Yvision.kz
kk
BookVision
BookVision
616 постов4 подписчика
6
13:13, 24 августа 2016

Улпан ее имя

Небольшое лирическое отступление, ну не могу я без этого своебразного пролога в начале. Наверное еще со времен палеолита, мезолита появились имена у человека. Возможно во время неолита, а можеть быть еще позже. Человеческое имя говорить и показываеть что несет его обладатель. Имя человека накладывали отпечаток на его судьбу. Это как бы зашифрованный, скрытый генетический код. Таинственность и загадочность вот что привело к появлению литературных псевдонимов. Да и выбор псевдонима дает некий смысл его внутреннего мира который не так трудно понять простому обывателю. Есть у нас на ювижене коллеги никнейм которых говорит про них больше.

Пиковая дама – вот чьи посты и никнейм привлекли мое внимание. Зимой я скачал приложение «Читай», чтобы читать рассказы, повести, очерки. Как то зимним вечерком листая его я наткнулся на рассказ А.С. Пушкина – Пиковая дама. Сразу вспомнив что у нас на ювижене есть такой блогер я решил прочитать рассказ. Поклонники рукописных трудов А.С. Пушкина надеюсь не будуть ругать меня за многолетнее пренебрежение его творчеством.

Но такова моя судьба...

В приложение Читай очень много интересных рассказов я их почитывал и написал про это пост. Второй блогер – тоже дивчина с необычным никнеймом – Улпан Руб.

Но ее ник нейм ассоциировался с романом Габита Мусырепова – «Улпан ее имя». Кстати, очень активный блогер с передовыми взглядами на жизнь как героиня романа. Это было лирическое отступление на этом пролог заканчивается. Ну а теперь выходим на финишнюю прямую про роман.

Blog post image

Имя у казахов играло особую роль, как у всех народов. Небольшой набор букв говорит о человеке больше чем его внешность.

И нарекли ее именем Улпан.

События в романе происходит в 30-70-е годы ХIХ века на территории племен сибанов и кереев, уаков  в Северном Казахстане. Эти родовые объединения населяли территории Северного Казахстана возле реки Убаган. Роман увлекателен, легко читаем, хорошо понятен богат разными сюжетами перебрасывая читателя то вначало 30-40-е годы то возвращяя 50-60-е годы ХIХ века при этом вкрапляя обычные будни дни кочевников.

Главная героиня романа Улпан. Все события разворачиваются после встречи немолодого бия кереев уаков Есенея с молодой девушкой Улпан. Но до этой судьбоносной встречи, перо писателя уносит нас в далекое прошлое.

Как властьимущий Есеней был богат и влиятелен, но в беспредельном так называемом рейдере в те времена, то есть захвате самых плодородных земель он прогнал один аул. Амбизициозность Есенея, его стремление взять то, что не принадлежит ему силой приводит к трагедии. Аулчане в гневе израгая проклятия  прокляли Есенея и его потомство. Через год от оспы умерли его подросшие сыновья. Грозный бий округа сам переболев оспой остался жив, но лицо его было обезображена болезнью. Жена отвернулась от него. Есеней избегая своего дома проводил время в разбирательстве родовых тяжб. Суета – сует, родовые тяжбы, барымта все это отражается на Есенее, как справедливый, но суровый бий он поднимается таким авторитетом  превращаясь в негласного главного бия округа. Еще во времена национально-освободительного движения Кенесары, Есеней яростно бросаясь против сарбазов Кенесары снискал славу батыра. (В романе упоминается имя Кенесары Касымулы в негативном свете в силу конъюнктурности времени советского периода).

Время шло, Есеней прибавлял в годах. Люди входящее в окружение Есенея загрубели за годы родо-племенных конфликтов, судебных тяжб. Под стать Есенею вокруг него группируется когорота холостяков. Есеней одичал от женской ласки и его стремление оставить потомство приводить его к мысли взять в жены молодую девушку Улпан.

Сама степь открытая со всех сторон и не утаивающая ничего вокруг,  формирует открытый характер Улпан. Её лик красив и это не дает покоя Есенею много лет скачущего по степи в одиночестве. Молодая Улпан как луч света и предвестник новых перемен и справедливости врывается в жизнь Есенея.

У девушек того времени нету право выбора: либо замуж за больного но богатого, либо бежать с любимым и быть гонимой всю жизнь. Девушка не могла выйти за молодого человека местами она напоминает Скарлетт О’Хара  из «Унесенных ветром». Понимая сложность своего положения она делает выбор в пользу Есенея. Поставив условием быть не только молодухой согревающей постель, она претендует на главную роль в его жизни, которое никто не занимал в жизни Есенея до этого времени.  Красной нитью проходит ее мысль - выйду замуж я не попаду к тому чахоточному больному жениху. Своим степным умом она спасает себя, не преследуя никакой практичной мысли. Ведь по вековым устоям и традициям не молодой Есеней приобретает ее за большой калым. Улпан должна была попасть в темницу того времени, но вместо этого мы видим Улпан воспрявшую, распустившую крылья, взором всматривающаяся в даль, в будущее время. Выходя замуж ее целью становится самоутверждение, она не уходит головой в семейную жизнь.

За время отсутствия Есенея, его большое хозяйство прибирает в руки братишка Иманалы. Скупой Иманалы держит всех в узде. Несмотря на громкое название - аул бия Есенея, люди там по многу лет бедствовали, жили в нищете. Люди чувствует себя скованно, с приходом Улпан все меняется. Нововедение Улпан в доме Есенея встречает злостное сопротивление со стороны Иманалы и ее жены Айтолкын. Филантропия ее превращается в степную сказку, передаваемую их уст в уста. Эмансипированная женщина, широкой души филантроп на столько, что из простолюдинки стала негласным вождем малочисленного но уважаемого племени. Еще в школьные годы я начал читать роман на казахском. Но в школьные годы не осознаешь и читаешь верхоглядством. Когда я читал мне не верилось неужели такая женщина существовала у нас в степи.

Человек побывавший в других местах находится под впечатлением увиденного. После поездки в город Улпан отмечает все полезное и новое для жизни кочевников. Простолюдинка решает менять уклад жизни степняков. Она первая строит деревянный дом в своем кыстау. Дом поджигают, но это не остановливает главную героиню романа несмотря на уговоры и дурной знак. Всего лишь одна женщина меняет не только уклад жизни, но и вековые устои степи. Она старалась поменять мировозрение степняков.

Роман писался в советскую эпоху и тут не обошлось без влияния советской идеологии – эмансипация женщин, предвестник нового времени, оседлость. Технический инвентарь, новые инструменты в жизни кочевников-казахов. Капиталистические отношения, торговля, даже французское зеркало как лучший товар из Европы. Улпан украшает свой дом именно этим зеркалом, налаживая уют и тепло как в лучших домах Европы и Филаделфии.

Улпан это человек нового времени, в то время окружение Есенея состоящее из биев других родов еще живет в далеком прошлом. Но новое всегда приживалось с трудом и борьбой черезь споры. Ее энергия как родник пробивающий сквозь скалы и собирает сочувствующих со временем превращаясь в мощную реку. Но какова не была сильная духом Улпан, бетонной плотиной путь ей перекрывает люди считавшим вековые устои нерушимыми.

Есеней приунывший после смерти сыновей, и считавший свою походно-полевую жизнь обычным делом, с приходом Улпан приобретает другие качества. Он шутит, он высказывается в спорах молодых акынов и свою власть и авторитет употребляет во благо соплеменников. Со стороны кажется, что Есеней потокает Улпан утешая тем что у него молодуха согревающая постель, телесно напоминающая горячие молодые годы батыра Есенея но это все со стороны. На самом деле Есеней как соскучившийся по семейному теплу человек и сам раскрывается. Писатель награждает его положительными качествами, превращая его из сурового бия перед которым трепетали люди, рода и племена в обычного человека. Поэтому драматург Габит Мусырепов пером подмечает улыбку степного волка, бобыля превращает в лихого степного джигита, метко перебрасывающего с шутками  с молодыми женщинами.

После того, как Улпан покинула отчий дом у нее появляются новые друзья. Писатель вводит в роман  Шынар. Она также молода как Улпан, но и еще близка по духу. Подобное притягивает подобное. В описании жизни второго законченного холостяка Туркмен Мусрепа друга и соратника Есенея в годы национально-освободительного движения Кенесары. При этом невидимым узлом дружбы привязав Мусрепа к Есенею и женив его на Шынар в один год с Есенеем. Таким образом вся жизнь кочевников, разные социальные слои того времени отображены в романе. Туркмен Мусреп хоть и является прадедом писателя драматурга Г.Мусырепова, но он второстепенной герой в романе. При этом не нарекая своего деда выдающихся способностями, писатель показывает его обычным человеком. Сейчас в наших псевдо мемуарах соотечественников у всех предки знаменосцы Абылай хана и послы в Китае.

Некоторые поступки Улпан повергли в культурный шок окружающих людей того времени: сама называя Есенея по имени она требует это у своей подруги Шынар. При этом вековая устоявшаяся традиция лишь для нее только пережиток прошлого. В те моменты Есеней тешил себя что у него молодая, своенравная жена. Которую стоило укротить взмахом восьмигранной камчи по спине.

На многие века власть мужа над женой утверждалось камчой и переливной речью биев, считавшим справедливым решением уплаченным калым за молодую старым богачом. Возможно девушка свыклась со своей судьбой, ведь во много километровой степи все было испокон веков так.

Была ли это любовь для Улпан или все это было холодным расчетом? Этого ответа писатель нам не дает, оставляя нам время поразмышлять над временами, над людьми.

Если с Есенеем Габит Мусырепов работает как уже скульптор, то с Улпан он работает ювелиром, оно и понятно девушка, женщина материал чуткий и хрупкий. Но надо не забывать Улпан без Есенея, не Улпан, а обыкновенная девушка выходящяя замуж за немолодого превращающаяся в обыкновенную бабенку.

Так почему же она вышла замуж за пожилого бия, неформального лидера округа, бия игравшего роль первой скрипки в оркестре под названием округ.

Женское счастье. Вот на что делает ставку Улпан выходя за пожилого Есенея – видя его немоложавый вид, она одерживает ряд побед умом и милым личиком. Вскоре вся степь заговорила об новой байбише Улпан. Казахи увидев что у нее дар облагоделствовать людей нарекают ее именем Акнар. Даже в официальных документах ее так величают. Безопасность в начальный период брачной жизнь накладывает свой отпечаток.

Как характеризировать главную героиню?

С боевым характером хоть фронтом командуй. (После смерти Есенея она организовала сибанский поход). Утверждая справедливость в своих владениях, она кротка при обстоятельствах положительных. Девушка степей превратилась в полновластную владычицу больших земель и богатства. В дальнейшей период Улпан становится матерю рода. Образно говоря она становится первой леди округа. Благодаря своему прозорливому уму она оставила о себе добрую память в сердцаз сородочей и близких друзей. Она не становится главной в жизни сибанов, ведь по прежнему верховодят мужчины бии, она становится незаменимой, что подтверждает дальнейшие исторические события которые я прочел в мемуарах С.Муканова – «Школа жизни». Роман можно разобрать на цитаты для пабликов в контакте про отношения.

Если во времена когда она была женой Есенея, Улпан была уважаемой байбише. Но в её жизнь коварным вихрем врывается коварство Иманалы. Все это приводит к смерти Есенея. Роман плавно переходит во вторую часть. После смерти Есенея хитрые гиены вокруг нее начали рычать по тихому, показывать зубки вокруг лвицы Улпан, вымещая свою злобу на нее, строя козни и претворяя коварный план. Дух Есенея витает непродолжительное время после сибанского похода, злопыхатели, враги держащие камень за пазухой решили закидать камнями Улпан. В степной грызне все против всех, как  жена Есенея Улпан держит круговую оборону. Бии считающие себя многоуважаемыми и почтительными предводителями даже в сибанском походе невольно уступает место военного организатора Улпан. Конечно печалит что грызутся люди из одного народа. Но такая судьба у всех народов мира, только переварив в казане истории формируется общность взглядов и мировозрения народа его особый степной менталитет. Чтобы сделать ей больнее они не уступают друг-другу дочь Есенея - Бижикен и ее богатое приданное. Сама судьба злодейка делает выбор на Торсана человека впитавшего с молодых лет месть и сердцем наполненным коварством. Торсан – коварный, хитрый, жестокий. Его женитьба на дочери Есенея и Улпан Бижикен чтобы завладеть богатством не является главным мотивом. Основной мотив – месть главному бию округа сибанов, кереев, уаков Есенею за то что когда то Есеней принял решение высечь отца Торсана. Ведь его высекли плетьми по справедливому закону степей.

Торсан руководствуясь правилом подлецу – форма к лицу. Окончив русскую школу, завязав связами с царскими чиновниками, он исползует свои знания для претворения своего коварного плана. В форме волостного он начинает претворят свой план Барбаросса. Сейчас такого имени не особо встретишь, а вот Улпан имя вроде распространенное. (В мемуарах Сабита Муканова – «Школа жизни» фигурирует имя Торсана, про него тоже не лестные комментарии).

Все познается в сравнении. После смерти Улпан многие сородичи наконец-то  прозрев, на ее могиле воспоминают ее только добрым словом.  Сокрушаются вероломством и неблагодарностью Торсана. Писатель как бы намекает, что Октябрьская революция совершает справедливый суд над Торсаном. Но тут есть психологический фактор просматриваемый между строк -  проклятья Улпан сбылось.

Г. Мусырепов разными гранями описал Улпан. В романе Улпан держится с достоинством в годы замужества, после смерти супруга она становится во главе рода и держит высокую планку.

Местами роман по детски наивен, но такова воля Габита Мусырепова. С детства слышавший имя Улпан и в детские годы писатель фундаментом заложил ее имя святым. Г. Мусырепов разрозненно собирал малые факты и воспел Улпан - Акнар воздвиг ей памятник на долгие века. Габит Мусырепов пером и тетрадью  отдает дань Улпан и ее времени и тем самым навеки увековечивает  ее имя. Возможно в нашей степи были такие женщины, но история как степная трава молча покрыла их имена и славные дела канули в лету.

Что преследовал писатель таким образом?

Улпан превращается из дерзкой и местами капризной девушки в мудрую женщину. Её безграмотность Г. Мусырепов компенсирует живым и пытливым умом, прозорливостью. Меткостью суждений Улпан удивляет многих, даже Есенея повидавшего многое в своей жизни. В подходе к Есенею писатель как скульптор из твердой породы выбивает такую монолитную фигуру.

У романа нету желательного читателем Хэпи энда. Последние дни Улпан заканчивается трагично. Умирает муж Есеней, умирает дочь Бижикен, зять Торсан в спешке женится на своей возлюбленной Жауке, не осознающей того что она пришла в этот священный дом Есенея.

Г. Мусырепов описал характер, жизнь, красоту многих казахских девушек и женщин. Есть у него рассказ «Мать», тоже очень хороший.

Если бы наш кинематограф экранизировал роман, то фильм надо снимать только мотивирующий. Для меня все это казалось былью, фантастикой, однако в конце романа автор подтверждает правдивость написанного, герои романа реальные, а не вымышленные персонажи.

Написав много ответов я не ответил так какой же роман. Мой ответ ответ таков – роман мотивирующий. Примеряя события к современной жизни роман «Улпан ее имя» актуален и сейчас.

Вот так вот активный обычный блогер Улпан Руб, а столько шороха.

Будьте активны и вы будете читаемы и интересны для других и для меня конечно друзья.

6