Помню каким фурором сопровождался запуск первого пассажирского состава "Тулпар – Тальго". На календаре был 2001 год, страна только выбралась из периода затяжной депрессии, что сопровождала развал Советского Союза. Наступившее, новое тысячелетие, казалось, само по себе гарантировало бесплатный билет в светлое будущее.
Железные дороги тогда находились, мягко говоря, не в самой лучшей форме: вагоны, доставшиеся еще от рухнувшей империи, были готовы развалиться вслед за ней, а царящая неразбериха в системе продажи билетов и самого обслуживания напоминала стихийные блошиные рынки, раскинувшиеся на обочинах дорог.
Уже в 2010 году был подписан договор о совместном строительстве завода в Астане, в 2011 состоялся запуск завода, а в 2012 году на рельсы сошел первый состав, полностью собранный на казахстанском заводе. Причем с каждым годом процентное содержание казахстанского производства повышается, и не за горами то время, когда поезда будут состоять полностью из местных комплектующих.
Проектная мощность завода – 149 вагонов в год, если учитывать, что в среднем состав состоит из 25-30 вагонов, то можно говорить, что это от пяти новых поездов в год и новые рабочие места.
Сам я на Тальго до этого случая не ездил, и первый опыт поездки оставил меня в смешанных чувствах. Однозначно - удобное время в пути (проектная скорость у поездов вообще 200 км), однако качество дорог и другие моменты не позволяют ему разгонятся до таких скоростей, вполне устраивает и сотня, по сравнению с советскими тихоходами.
Поезд идет довольно мягко, но вот теснота.
Я - человек довольно крупной комплекции (в просторечье толстый), поэтому небольшие купе, особенно формата «Турист», доставляли мне некоторые неудобства. И если на полке еще мог растянуться в полные рост (186 см), то вот сидеть при разобранных лежаках можно только согнувшись в три погибели, также с движением по коридору в тот же вагон ресторан. Но с 2016 года в новых поездах исчезнет и этот недостаток, завод полностью переходит на создание вагонов новой модификации. Основные изменения коснутся как раз увеличения полезных площадей для вагонов всех типов: ширины вагона - на 25 см и высоты - на 22,4 см; площади туалетов возрастёт в 1,8 раз; длина спальной полки - на 7 см; коридор расширится на 10 см.
Также изменится дизайн вагонов и появится совершенно новый тип вагона «Турист» с местами для сидения и багажный вагон.
Особо хочется отметить появление специального вагона для людей с ограниченными возможностями (использующих для передвижения коляску) со специализированный санузлом, приспособленным под их физические ограничения.
Вагон включает в себя 3 купе, оборудованные раздвижными входными дверьми в коридор. В нём предусмотрены складные подъемники с каждой стороны от входной двери.
Уже в июле, то есть практически через месяц, запланировано проведение динамических и сертификационных испытаний двух составов, а запуск первого поезда, состоящего полностью из вагонов нового образца, произойдет в декабре сего года и будет приурочен к 25-летию Независимости Казахстана.
Складские помещения.
Цех по сварке вагонов.
Вот здесь алюминевые скелеты вагона начинают обрастать «мышцами» деталей.