Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
5
23:09, 26 января 2017

Как грузовые поезда по Турксибу ездят

Blog post image

Мечты детства сбываются! Мне удалось принять участие в необыкновенном железнодорожном путешествии на тепловозе с грузовым поездом от Алматы до Уштобе. Это оказалось намного интереснее, чем я предполагал.

Всегда мечтал покататься на тепловозе так как интерес к железной дороге у меня с самого детства, привитый с молоком матери. В семье были железнодорожники, скорее всего от этого у меня интерес к поездам и всему происходящему на железной дороге. Позже было знакомство с фотоаппаратом и как объект фотосъемки была выбрана естественно железная дорога, справедливее будет назвать это лишний повод придти на железную дорогу и посмотреть на поезда.

При обыденной беседе с товарищем по интересу к железной дороге, меня просят на бис снять ещё одно кино о железной дороге, которые весьма нравятся зрителям с подобным интересом. Первое кино было снято из кабины электровоза ВЛ80С в поездке с пассажирским поездом «Алматы — Нукус» от Алматы до Отара, фильм носит название «Я люблю поезда», но об этом фильме напишу в другом рассказе.

У меня появилась идея прокатиться на тепловозе по Турксибу в Северном направлении, от Алматы до Уштобе. Это направление железной дороги включает в себя степи, реки и горы, а время конец апреля, когда вся зелень сочная и яркая. Это направление неэлектрифицированное и ходят только тепловозы. В основном новые тепловозы «Эволюшен» серии ТЭ33А с грузовыми поездами и старые 2ТЭ10У, 2ТЭ10М с пассажирскими поездами. Для съемок было удобнее снимать с Эволюшена т. к. большое без перекладины лобовое стекло и достаточное место в кабине. На грузовых поездах я ещё не ездил, было очень интересно прокатиться на новом тепловозе и я решил, что сюжетом планируемого фильма будет поездка грузового поезда по Турксибу от Алматы до Уштобе.

План маршрута был таким: Алматы — Жетыген — Капчагай — Малайсары — Жоломан — Сарыозек — Айнабулак — Коксу — Уштобе. На этой дистанции пути порядка 30 станций и разъездов в том числе.

С заранее составленным сценарием, аппаратурой и официальной договоренностью с железнодорожными компаниями АО НК КТЖ » Казахстан Темир Жолы» и АО «Локомотив», ранним утром стою в депо ТЧЭ-28 Алматы. Дежурный меня прикрепляет к локомотивной бригаде из Сары-Озека и мы идём принимать тепловоз. Одиноко стоящий в потемках с заведенным двигателем, тепловоз Эволюшен ТЭ33А с номером 0065 дожидался нас и мы на нём поехали к грузовому сформированному составу в чётный грузовой парк. Первым делом я настроил штатив и аппаратуру, далее начал делать первые кадры на видеокамеру, начиная фильм с сцепки тепловоза к поезду. Так же начал делать первые снимки нашего поезда с тепловозом на фотокамеру.

Blog post image

Тепловоз на котором мы отправимся в поездку. ТЭ33А-0065 на станции Алма-Ата 1

Blog post image

Станция Алма-Ата 1

Прошла вся подготовка и мы отправились через всю станцию Алма-Ата 1 в первую для меня поездку на тепловозе. Было очень много эмоций и впечатлений! Камера на штативе делала свою работу, изредка я менял ракурсы видео для сюжета.

Многие органы управления и приборы локомотива связаны с компьютером. Тепловоз легко тянет за собой состав весом 1500 тонн, хотя это далеко не предел по тоннажу для этого типа. Машинист и помощник машиниста делают свою работу и общаются строго по регламенту. В эти моменты приходит понимание этой очень серьёзной професии водить поезда, требуется очень много внимательности и ответственности. Сказывается опыт машиниста, который чувствует всё движение всего поезда при разгоне и торможении. В современных Эволюшенах кабина это чистый и опрятный кабинет, тут можно и в белой рубашке работать в отличии от старых локомотивов советской эпохи. Так же более упрощённое управление, которое ограничивается несколькими рычагами и информативным экраном монитора, аналоговых приборов очень мало. Очень много сделано для безопасности движения. Позже я узнал, что в кабине есть розетка на 75 вольт, которая заряжала видеокамеру на протяжении всей поездки. Есть холодильник, электроплита, туалет и кондиционер. При этом шиковать некогда, всё внимание на дорогу, нет там такого понятия, что тронулся и едешь, постоянно какие-то проверки, то визуальный осмотр поезда на кривых с форточки, переговоры с диспетчером и чтение показаний приборов. Уснуть локомотивной бригаде не позволит кнопка «Бдительности», которая своим громким сигналом «забивала» микрофон видеокамеры.

«Выходной сигнал открыт, скорость по перегону 40. Понял, выходной открыт, скорость 40» и мы покидаем станцию Алма-Ата 1. Стараюсь фотографировать всё самое интересное по пути. Узнаю места у путей, где я стоял и мечтал прокатиться здесь на тепловозе. Вон холмик от куда я фотографировал, а вот переезд который я помню ещё с детства, а этот мост вижу впервые..

Я счастлив, что живу в Казахстане с такими людьми, которые мне помогли сюда попасть и с которыми я еду. Подружились мы быстро и согласно казахскому гостеприимству, машинист дал мне свою кружку и налил чаю. «Если ты едешь с нами, значит ты тоже в бригаде» сказал машинист Алим, причём это мне говорили не первые ребята движенцы. Немного освоившись у меня не произвольно вырвалось из уст: «А сейчас станция Байсерке, впереди два желтых на боковой»,  удивлённо на меня посмотрела бригада, мол от куда мне знать это, вроде как не железнодорожник по профессии. Естественно, я рассказал им про фанатов железной дороги, на что они были удивленны существованию таковых.

Blog post image

Станция Байсерке

Blog post image

Пропуск встречного пассажирского поезда с тепловозом ТЭ33А-0085 на станции Байсерке. Одни из первых случаев, когда тепловозы ТЭ33А начинали возить пассажирские поезда.

Бригады со встречных поездов подавали сигнал приветствия. Через минут пять звонили машинисту и спрашивали, что там у вас в кабине камера и фотограф делают? Всё нормально отвечал машинист, скоро фильм про Турксиб посмотрим. Факт, но уже после выхода фильма и передачи его для распространения в депо, приветливая реакция бригад стала на порядок активнее, дудят, машут, улыбаются, нам приятно, мы провожаем взглядом и с фотоаппаратом у путей проходящие поезда.

Проезжаем станцию Жетыген, звоню своему знакомому дежурному моста, который впереди на перегоне, выяснилось, что не его смена, а жаль, хотел ему помахать рукой. С дежурным моста я познакомился ещё год назад, даже после этого передавал ему его фотографии. Он и его коллега приняли активное участие в сюжете для этого фильма, за что им большое спасибо! Их задача была просто показать как они держат флажок, пропуская поезд через мост.

Blog post image

Разъезд Кайрат

Blog post image

Станция Жетыген. От этой станции начинается новая ветка «Жетыген — Хоргос» к границе с Китаем.

Blog post image

Перегон Жетыген — Илийская

Blog post image

Железнодорожный мост над рекой Каскелен на перегоне Жетыген — Илийская

Перед Капчагаем проехали красивый песчаный перегон от станции Илийская до станции Капчагай. За станцией Капчагай расположен всеми узнаваемый железнодорожный Капчагайский мост. Сооружение не уникальное, зато внушительных размеров. Всегда было интересно сделать фотоснимки и видео с этого моста. Иным способом попасть сюда и сфотографировать не возможно, мост охраняется вооружённой охраной.

Blog post image

Перегон Илийская — Капчагай

Blog post image

Проверка поезда на перегоне Илийская — Капчагай

Blog post image

Выемка на перегоне Капчагай — Боктер

Blog post image

Blog post image

Железнодорожный мост над Капчагайским водохранилищем, перегон Капчагай — Боктер

Всё, больших мостов теперь не будет. Начинаем первый и серьёзный подъем. Станции Боктер, Кулан-Тобе, Коскудук, восьмая (максимальная) позиция мощности на тепловозе. Как говорят машинисты, если поднялся на Кулан-Тобе, значит перевал прошёл. И действительно, уклон в гору легко заметен визуально. Вдобавок появляются постоянно кривые, образовывая петли, словно серпантины для подъема в гору. Направление у нас четное и на этой однопутной дистанции пути диспетчера прогоняют поезда с преимуществом в гору. Высоченные насыпи и желтые пески стали ценными для фото и видео сюжетов в этой поездке.

Впереди не виданная мною станция Коскудук. При въезде нас встречают приржавевшие к рельсам ретро-вагоны. Со слов машиниста, он принимали участие в художественном фильме «Подарок Сталину», но в фильме я их не помню, возможно смотрел не внимательно. От Алматы в направление Севера по железной дороге я ехал впервые, раньше даже пассажиром не катался, хотя дорога идёт в Новосибирск. Сам Турксиб тянется от Луговой до Семипалатинска через Алмату. По экономической задумке строительства железной дороги, расчитывалось на транспортировку из Сибири леса, а из Средней Азии в Сибирь хлопка. Хлопка в наше время не замечал, но что то возят. После открытия новых торговых отношений с Китаем, на этом месте большая часть грузовых поездов едет от граничной с Китаем станции Достык, также примыкает к станции Жетыген трехсот километровая линия от Хоргоса. Пассажирское движение по Турксибу от Алматы на север очень слабое. Для грузовых буквально через одну, две станции остановка под скрещение, машинисты радуются, как говорит машинист, много скрещений – много перевозок, значит, сокращений с работы не будет.

Blog post image

Путепровод (пересечение с автодорогой Алматы — Усть-Каменогорск) на перегоне Кулан-Тобе — Коскудук

Blog post image

На перегоне Кулан-Тобе — Коскудук

Blog post image

Перегон Коскудук — Алтындала

Blog post image

Тепловоз ТЭ33А-0119 с грузовым поездом на разъезде Алтындала

Blog post image

Станция Дала

Blog post image

Перегон Жоломан — Сайлы

Blog post image

Перегон Тары — Балгалы

Blog post image

Разъезд Дос

Blog post image

На перегоне Дос — Сары-Озек

Интересные места Жоломан, Сайлы, Малай-Сары, поезд вырисовывает не петли, огибая одно и тоже здание элеватора в Жоломане несколько раз, а на петле у станции Дос, там, где концы петли рядом проходят, видно как хвостовые вагоны ползут в обратном направлении по отношению к локомотиву. Петли не ошибка и не для красоты, практическое, оптимальное и скорее единственное решение прокладывать пути таким методом по сложной горной местности было у строителей Турксиба. Эти места осваивались одновременно со строительством железной дороги, 1920-1930 года. Местные кочевники тут впервые увидели паровоз и прозвали его Шайтан Арба (Чёртова машина).

Станция Сары-Озек, здесь сменится локомотивная бригада, а я поеду дальше. После распада СССР, в Казахстане стали менять названия населённых пунктов по правилам казахского языка, однако железнодорожные станции переименовали не все. Таким образом станция Сары-Озек находится в переименованном селе Сарыозек. Это село относительно крупное в этом районе, на станции проводятся небольшие маневровые работы, есть пункт замены колёс подвижного состава. На нашей дистанции путешествия, Сары-Озек по профилю пути — как вершина горы с которой мы уже покатимся вниз по приличному уклону. Участок от Сары-Озека до Коксу был мне особо интересен, уж больно много высоченных гор, рек и исторических мест Турксиба. Так оно и оказалось, буквально с открытым ртом я проехал этот участок и заполнил последнюю карту памяти фотоаппарта. Станцию Тауарасы до этого видел только на картинках. И в правду, живописное место! По ущелью с речкой Биже доезжаем до пересечения с автодорогой и попадаем на станцию Айна-Булак. В фильме с историческими очерками я уделю особое внимание этой станции, ведь на ней была смычка Турксиба и съёмки фильма «Золотой телёнок». Проходим станцию Айна-Булак без остановок и останавливаемся под скрещение на станции Копр, после которой открывается шикарный вид: вырубленная на скальном склоне выемка для железной дороги, слева обрыв к немаленькой по размерам реке Биже.

Blog post image

Помощник машиниста тепловоза Олжас на станции Сары-Озек

Blog post image

Разъезд Койкрыккан

Blog post image

Выемка на перегоне Койкрыккан — Май-Тобе

Blog post image

Перегон Койкрыккан — Май-Тобе

Blog post image

Разъезд Тауарасы

Blog post image

Разъезд Копр

Blog post image

Перегон Копр — Моюн-Кум

Blog post image

Станция Биже

Blog post image

Тепловозы 2ТЭ10М-0480 и 2ТЭ10М-1187 в ТЧ-43 Коксу

Постепенно линия Турксиба плавно переходит в равнину со станциями Моюн-Кум, Биже и Коксу. От станции Коксу ответвляется линия в сторону Текели и Талдыкоргана. Тут же стояли старые тепловозы 2ТЭ10М приписки к ТЧ-43 Коксу. Потом я почувствовал усталость и присел на запасное трете место в кабине, пройденные 250 км дали о себе знать. Машинист, который вёл наш поезд от станции Сары-Озек рассказал мне интересную историю, о том, что на участке Биже, Коксу, Кальпе, во время строительства Турксиба, рабочие сталкивались с загадочными обстоятельствами. Планируемое место для строительства железной дороги проходило по святым местам. Местные жители были против этого и говорили это строителям. В определённых местах происходили аномальные явления, глохла и не заводилась техника. Руководством строительства дороги было решено, перенести линию строительства в сторону на несколько десятков метров и проблема была решена. На месте тех святых мест, которых насчитывается множество, у существующей линии Турксиба были воздвигнуты маленькие строения, напоминающие мазары.

Blog post image

Мост через реку Каратал, перегон Пияз — Уш-Тобе

Blog post image

Станция Уш-Тобе

Проезжаем станцию Кальпе, далее мост через реку Каратал и станция Уш-Тобе. На этой станции конечная нашего грузового поезда и бригады, далее вагоны грузового состава расформируют в другие поезда, локомотив могут отправить вплоть до Семипалатинска, а бригада будет следовать указаний инструкторов, жизнь продолжается!

Меня встретят очень тепло, устроят в дом отдыха локомотивных бригад, а к вечеру уеду в кабине тепловоза 2ТЭ10У с пассажирским поездом Новосибирск – Ташкент обратно в Алматы. Что касается самого фильма, над которым я работал, то будут ещё несколько самостоятельных выездов для съёмок на станции и перегоны Турксиба на автомобиле, затем монтаж и премьера. Фильм я посвящу своим родным проработавших всю жизнь на этой железной дороге.

Вот так ездят грузовые поезда по Турксибу, от гор до степей, через реки и пустыни, поднимаясь и спускаясь с перевалов, мимо святых и исторических мест. Кому как, а я не равнодушен ко всему происходящему на железной дороге, посвящая своё свободное время редкому хобби — треинспоттинг (фотографирование железной дороги).

Все фотографии с путешествия можно посмотреть тут.

Турксиб, от Алматы до Уш-Тобе (фильм)

Турксиб, от Алматы до Уш-Тобе (ролик о фильме)

Турксиб, от Алматы до Уш-Тобе (скачать фильм в DVD формате)


5
2754
1