Yvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
-3
01:08, 14 июня 2016

Наедине с небом

Blog post image

Казахская музыка на венгерском кобозе, смешение горлового пения и диджейского сета, задушевные мелодии европейских народов, энергичные кюи Великой степи… Проект The Spirit of Tengri, учрежденный радиостанцией Tengri FM в 2012 году, расширяет музыкальные познания казахстанской общественности четвертый год подряд и с каждым разом открывает новые горизонты.

В эпоху засилья композиций, пригодных только для громких праздников, бесплатные концерты настоящей музыки в живом исполнении стали большой редкостью. На фестивале современной этнической музыки The Spirit of Tengri истинное искусство, под- крепленное богатейшим опытом и мудростью поколений, доступно любому желающему. Интерес публики к этномузыке в последнее время значительно вырос, и даже тот факт, что в этом году на фестивале выступило немало музыкантов, знакомых по предыдущим годам, не уменьшил число желающих почувствовать атмосферу древних пластов.

Blog post image

— Мы решили не увеличивать число участников в этом году, а дать больше сценического времени тем, кто есть, чтобы показать как можно больше вещей из их репертуара. То есть теперь у музыкантов целых 40 минут, за которые можно раскрыться полностью, — объясняет президент фестиваля и генеральный директор холдинга Alash Media Group Батыр Казыбаев. — Знакомые группы приглашены для того, чтобы приучить аудиторию к данному направлению. Этническая музыка в современной обработке — понятие более обширное, чем обычное выступление домбристов, кобызистов вместе с барабанщиками. Это тенденция, целое направление, которое существует совсем недавно.

Темой фестиваля в этом году стало 1000-летие Алматы. Открытие The Spirit of Tengri 2016 посетил аким Алматы Бауыржан Байбек, отметивший важную роль культурных событий в городе с богатой историей и традициями.

Blog post image

Среди участников были заметны не только хорошо знакомые исполнители, но и новые коллективы из России, посетившие мероприятие с 4-летней историей впервые. Например, группа из Якутии «Айархаан» и фолк-проект Екатерины Ямщиковой, сочетающий старорусскую песню и башкирские народные инструменты

Казахстан впервые посетил диджей Carmen Rizzo, дважды номинировавшийся на премию «Грэмми» за сотрудничество с такими артистами, как Seal, Coldplay, Пол Окенфолд, Alanis Morissette, Dido, Jem, Niyaz, Ryuichi Sakamoto, Khaled. В числе знакомых алматинской публике также оказались эстонская группа «Trad.Attack!», турецкий коллектив BaВa Zula, тувинский мастер горлового пения Радик Тюлюш, башкирская группа «Аргымак», венгерские HoldViola и Tilla Török’s Band. Последние не только представили зажигательные композиции на акустических инструментах, но и приготовили для собравшихся на площади перед  Дворцом Республики зрителей настоящий сюрприз, исполнив две композиции на казахском языке.

HoldViola и Tilla Török’s Band

— Когда побывали здесь в прошлом году, нам очень понравилась казахская музыка, — рассказывают музыканты. — После того как уехали в прошлом году, стали искать ее, старались как-то преобразовать на венгерский лад, сделать такую аранжировку, которая была бы близка и венгерским, и казахским интонациям. Рады, что смогли снова удивить публику. Люди искренне радовались этнической музыке, хлопали, кричали. Для нас очень важна реакция зрителей. Раз люди подарили нам свою любовь, значит, мы все сделали на высшем уровне.

Казахстан представили три коллектива и диджей Нариман Исенов. Aldaspan и «Тиграхауд» выступили самостоятельно, «Роксонаки» представили творческий эксперимент совместно с группой из Китая Sintas, состоящей из этнических казахов, играющих этнорок. Одним из ветеранов события стала группа Aldaspan. Они выступали на всех четырех фестивалях The Spirit of Tengri. Коллектив, поставивший профессиональную электродомбру на студийный поток, каждый год дарил публике новую программу.

— Продюсеры фестиваля просто так не соглашаются на текущий репертуар. Они требуют от каждого участника новые произведения. Представленные нами композиции — результат полугодовой работы, на основе которой будем выпускать новый альбом, — говорит основатель и ударник группы Нуржан Тойшы. — Каждое выступление для нас как вызов. Если вы слушаете музыку, то знаете, что есть стагнация вне зависимости от жанра. Весь мир сейчас застревает в музыке до 90-х годов, после чего уже нет ничего качественного. Все нужно возобновлять, пить из чистого источника, а это только этномузыка. Поэтому все музыканты должны приезжать сюда, записывать, «воровать» в хорошем смысле, а больше и нет источников вдохновения для музыкантов.

Тиграхауд

Организаторы отмечают, что стать участником фестиваля может любой музыкальный коллектив, играющий в стиле этно. — Всегда открыты и рассматриваем любые предложения, поскольку нам важно поднимать наших казахстанцев как минимум до уровня приехавших команд. Но и музыкантам необходимо идти встречным курсом, находить нас, предлагать свои работы, ведь обя- зательно все отслушаем, пригласим к себе, поговорим, — поясняет Батыр Казыбаев. — К сожалению, у нас очень много гениальных музыкантов, которые ничего не делают, чтобы о них узнали, даже маленький шаг навстречу. Надо хотя бы купить лотерейный билет, а дальше перед ними откроются все двери. Ведь не берем деньги за то, чтобы быть у нас в эфире или участвовать в проекте.

Все дни фестиваля публика ощущала живое звучание, ни одна композиция не звучала под фонограмму. По словам организаторов, отстройка микрофонов шла три дня, поскольку большинство композиций рождены на стыке древнего наследия и современных технологий. Необходимо было найти баланс между тихим архаичным тувинским моринхуром и современной электрогитарой, низким горловым пением и высокими нотами. Не потеряется ли этническая составляющая, приправленная электронными инструментами и громкими аранжировками? Практически все участники в один голос утверждают, что опасения излишни.

HoldViola и Tilla Török’s Band (Венгрия)

Весь наш репертуар — народные песни, которые аранжируем, используя популярные у нашего народа классические инструменты — скрипку и кобоз в оригинальном виде. Хотя из электроники чаще всего используем микрофоны, любим иногда поэкспериментировать и в плане использования электронных инструментов, стараемся модернизировать всю нашу музыку.

Группа Huun Huur Tu (Тыва, РФ)

Практически вся музыка вышла из народа, та же классика. Джаз, рок — среди музыкантов нет таких границ. Нам предки оставили серьезное музыкальное наследие, в том числе горловое пение. У нас замечательные древние инструменты, и композиции группы на 90% — аранжировки народных мелодий. То, что сыграно на электронных инструментах, — просто зов времени, тем не менее, в наших композициях масса этнических элементов.

Группа «Trad.Attack!» (Эстония)

В Эстонии популярна современная этномузыка, она — символ самоидентификации, и публика у нее молодая, к тому же ее очень много. Все архивные записи пылятся на полках фондов, очень важно их достать, аранжировать. И для интереса со стороны молодого поколения делаем этномузыку современной. Вообще, постоянно ломаем стереотипы, так как не укладываем свою аранжировку в какой-то стиль, нам просто нравится, как та или иная песня звучит оригинальным образом, и все. А как называется стиль, не важно, главное для нас, чтобы было гармоничное звучание.

Аргымак

Группа «Аргымак» (Башкирия, РФ)

У нас есть фонотека старых композиций, которая хранится в Академии искусств Башкирии, где собирается очень много фольклористов, народного фольклора. Суть в том, что ездим по экспедициям, с помощью катушечных магнитофонов записываем разных бабушек, дедушек, которые еще помнят первоисточник. Прослушиваем собранную фонотеку, выбираем репертуар. Проводим через сердце и новым звучанием доносим до современного слушателя, чтобы было понятно всем.

Группа Aldaspan (Казахстан)

Конечно, архаичность пропадает, но вы найдите хоть одного молодого человека, который в наушниках имеет архаическую акустическую народную музыку. Вряд ли найдете. А в такой обработке слушают, и это важно для популяризации

Blog post image

Оригинал статьи– в № 13 (580)—е газеты «Бизнес&Власть», электронная версия доступна по ссылке http://and.kz/userfiles/books/xrss_b&v_13e_2016.pdfd20160610025515.pdf

-3
343
1