Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
09:41, 19 июня 2016

«Травиата» в ГАТОБ: о старом по-новому

Blog post image

«Оставаясь в классических рамках, можно делать великие дела», — решает ГАТОБ имени Абая и презентует новую постановку оперы Джузеппе Верди «Травиата». Интересно, что же получается? Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая продолжает жить в режиме обновлений.

В прошлом году была презентована современная постановка оперы Жоржа Бизе «Кармен», а начало нынешнего совпало с премьерами новых постановок балетов Петра Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица», которые заиграли новыми красками и стали отличным подарком для юных зрителей на новогодние каникулы. И совсем недавно режиссер Ляйлим Имангазина представила на суд искушенной публики новую постановку оперы Джузеппе Верди «Травиата».

Опера, написанная либреттистом Франческо Марией Пьяве по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», стала настоящим откровением для своего времени. Мало того что действие оперы происходило в Париже середины XIX века, так еще и главной героиней была выбрана женщина легкого поведения, ублажавшая людей высшего света и ведущая светский образ жизни за счет богатых любовников. Опера, потерпев на премьере провал, была переработана композитором и спустя несколько лет стала одной из самых популярных в мире. В нынешнее время «Травиата» есть в репертуаре практически любого театра, и точное количество различных версий и постановок, существующих в мире, наверное, неизвестно. В ГАТОБ опера о судьбе Виолетты — персонажа, отвергнутого обществом, — шла долгие годы, пока театр не осознал необходимость обновления морально устаревшей версии. Впрочем, от экспериментов на этот раз театр отказался.

Blog post image

«Когда готовилась «Кармен», стояла задача завлечь зрителя в театр, показать молодому поколению, что в здании ГАТОБ возможны чудеса. И они в это поверили. У нас на «Кармен» и «Щелкунчика» пришла молодежь, которая попала сюда впервые и была ошарашена, насколько опера и балет интересны и увлекательны. Уверена, сделали правильный выбор, что не стали экспериментировать с «Травиатой». Конечно, очень соблазнительна ее постановка в экспериментальном ключе, но уже не было бы так интересно, потому что «Травиата» была много раз переделана в Европе. Поэтому вышли на воспитательную и образовательную стадию, на классическом хрестоматийном материале показали, какой была опера в то время, когда она создавалась, как она может быть сыграна, спета», — поделилась режиссер Ляйлим Имангазина.

Открытие занавеса после непродолжительной увертюры поразило зрителя живописными декорациями и красочными костюмами. Воссоздана атмосфера балов и светских раутов в том виде, как они проходили во время создания оперы. Дамы и кавалеры в шикарных белых платьях и фраках, звон бокалов, легкий смех, поцелуи у всех на глазах. За создание подобной атмосферы отвечал художник-постановщик Вячеслав Окунев.

«Наверное, уже 50-й спектакль «Травиаты» для меня, и каждый из них особенный, в том числе радикальные постановки. Мне очень нравится, что сейчас акцент сделан на хороших вокальных данных певца. Конечно, креативные постановки насыщают театр идеями, и в этом их плюс. Но считаю, что спектакли бывают хорошие и плохие, неважно, экспериментальные или классические. В постановке стараемся сделать акцент на том, как нужно относиться к классической итальянской опере. У нас она динамичная, разнообразная, в общем, абсолютно новый спектакль с интересными мизансцена- ми», — рассказал художник-постановщик.

Показ беззаботной жизни высшего общества постепенно отходит на второй план, все внимание зрителя обращается на главную героиню, Виолетту. Ее первые сольные ноты встречены с восторгом: ведущая солистка и заслуженный деятель РК Жамиля Баспакова всегда хорошо поет, искренне вживаясь в свою роль, но в этот раз выступление особенно проникновенно и глубоко.

«Исполняю эту партию свыше 20 лет, и мое прочтение заключается, наверное, в том, что смотрю на оперу исходя из своего жизненного опыта. Сейчас в моей роли больше художественной стороны исполнения, прочтения, понимания человеческих качеств. Этого сейчас не хватает в нашей жизни, поскольку люди погружены в рутину, хочется почувствовать, что такое любовь, радость, потеря, ревность, предательство, расставание. В моем исполнении сейчас подобные чувства передаются гораздо выпуклее, чем раньше, когда была юной выпускницей консерватории, в 25-26 лет», — рассказывает певица.

Настоящим откровением со знаком плюс стал исполнитель главной мужской роли Альфреда Нуржан Бажекенов. Он уже известен казахстанской публике, так как пел партии лирического тенора практически во всех операх, что есть в репертуаре ГАТОБ. Но в этот раз их дуэт с Жамилей Баспаковой сложился удивительно удачно, солисты проживали свои партии, находясь на одной волне. Нельзя не отметить роль Флоры, с успехом представленную молодой меццо-сопрано Оксаной Давыденко, а также партию отца Альфреда Жоржа, спетую Александром Сметаниным. Отдельное восхищение вызвали в постановке артисты балета ГАТОБ, блестяще исполнившие балетный номер в начале второго действия.

Blog post image

«Ставим себе задачу все топ-спектакли обновить в плане сценографии, костюмов, прочтения. Можем назвать постановку премьерой, потому что, сравнивая ее с той «Травиатой», которая шла у нас раньше, можно увидеть новое прочтение, новое режиссерское видение, работу Вячеслава Окунева. Даже солисты по-другому относятся к этой опере, более проникновенно. Есть элемент большой творческой перезагрузки», — отметил директор театра Аскар Бурибаев.

И вправду, создать новую версию оперной постановки в классической манере намного сложнее, потому как их существует в мире достаточно много, и современному режиссеру найти свою линию, свою ноту звучания очень сложно. С другой стороны, солисты очень хорошо ориентируются в опере, и для них большой интерес составляет поиск новых взаимоотношений между их героями. Новая постановка «Травиаты» получилась живой и гармоничной, ничто в ней не было условностью и бутафорией: чувства, эмоции, краски, костюмы — все было настоящим, а зрители, словно на машине времени, перенеслись в XIX век и по-новому пережили драму человеческих отношений.

 
1
943
1