Наткнулся на статью "Наурыз и шала-мусульмане".
Тема поднята интересная, не смог пройти мимо.
Пост о том, что нельзя быть наполовину мусульманином - либо ты мусульманин, либо нет. (с чем я полностью согласен)
Однако само название, доводы... Насколько я понял из статьи, надо писать Навруз (не согласен, по-казахски - Наурыз), и главное, это языческий праздник и автор считает всех, кто отмечает Наурыз шала-мусульманами и просит их не называть себя мусульманами.
И тут у меня появились сомнения (любые ограничения вызывают сомнения):
- учитывая масштабы праздника, это означает, что миллионы людей автоматически становятся шала-мусульманами. (причем их вера не вызывает у меня сомнений)
Я пролистал в интернете несколько страниц с дискуссиями вокруг Наурыза. Меня привели в ступор как противники, так и сторонники празднования. Пришлось покопаться чуть глубже. В исламе всегда было много течений. В общем, есть течения, прямо отрицающие Наурыз, обосновывая его языческим происхождением праздника. Есть более умеренные позиции, признающие право на общественный праздник.
Мое мнение:
Я считаю, что тут важна сама традиция. Если праздник не противоречит исламу, то его можно отмечать. И акцент надо делать не на языческом прошлом, а на характере проведения. В этот день можно и нужно приглашать соседей и родственников в гости, приглашать муллу за дастархан, заниматься богоугодными делами.
- Наурыз является национальным праздником даже в Афганистане и Иране, известных своим религиозным рвением. С 91 разрешен в Турции. Еще Наурыз запрещен в Сирии, где поселился ИГИЛ. И самое главное, Наурыз официально празднуется у нас, в Казахстане.
Конечно, это личная позиция каждого. Тем более, не мое это дело, шала-мусульманское, и не автора.
..и просить мусульман не называть себя мусульманами неправильно (хоть и просит он это сделать из добрых побуждений)