Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
12:06, 15 июня 2016

Почему в Казахстане сложно стать нотариусом

Blog post image

Для начала следует отметить, что согласно Закону Республики Казахстан от 14 июля 1997 года № 155 «О нотариате» для того чтобы стать частным нотариусом необходимо:

-   быть гражданином Республики Казахстан;

-   достигнуть возраста двадцати пяти лет;

-   иметь высшее юридическое образование;

-   стаж работы по юридической специальности не менее двух лет;

-   пройти стажировку у нотариуса сроком не менее одного года;

-   пройти аттестацию в аттестационной комиссии юстиции;

-   получить лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.

Все указанные требования, на первый взгляд, являются логичными и не вызывают каких-либо вопросов. Если же немного капнуть, то, по крайней мере, у меня появляются некоторые вопросы к необходимости прохождения стажировки. Основной вопрос о том, нужна ли человеку с высшим юридическим образованием, который, между прочим, в период учебы гипотетически мог проходить практику у нотариуса, и имеющего стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, какая-либо стажировка вообще, тем более такая продолжительная, мы пока оставим стороне.

Начнем с того, что ни сам Закон Республики Казахстан «О нотариате», ни Трудовой кодекс Республики Казахстан не содержат понятия стажировка. Если же обратиться к словарю, то там имеется два понятия:

1)   производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности; широко применяется в советской высшей школе, где существует стажировка: выпускников вузов с целью углубления их специализации непосредственно на рабочем месте; молодых специалистов и работников НИИ и вузов для подготовки их к научной или педагогической деятельности, преподавателей высшей школы с целью повышения их квалификации;

2)   работа по специальности в течение определённого испытательного срока (испытательный стаж) для определения возможности зачисления на штатную должность в театрах, оркестрах, хореографических и др. художественных коллективах, в адвокатуре и некоторых др. организациях.[1]

Из изложенного, как мне кажется, можно выделить общее и сделать вывод, что стажировка – это в любом случае труд. Иными словами, человек во время стажировки получает опыт, работает, трудится.

Думаю, что из этих же соображений, депутаты, принимая Закон «О нотариате», закрепили за Министерством юстиции Республики Казахстан право устанавливать «порядок и размер оплаты за прохождение стажировки стажерами нотариуса». Однако, как оказалось, эта норма не исключает неверного ее толкования.

Blog post image

В частности, Министром юстиции Республики Казахстан издан приказ от 19 августа 2013 года № 275 «Об утверждении Правил оплаты за прохождение стажировки стажерами нотариуса», который устанавливает, что оплата за прохождение стажировки осуществляется стажерами.

Мало того, что оплата собственной работы – это парадокс, так это еще нарушает гарантированные Конституцией Казахстана права человека. «Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы», – гласит пункт 2 статьи 24 Конституции Республики Казахстан.

Отсюда опять вопрос – на какие средства человек в течение периода стажировки (напомню, не менее года) должен жить? У меня два варианта ответа. Первый – стажер достаточно обеспеченный и может себе позволить жить без заработной платы. Второй – он проходит стажировку формально, посещая нотариуса в лучшем случае по нескольку часов в день, если ему позволят это делать с его места работы, а в худшем случае не посещает его вовсе (вопрос к качеству работы такого нотариуса).

Blog post image

Кроме того, мне интересно, позволяет ли уровень доходов среднего сельского жителя оплачивать стажировку, не ущемляя себя в чем-то, или это накладно для него? Не по этой ли причине, так мало нотариусов на селе?

Следует также обратить внимание на тот факт, что в Законе Республики Казахстан «О нотариате» предусмотрена норма, позволяющая сократить срок стажировки до трех месяцев. Дословно она звучит так: «Срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа юстиции и нотариальной палаты для лиц, имеющих стаж по юридической специальности не менее пяти лет».

Однако, благодаря все тому же приказу Министра юстиции Республики Казахстан, для сокращения срока необходимо ходатайство руководителя стажировки.

Даже если опустить тот факт, что руководитель стажировки вовсе не заинтересован в сокращении срока стажировки (на него бесплатно трудятся, и, возможно, ему перепадает какая-то часть денег, оплачиваемых за стажировку), воля народных избранников претерпела кардинальные изменения.

Так, из Закона четко следует, что при наличии пятилетнего стажа срок стажировки сокращается, а приказом установлено ограничение, и даже наличие двадцатилетнего стажа не сократит стажировки, поскольку основанием для этого должно быть ходатайство руководителя стажировки.

В завершении хотелось бы отметить, что, например, в Российской Федерации стажировка оплачивается за счет нотариальной палаты. «Оплата труда стажера производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты»,- сказано в Порядке прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденном решением правления Федеральной нотариальной палаты от 18 мая 2015 года и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 151.[2]

И это, на мой взгляд, правильно, государство должно быть заинтересовано в наличии наибольшего количества нотариусов хотя бы потому, что они платят налоги, не говоря уже об увеличении доступности нотариальных услуг населению. Поэтому, хотелось бы, чтобы в дальнейшем данные препятствия были устранены.

 

[1] http://dic.academic.ru

 

[2] http://base.garant.ru

0
7836
0