Yvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
8
16:07, 31 августа 2016

К юбилею The Cure. Путеводитель по альбомам группы

Легендарная английская рок-группа The Cure была образована в 1976 году и продолжает творческую деятельность по сей день. На протяжении всего существования в её составе часто происходили изменения, но постоянным участником остаётся вокалист, мультиинструменталист и автор песен Роберт Смит. Будучи представителями альтернативного рока, The Cure тем не менее добились значительного коммерческого успеха, продав около тридцати миллионов записей, и получили широкую известность благодаря активной ротации видеоклипов на телевидении, но в особенности харизме и таланту своего лидера. Смит приковывает к себе внимание не только отличительным внешним видом на сцене и в повседневной жизни (чёрная одежда, обильный грим на лице, подведённые тушью глаза и яркой помадой губы и, разумеется, запоминающаяся беспорядочная причёска), но и тем, что является одним из самых выдающихся композиторов в рок-музыке. Его увлечение литературой и поэзией отразилось на том, что он пишет наделённые смысловой и эмоциональной глубиной объемные и цельные тексты, делая в них отсылки к художественным произведениям (вызвавший скандал из-за названия Killing An Arab, первый сингл The Cure, на самом деле основан на сюжете "Постороннего", повести Альбера Камю). В своей лирике Смит затрагивает личные переживания, а его грубый и в то же время мягкий голос передаёт испытываемые им чувства от восторженных до отчаянных, что делает его пение выразительным и проникновенным. Помимо этого в студийных записях он играет на многих инструментах (кроме ударных), а на концертах обычно выполняет функции лид и ритм-гитариста.

В большинстве своём песни The Cure сочетают различные музыкальные стили, а также мрачные и порой печальные мотивы с изысканными и воодушевляющими мелодиями и для них характерна как волнительно-напряженная, так и мечтательно-романтичная атмосфера. Сформировав своё узнаваемое звучание, группа оказала огромное влияние на многих исполнителей (в том числе Korn и Placebo) и прежде всего русского рока (больше всего The Cure вдохновлялись "Кино" и "Агата Кристи"), обретя культовый статус. И хотя в 1990-х её популярность снизилась, она стала важнейшей вехой предыдущего десятилетия, записав и выпустив свои главные альбомы. В первоначальный состав The Cure кроме Смита входили его школьные товарищи барабанщик Лоуренс "Лол" Толхерст, басист Майкл Демпси и гитарист Порл Томпсон. Однако последний ушёл из группы ещё до работы над дебютным альбомом Three Imaginery Boys, вышедшего в 1979 году в эпоху моды на панк-рок. Песни на нем, в которых прослеживаются элементы данного жанра, получились сырыми и недоделанными (что признавал сам Смит), из-за чего альбом не достиг высот в британских чартах, как и не вошедшие в него синглы Killing An Arab и Boys Don't Cry (ставшая знаменитой уже после переиздания в 1986 году). К тому же на группу давило руководство Fiction Records, требовавшее от неё хит. Смит, договорившись с лейблом, взял под свой полный контроль производство всех последующих альбомов. Так начался классический период в карьере The Cure, доказывающий, что они являются одной из, если не лучшей рок-группой 1980-х.

Blog post image

Seventeen Seconds (1980)

Blog post image

The Cure всегда выделялись на всеобщем фоне, будучи настоящей альтернативой. В ту пору, когда остальные артисты исполняли весёлые и незатейливые безделушки, впавший, несмотря на юный возраст, в экзистенциальный кризис Смит стал писать полные обреченности и уныния песни в духе пост-панка. Тем самым второй альбом резко отличался от более бодрого и наивного дебютника, положив начало так называемой "темной трилогии". Новое направление, выбранное The Cure, не нравилось Демпси, после чего он ушёл из группы. Вместо него был взят Саймон Гэллап, вместе с которым пришёл Мэттью Хартли. Именно из его суховатых и холодных партий на клавишных вкупе с минималистичной игрой Смита на гитаре состоит Seventeen Seconds.

Альбом одновременно ритмичный (песни In Your House, M, At Night и вышедшая синглом A Forest с загадочным текстом, ставшая первым хитом The Cure на родине) и размеренный (Play For Today и инструментальные композиции A Reflection, Three и The Final Sound, резко обрывающаяся из-за того, что в студии закончилась плёнка), а сдержанный и местами тихий (что заметно на Secrets и одноименной Seventeen Seconds) вокал Смита органично дополняет звучание, подчинённое единой концепции. В его поддержку был проведён тур, в ходе которого Смит параллельно был участником Siouxsie And The Banshees, подменяя у них ушедшего ритм-гитариста, а Хартли покинул The Cure, видя, что лидер группы погружается в депрессию, что сказывалось на настроении коллектива.

Для ознакомления: альбомная - M, сингл - The Forest

Blog post image

Faith (1981)

Blog post image

Самый любимый из ранних альбомов The Cure, записанный трио Смит-Гэллап-Толхерст и продолжающий "темную трилогию". Песни на нем ещё более отрешённые (такие, как The Holy Hour, Other Voices и The Drowning Man) и заупокойные, в чем-то даже траурные (инструментальная All Cats Are Grey, The Funeral Party и одноимённая Faith). Среди них выделяются убыстрённые панковые Doubt и выпущенная синглом Primary, в которых, как и на альбоме в целом, на передний план выдвинута бас-гитара Гэллапа. В свою очередь Смит после ухода Хартли совмещал игру на гитаре и клавишных. Центральной темой Faith (как следует из его заглавия) является вера, которую Смит постепенно терял, ведя себя отчужденно с людьми и сходя с ума (на концертах того времени он мазал глаза помадой). Несмотря на то, что альбом был обруган критиками (которые, впрочем, и в дальнейшем относились к The Cure не очень благосклонно), с годами отношение к нему стало уважительным, а среди фанатов группы он считается лучшим в её дискографии и, надо сказать, вполне заслуженно.

Для ознакомления: альбомная - Other Voices, сингл - Primary

Blog post image

Pornography (1982)

Blog post image

В том же составе группа породила на свет своё самое мрачное произведение, завершающее "тёмную трилогию" и эпоху, когда она играла пост-панк. Альбом создаёт намеренно отталкивающее впечатление своим названием и обложкой, но прежде всего вязкими и тягучими песнями. Помпезные по форме и трагические по содержанию, они представляют собой хронику душевного разлада Смита, чей впервые проявившийся именно на этом альбоме кричащий голос обладает истеричными нотками, а стихи носят суицидальный оттенок. Что уж говорить, если первая строчка в жуткой и нагнетающей One Hundred Years утверждает: No matter if all we die. Механическое и монотонное звучание альбома (синглом из него была выбрана, пожалуй, наименее подходящая для этого The Hanging Garden) иллюстрирует его основную тему о бренности бытия, из-за чего в ходе прослушивания складывается ощущение безысходности, а после опустошённости. Несмотря на то, что Pornography занял восьмое место в британском хит-параде альбомов, это был тупик и положение усугубилось, когда Гэллап после драки со Смитом ушёл из The Cure.

Для ознакомления: альбомная - One Hundred Years, сингл - The Hanging Garden

Blog post image

Japanese Whispers (1983)

Blog post image

Группа, где осталось лишь двое участников (один из которых к тому же находился не в лучшем психологическом состоянии), оказалась на грани распада. Ситуацию спас её продюсер Крис Перри, предложивший сочинять упрощенные в плане гармоний и текстов песни и перейти от страдальческого к более беззаботному имиджу, поменяв идеологию и стиль The Cure. Смит не желал, чтобы группа вошла в мейнстрим, но взял себя в руки и, воспрянув духом, приступил к делу. В это время Толхерст перешёл на клавишные, а место барабанщика занял присоединившийся к группе Энди Андерсон. Увлёкшись тенденциями актуальной тогда "новой волны", Смит написал ряд песен, при прослушивании которых наблюдался явный контраст с "тёмной трилогией". Они были попсовыми в хорошем смысле, ведь группа, привнеся в свою музыку легкость и игривость, а также жанровое разнообразие, при этом сохранила свою вдумчивость и серьезность, представ более интересной и искренней в сравнении с современниками.

The Cure приятно удивили публику в вышедших синглами танцевальных Let's Go To Bed, The Walk и джазовой Lovecats, взлетевшей до невиданной доселе для группы седьмой позиции в британском чарте. Все они вошли в сборник Japanese Whispers, который изначально предназначался лишь для азиатского рынка (где The Cure восприняли тепло, чем где-либо на раннем этапе их карьеры), но затем было решено выпустить его везде. В песнях на нём (помимо трёх синглов туда включены мало в чем уступающие им пять би-сайдов) преобладает любовная лирика, ранее несвойственная для Смита (за исключением разве что Boys Don't Cry), количество которой увеличивалось с каждым последующим альбомом. Также в это время группа познакомилась с режиссером Тимом Поупом, в дальнейшем снимавшим для неё на протяжении долгих лет почти все клипы, выведя их на качественно иной кинематографический уровень и этим поспособствовав росту славы The Cure в народных массах.

Для ознакомления: сингл - Lovecats

Blog post image

The Top (1984)

Blog post image

Во многом экспериментальный альбом, где смешаны разные жанры и расширен инструментальный состав. Смит записал его почти в одиночку (взяв на себя большую часть обязанностей Толхерста), помимо гитары, баса и клавишных сыграв на скрипке и губной гармошке. Вернулся в группу Порл Томпсон, отметившийся партиями на саксофоне, а за ударные и перкуссию отвечал Андерсон. На тот момент Смит пробовал наркотики, из-за чего в песнях прослеживается влияние психоделического рока. На альбоме присутствуют непривычно тяжёлые для группы вещи Shake Dog Shake и Give Me It, восточная Wailing Wall, нежные экзотические баллады Birdmad Girl (где используется испанская гитара), Dressing Up и The Caterpillar (выпущенная синглом самая любимая песня The Cure), энергичные Piggy In The Mirror и Bananafishbones, а также The Empty World и одноименная The Top, отсылающие к "темной трилогии". И хотя альбом неровный и причудливый, это обстоятельство и придаёт ему изюминки. Кстати, именно в это время ранее носивший короткую стрижку Смит отрастил копну волос на голове, ставшую его личным и символом всей группы.

Для ознакомления: альбомная - Shake Dog Shake, сингл - The Caterpillar

Blog post image

The Head On The Door (1985)

Blog post image

Самый любимый альбом The Cure, воплощающий собой квинтэссенцию их творчества. Пожалуй, наиболее доступная для восприятия работа довольно сложной для слушателя группы. Впервые в своей истории она состояла из пяти человек, когда в неё обратно был принят Саймон Гэллап, помирившийся со Смитом. Вскоре после увольнения Андерсона её пополнил Борис Уильямс, а Порл Томпсон начал делить со Смитом должность гитариста и клавишника. Участники коллектива, в котором наконец царили сплоченность и единство, понимали друг друга с полуслова, а наличие технически сильных новых-старых музыкантов позволило The Cure развиваться и заметно поднять планку. Песни на The Head On The Door (их автором впервые в альбомах группы указан один Роберт Смит) соединяют как звонкие и задорные (фламенко The Blood, Six Different Ways, Push и Screw), так и плавные и драматичные мелодии (самобытная The Kyoto Song, The Baby Screams, A Night Like This и Sinking) в лучших традициях The Cure. Альбом стал очень востребован в Европе благодаря выпущенным из него синглами Inbetween Days и Close To Me и вывел группу на международную арену.

Для ознакомления: альбомная - The Blood, сингл - Inbetween Days

Blog post image

Kiss Me Kiss Me Kiss Me (1987)

Blog post image

Альбом, содержащий целых восемнадцать песен, которым The Cure покорили Америку. Теперь они выступали не только в небольших клубах и концертных площадках, но и огромных стадионах. Несколько перенасыщенный в аранжировках, с использованием духовых и симфонических партий, альбом записывался в спокойной и радостной обстановке и в основном состоит из песен о любви. Такие, как заводные Why Can't I Be You, How Beautiful You Are, The Perfect Girl, фанковая Hot Hot Hot !!! и более меланхоличные Catch, A Thousand Hours и душераздирающие Torture, All I Want и One More Time навеяны отношениями Смита со своей давней подругой Мэри Пул (они поженились в 1988 году). Особняком среди них стоит одна из лучших баллад рок-музыки Just Like Heaven (которую Смит описал как идеальную поп-песню и с ним трудно не согласиться).

На альбоме имеются также тревожные The Kiss, If Only Tonight We Could Sleep, Like Coccatoos и Icing Sugar (исполняемая на саксофоне, как и Hey You!), пугающая The Snakespit и агрессивные Fight и Shiver And Shake, звучащая как обвинительный приговор Лолу Толхерсту, чья роль в группе стремительно уменьшалась. В отличие от своих коллег он не проявлял усердия в написании песен, к тому же начав злоупотреблять алкоголем и став обузой для группы. Смит и Толхерст, некогда лучшие друзья и основатели The Cure, отдалились и Роберт держал старого товарища в группе лишь за былые заслуги. На его свадьбе шафером был Гэллап, который с тех пор стал по сути правой рукой Смита (ныне он второй долгоиграющий участник группы). Kiss Me Kiss Me Kiss Me является последним альбомом для Толхерста, которого заменил Роджер О'Доннелл.

Для ознакомления: альбомная - One More Time, сингл - Just Like Heaven

Blog post image

Disintegration (1989)

Blog post image

Роберт Смит, которому исполнилось тридцать лет, переживал очередной кризис, на этот раз среднего возраста и стресс из-за насыщенного графика гастролей и повышенного внимания прессы. Решив выразить свой гнев и разочарование, он решил написать нечто совершенно иное от накопившихся за пару лет легковесных записей и показать всем более глубоких и зрелых The Cure (по его мнению, критики и даже приближенные к группе лейбл и фанаты неправильно понимали её суть). Для этих целей он снова отстранился от других участников и принимал наркотики. Новый альбом ознаменовал возвращение The Cure к истокам, то есть "темной трилогии" и таким образом завершает музыкальный путь группы в 1980-х с того, с чего она начинала. Но в сравнении с Seventeen Seconds, Faith и Pornography он менее скорбный и более торжественный. Несмотря на не совсем мейнстримное звучание (что вызывало недовольство и недоверие со стороны Fiction Records), альбом взобрался на высокие позиции в хит-парадах, а концерты группы собирали полные залы по всему миру.

Синглами были выпущены Pictures Of You и Fascination Street, а также занявшая в американском Billboard Hot 100 второе место Lovesong (Роберт посвятил её Мэри) и достигшая пятой строчки в британском чарте Lullaby (основанная на фантазиях и страхах Смита, что тоже является одной из распространённых тем для песен группы), ставшие самыми успешными у The Cure за рубежом и на родине. Присущая им динамика отличает их от медленного, пронизанного тоской (Plainsong, Closedown и Untitled) и местами чересчур пышного и затянутого (Prayers For Rain, The Same Deep Water As You и одноимённая с альбомом песня) материала, превалирующего на Disintegration. Он признан наивысшим достижением The Cure, впрочем, не собиравшихся останавливаться, находясь на пике своих возможностей. И хотя затем группа выпустила самый прибыльный в своей дискографии Wish, в этом и последующих альбомах она стала повторяться и в них ощутимо не хватает необъяснимой магии, которой наделены и цепляют её песни из 1980-х. Но все же The Cure за все эти годы не утратили мастерство и страсть к музыке, оставив значимое культурное наследие.

Для ознакомления: альбомная - Plainsong, сингл - Lullaby

8