Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ
Корни и крылья
Мне пришлось посетить много молодых независимых государств, которые недавно избавились от колониализма и строили новое будущее. Больше всего меня интересовала история и культура этих народов. Когда я начинала расспрашивать о предках и традициях, руководители этих молодых государств с великой историей меня часто перебивали cловами: "Надо думать больше о будущем, чем о прошлом!" А премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи Асрес лет десять назад ответил мне совсем как поэт: "Корни конечно важны, но крылья еще важнее. Мы смотрим в будущее!"
Эфиопия - страна которая смотрит в будущее. Фотографии Юрай Хмел
Я тоже стараюсь смотреть в будущее, но чем старше становлюсь, тем важнее мне кажутся мои корни и мое прошлое. Вдохновил меня мой отец, который долгое время вел дневники, рисовал и фотографировал, изучал историю и культуру Казахстана. Хочу поделиться с вами частью этого наследства, потому что оно наше общее.
Сіздің әкеңіз кім?
Можно сказать, что мы все - в какой-то мере дети слова, причем слова устного. История казахов стоит на устной традиции, передается от поколения в поколение. Это предания и легенды о присходении родов и племен, рассказы о скитаниях и обретении родины, казахские песни, загадки, состязания акынов айтыс и конечно наши родословные - шежіре.
Шежіре - это родословная каждого казаха и одновременно его ключ до общей истории нашего великого народа. Казаха узнаете и без паспорта в любой стране мира - достаточно спросить Сіздің әкеңіз кім?
В отличие от большинства западных, да и многих восточных народов, родословная эта должна отразить минимум семь колен предшествующих предков по мужской линии, то есть по вертикали, и показать также родственников двоюродных, троюродных, четвероюродных и т. д., то есть по горизонтали. У каждого казаха есть три линии родичей по отцу, по матери и через брак.
Аксакалы Каратемира Альдимолда, Адiке, Бекболат. Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ
Наши шежіре родословные связывают нас с нашими предками и родоначальниками, которые возводят нас к легендарным отцам основателям и в древние времена обосновывыли наше право на часть казахской земли с ее водопоями, пастбищами, зимовками.
Кочевка 1958 год. Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ
Moй отец Алмас Баймуханович Ордабаев изучал родовую структуру казахов в связи с родовыми знаками – тамгами и написал на эту тему Книгу Номадов. В этой книге пишет о том, что в суровых степных условиях человек не способен выжить и развиваться в одиночку. Увепенность в благополучии становится возможной только в окружении своей семьи, рода, племени. Подлинное благосостояние и настоящую безопасность гарантирует не столько материальное благополучие человека, которое в степи может может оказаться достоянием врага или джута, сколько отношения между людьми.
Сборка нашей юрты на джайляу. За юртой стоят мой дед Баймухан Ордабаев и мой дядя Малик Баймуханович Ордабаев. 1958 г. Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ
Сколько на свете дулатов?
Итак, моя мама Сембаева Рауза Абдыхамитовна происходит из самого многочисленного казахского рода Арғын, представляющего Средний жуз и насчитывающего больше полумиллина человек.
Мой отец Алмас Баймуханович Ордабаев происходит из колена Кыбырай, входящего в самый многочисленный род Жаныс внутри большого племени Дулат. Дулатов тоже немало, есть даже такая поговорка – «Жаныс коп пе, камыс коп пе?» Это означает – «Жанысов больше, или камыша больше?» По статистикам род Дулат из Старшего жуза насчитивает треть миллиона человек. В основе тамги Дулатов круг, символ солнца, планет, неба. Кроме того, этот знак означает круг вечного движения и очаг как символ дома.
Племя дулат упоминается еще во втором веке до новой эры в китайских источниках. Большинство болгарских исследователей и выдающий историк-этнолог, археолог и востоковед Лев Николаевич Гумилев пришли к выводу, что болгарские ханы VII века были тюркского происхождения и прявящую династию Дуло прямо ассоциировали с Дулу, как этот род называли китайцы. Это бы означало, что наши далекие родичи основали Болгарское ханство и что нашими соплеменниками были основатель Великой Булгарии хан Кубрат и основатель дунайской Болгарии хан Аспарух.
Перекочевка недалеко Каракемира, 3-й справа - бригадир коневодов Инкарбай. 1957 год. Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ
Интересно, что сами болгары очень хорошо знают свою историю и помнят, что в Южном Казахстане до сих пор около городов Шимкент, Тараз и Алматы живут казахи, которые относят себя к племени дулатов. Да простят меня ученые, но для блога я приведу цитату из болгарской Википедии (Уикипедия, свободната енциклопедия):
„От друга страна в Южен Казахстан, в района на градовете Шимкент, Тараз и Алмати – до днес сред казахите съществува рода „Дулу“ (вж.Дулати), един от основните в района.“
Казахские тамги - родовые знаки кочевников
Упоминаний о роде Дуло (китайцы называют й спрауего дулу) в литературе действително множество. Но самое удивительное и, не оставляющее сомнений в верности отождествления дулу и дулатов - это идентичные тамги или родовые знаки, которые на протяжении десятилетий изучал мой отец Алмас Ордабаев. Он мне и предоставил эти фотографии петроглифов, в том числе изображающих тамги дулатов.
Тамги дулатов тянутся из нашего Семиречья через Приаралье, Северный Прикаспий, Северный Кавказ и до Балкан. Это пути гуннского вторжения, сначала в Казахстан, а затем и в Европу. Вероятно, часть наших соплеменников была вовлечена в экспансию кочевников на Запад, возглавленную гуннами, но не потерялась в конгломерате племен и даже создала правящую династию.
Изображение горного козла и тамги одного из родов дулатов в святилище Тамгалы недалеко от Алматы. Изображения синхронны. Стилистика рисунка козла столь ярко выражена, что позволяет датировать его сако-усуньским временем, т. е. 2 в до н. э. – 2 в н. э. Фотогафия и текст Алмас ОРДАБАЕВ
Над изображением верблюда выбита тамга Жанысов в виде угольника. Исходя из равной светлоты двух изображений, можно заключить, что они синхронны. Особенности стилистики рисунка и техники его исполнения, позволяют заключить его во временные рамки, предположительно между 1-2 веками до нашей эры и 9-10 веками н. э. Если бы композиция была более сложной и содержала некие характерные культурные знаки, датировка могла быть более точной. Фотогафия и текст Алмас ОРДАБАЕВ
Эти наскальные знаки мой отец обнаружил совсем недавно, только в 2010 году, хотя был в Тамгалы много раз.
Урочище Тамгалы расположено в 170 км к северо-западу от города Алма-Аты в горах Анракай. Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ
Казахский Геродот
К племени Дулат принадлежат две самые выдающиеся исторические личности Казахстана, вышедшие не из чингизидов. Первый из них - Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) – писатель, полководец и политик, «казахский Геродот», как сказал Олег Федорович Акимушкин, хороший приятель моего отца – питерский историк, переводчик главного исторического труда Дулати «Тарихи Рашиди».
Мой отец мне рассказывал, как несколько лет назад, совершенно случайно, он оказался на обсуждении проблем, связанных с установлением памятника Дулати в Алматы. Памятник должен был сооружен на частные средства, собранные представителями дулатов. Инициатор этой затеи, человек предприимчивый и не бедный, обшарил весь земной шар в поисках дулатов, совсем в духе казахских традиций. С нескрываемой гордостью он рассказывал об одном из наших представителей - крупнейшем наркоторговце, осевшем в штатах. Знай наших!
Второй великий дулат – это Толе би (1663-1756). Он происходит из нашего рода жанысов, а наш прямой предок Кыбырай – был наставником Толе. Толе би – мудрый правитель, инициатор и организатор освобождения казахских земель от джунгарских завоевателей. На протяжении 17-ти лет он был правителем Ташкента. В годы джунгарского нашествия многие наши люди бежали на запад – в сторону Ташкента.
Алматы - город дулатов
И еще один интересный факт о дулатах из истории Алматы. В записках 1853 года майора Перемышельского, следующим образом описано место для будущего поселения (г. Алматы), расположенного на землях племени дулат:
« 8 августа, 1853 г.
Каргалы
Г. Корпусному Командиру
Я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о намерений моем обозреть вершины Алматов. Осмотрев с инженер-поручиком Александровским первыя и вторыя Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения, при том через занятие этого пункта все лучшие кочевья и хлебопахотные места Дулатов будут у нас под руками.“
План города Верного
Город Верный. Торговая улица
Продолжение следует
С НАСТУПАЮЩИМ НАУРЫЗОМ!