kk
Default banner
Разное
426 297 постов49 подписчиков
Всяко-разно
6

Рост уголовных преследований по делам, связанным со свободой слова в Казахстане, устрашает

Фонд «Адил соз» сделал обзор ситуации со свободой слова в Казахстане

Фонд представил результаты своей аналитики в динамике трех последних лет. Она, мягко говоря, устрашает.

В 2016 году число уголовных преследований по делам, связанным со свободой выражения, выросло против прошлогоднего с 38 в 2014-м и 77 в 2015 - до 87 дел, число обвинений в клевете – с 20 в 2014-м и 35 в 2015 - до 46 дел, а число обвинений «за распространение заведомо ложной информации» в этом году до 12.

По обвинению в распространении заведомо ложной информации в отношении «Казкоммерцбанка» журналист Гузяль Байдалинова осуждена на полтора года лишения свободы, предприниматель Таир Калдыбаев – на 4,5 года лишения свободы. После того, как Калдыбаев был найден повешенным в тюрьме, апелляционный суд прекратил производство в связи с его смертью, а Гузяль Байдалиновой заменил реальный срок на условный.

Борьба с экстремизмом, разжиганием национальной и религиозной розни нередко оборачивается преследованием за инакомыслие, распространение мнений и убеждений.

Зафиксировано 12 уголовных дел и 6 приговоров по обвинениям в возбуждении социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни. В ноябре 2016 года в Атырау Макс Бокаев и Талгат Аян были приговорены к пяти годам лишения свободы каждый с последующим запретом заниматься общественной деятельностью три года.

По части дел с решениями судов не соглашается общественность. С решением суда по делу Макса Бокаева не согласен весьма известный в Казахстане директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. «Я делал экспертизу уголовного дела (Макса Бокаева – авт.). Могу стопроцентно сказать, что конкретных причин для обвинений, по которым его могли бы посадить в тюрьму, не было. Его «вина», может, заключалась лишь в том, что он показал власти все ее недоработки и ошибки. И за это наказывать, мне кажется, абсолютно неправильно», - считает он.

Самым громким делом 2016 года, было, пожалуй, дело председателя Союза журналистов Казахстана, президента Национального пресс-клуба Сейтказы Матаева и генерального директора информационного агентства КазТАГ Асета Матаева, права которых на защиту были серьезно нарушены в ходе суда и следствия, в результате чего их обвинили в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов и приговорили к 6 и 5 годам лишения свободы соответственно, считает в фонде «Адил соз».

С решением суда по делу Саята Ибраева, обвиненного в «создании преступной группы», «экстремизме, незаконном лишении людей свободы, лечении алкоголизма и наркомании, наносящими вред здоровью людей методами» и других уголовных преступлениях, не согласен известный казахстанский ученый Аскар Жумадильдаев. «Саят Ибраев лишь написал статью про салафитов … Убийц Алтынбека Сарсенбаева уже выпустили условно-досрочно, а ученого держат», - говорит он.