Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
8
04:31, 12 августа 2016

Должны ли госорганы отвечать пользователям соцсетей? Советы юриста

Недавно поднимался вопрос о том, почему госорганы не отвечают или не всегда отвечают на вопросы пользователей ФБ или других соцсетей на своих личных страницах или когда их тэгают. Не знаю, были ли комментарии юристов на этот счёт, я не видел, но прокомментирую от себя.

Согласно дефинициям Закона:

"обращение - направленное субъекту, рассматривающему Согласно Закона "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц";

"обращение - направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, видеоконференцсвязи, видеообращения, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик";

"заявление - ходатайство лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе субъектов, рассматривающих обращения, должностных лиц, либо критика их деятельности";

"жалоба - требование лица о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов его или других лиц, об устранении неправомерных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц со стопроцентным участием государства либо предоставляющих товары (работы, услуги) в соответствии с условиями государственного заказа и (или) государственного закупа, субъектов крупного предпринимательства по обращениям физических и юридических лиц, с которыми заключен договор на поставку (выполнение, оказание) им товаров (работ, услуг), их должностных лиц, а также отмене их незаконных решений" (пп.1,4,13 ст.1 Закона).

Обращения физических и юридических лиц (включая жалобы и заявления), поступившие по общедоступным информационным системам (например, ФБ) и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом (п.5 ст.7 Закона).

Обратите внимание на фразу "и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи".

В нашей стране уже 13 лет (!) действует Закон "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" (вот время-то бежит, вроде только вчера приняли!).

Так вот, пп.12 ст.1 Закона указывает, что "электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи".

А "электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе" - п.1 ст.7 Закона. При этом ни одна соцсеть, включая ФБ, не использует ЭЦП, и свои аккаунты пользователи заполняют по своему усмотрению.

Таким образом, любые электронные обращения к государственным органам должны обязательно быть подписаны ЭЦП, иначе они не признаются электронными документами, не могут быть идентифицированы в установленном порядке и на них не могут ответчать получатели обращения согласно пп.1 п.1 ст.5 Закона "не подлежат рассмотрению анонимное обращение, за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности и которое подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией".

Поэтому при обращении через ФБ государственные органы не имеют право отвечать на поступающие обращения, если только такие обращения не содержат сведений о готовящихся или совершённых правонарушениях и преступлениях.

Однако не могу не приветствовать открытость некоторых чиновников, акимов и депутатов, которые оперативно и открытов обсуждают проблемы и дают комментарии через ФБ. При этом считаю, что необходимо внести изменения в Закон ""О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц", позволяющие чиновникам или их пресс-службе на законных основаниях отвечать через соцсети всем обратившимся.

 

8
2551
1