей памяти такого не было. Однако на политические листовки, плакаты и прочую печатную продукцию денег не жалели. А что? Таковые во все времена были востребованы. Простенько, со вкусом, в меру эффективно. С течением времени их качество, оформление и разнообразие росло. Можно проследить эволюцию именно печатной предвыборной продукции. Благо, фактологический материал у меня имеется.

Увы, я не располагаю материалами агитационного содержания первых президентских и парламентских выборов страны. Поэтому, будем пытаться строить картину из того, что есть.

Blog post image

Обложка предвыборной платформы С.А.Абдильдина не блещет обилием цветов, выполнена в шаблонном стиле

Blog post image

То же самое можно сказать и об этой листовке

Простоту и незамысловатость агитационных листовок той поры, скорей всего, можно объяснить экономической ситуацией и неразвитостью выборных технологий. Западная модель выборной кампании с учетом набора спичрайтеров, ньюсмейкеров, имиджмейкеров, психологов, дизайнеров, агитаторов нового поколения еще не вошло в моду.

Blog post image

Черно-белый вариант листовки блока Абдильдина и Жакиянова

Blog post image

Листовки той поры, как вы видите, сильно отличаются от тех пяти, которые расположены самыми первыми наверху.

Дальше в агитационных раздаточных материалах произошла "цветная революция". Поворот к этому, в основном, произошел с начала 2000-х. Вот некоторые образцы:

Blog post image Blog post image

Blog post image Blog post image

К моменту последних президентских выборов, состоявшихся 4 декабря 2005 года года, выяснилось, что в деле произошел значительный сдвиг вперед по сравнению с 90-ми. Это проявилось как в многообразии, так креативности некоторых листовок и плакатов.

Итак, что же у нас есть?

Blog post image

Blog post image

Blog post image Blog post imageBlog post image

Blog post image Blog post image

Blog post image

Плюс к тому моменту активизировались и другие организации. Это было, скажем, одним из отличительных черт тех выборов. Вот некоторые образцы:

Blog post image Blog post image

Первый цветной плакат принадлежал молодежному общественно-политическому движению "Кайсар". Вторая листовка принадлежала Русской общине Казахстана, Республиканскому Славянскому Общественному Движению ЛАД.

Была еще такая листовка, происхождение которого я так и не выяснил:

Blog post image

Одно только понял, что здесь был использован принцип кривой Эббингауза. Совсем как в этом тексте:

Blog post image

Затем последовали парламентские выборы в 2007 году. Надо сказать, разнообразия тогда было мало. Агитационные материалы некоторых партии я так и не увидел. Обычно в нашей стране президентские выборы более "популярны" у народа, если судить по явке. Видимо, поэтому на них особо и не тратятся.

Blog post image Blog post image

Blog post image Blog post image

Blog post image Blog post image

Blog post image

Агитационные материалы ОСДП. По моему, только они не скупились на средства на тех выборах

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

А это листовка Партии патриотов Казахстана - настоящий раритет. Даже на тот момент. Больше одного раза я не видел

Ну и, собственно, несколько календариков. Они были в моде всегда:

Blog post image Blog post image Blog post image

И наконец, во время выборов страна "превращается" в самую читающую в мире. Появляется невиданное количество газет-одноминуток с самыми разнообразными названиями. Причем, у некоторых номера 68, 34 и т.д. Хотя во многих случаях ни до, ни после выборов их встретить было невозможно.

На этом мой маленький экскурс в прошлое завершен. Хочу отметить, что я не преследовал цели дать полную историю эволюции, я лишь поделился выводами, которые сделал исходя из материалов, которые были доступны мне. По крайней мере, вы смогли увидеть, что в предвыборной рекламе произошел огромный скачок вперед.

Если считаете, что большему количеству людей вышеизложенный материал будет неплохой пищей для размышления и тренировкой политического сознания, плюсаните пост =) Мое мнение таково: политическое сознание большинства наших сограждан должно быть расширено.

Blog post image

-5