Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
12
20:32, 20 марта 2016

Джамиля Стехликова: ШЕЖІРЕ

Blog post image

Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ

Корни и крылья

Мне пришлось посетить много молодых независимых государств, которые недавно избавились от колониализма и строили новое будущее. Больше всего меня интересовала история и культура этих народов. Когда я начинала расспрашивать о предках и традициях, руководители этих молодых государств с великой историей меня часто перебивали cловами: "Надо думать больше о будущем, чем о прошлом!" А премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи Асрес лет десять назад ответил мне совсем как поэт: "Корни конечно важны, но крылья еще важнее.  Мы смотрим в будущее!"

В Эфиопии

Эфиопия

Эфиопия - страна которая смотрит в будущее. Фотографии Юрай Хмел

Я тоже стараюсь смотреть в будущее, но чем старше становлюсь, тем важнее мне кажутся мои корни и мое прошлое. Вдохновил меня мой отец, который долгое время вел дневники, рисовал и фотографировал, изучал историю и культуру Казахстана.  Хочу поделиться с вами частью этого наследства, потому что оно наше общее.

Сіздің әкеңіз кім?

Можно сказать, что мы все - в какой-то мере дети слова, причем слова устного. История казахов стоит на устной традиции, передается от поколения в поколение.  Это предания и легенды о присходении  родов и племен, рассказы о скитаниях и обретении родины, казахские песни, загадки, состязания акынов айтыс и конечно наши родословные - шежіре.

Шежіре - это родословная каждого казаха и одновременно его ключ до общей истории нашего великого народа. Казаха узнаете и без паспорта в любой стране мира - достаточно спросить Сіздің әкеңіз кім?

В отличие от большинства западных, да и многих восточных народов, родословная эта должна отразить минимум семь колен предшествующих предков по мужской линии, то есть по вертикали, и показать также родственников двоюродных, троюродных, четвероюродных и т. д., то есть по горизонтали. У каждого казаха есть три линии родичей по отцу, по матери и через брак.

Аксакалы Каратемира

Аксакалы Каратемира Альдимолда, Адiке, Бекболат. Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ

Наши шежіре  родословные связывают нас с нашими предками и родоначальниками, которые возводят нас к легендарным отцам основателям и в древние времена обосновывыли наше право на часть казахской земли с ее водопоями, пастбищами, зимовками.

Кочевка 1958 год

Кочевка 1958 год. Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ

Moй отец Алмас Баймуханович Ордабаев изучал родовую структуру казахов в связи с родовыми знаками – тамгами и написал на эту тему Книгу Номадов. В этой книге пишет о том, что в суровых степных условиях человек не способен выжить и развиваться в одиночку. Увепенность в благополучии становится возможной только в окружении своей семьи, рода, племени. Подлинное благосостояние и настоящую безопасность гарантирует не столько материальное благополучие человека, которое в степи может может оказаться достоянием врага или джута, сколько отношения между людьми.

Сборка нашей юрты на джайляу. 1958 г.

Сборка нашей юрты на джайляу. За юртой стоят мой дед Баймухан Ордабаев и мой дядя Малик Баймуханович Ордабаев. 1958 г. Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ

Сколько на свете дулатов?

Итак, моя мама Сембаева Рауза Абдыхамитовна происходит из самого многочисленного казахского  рода Арғын, представляющего Средний жуз и насчитывающего больше полумиллина человек.

АРГЫН

Мой отец Алмас Баймуханович Ордабаев происходит из колена Кыбырай, входящего в самый многочисленный род  Жаныс внутри большого племени Дулат. Дулатов тоже немало, есть даже такая поговорка – «Жаныс коп пе, камыс коп пе?» Это означает – «Жанысов больше, или камыша больше?»  По статистикам род Дулат из Старшего жуза насчитивает треть миллиона человек. В основе тамги Дулатов круг, символ солнца, планет, неба. Кроме того, этот знак означает круг вечного движения и очаг как символ дома.

ДУЛАТ

Племя дулат упоминается еще во втором веке до новой эры в китайских источниках. Большинство болгарских исследователей и выдающий историк-этнолог, археолог и  востоковед Лев Николаевич Гумилев пришли к выводу, что болгарские ханы VII века были тюркского происхождения и прявящую династию Дуло прямо ассоциировали с Дулу, как этот род называли китайцы. Это бы означало, что наши далекие родичи основали Болгарское ханство и что нашими соплеменниками были основатель Великой  Булгарии хан Кубрат  и основатель дунайской Болгарии хан Аспарух.

цы

Перекочевка недалеко Каракемира, 3-й справа - бригадир коневодов Инкарбай. 1957 год. Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ

Интересно, что сами болгары очень хорошо знают свою историю и помнят, что в Южном Казахстане до сих пор около городов Шимкент, Тараз и Алматы живут казахи, которые относят себя к племени дулатов. Да простят меня ученые, но для блога я приведу цитату из болгарской  Википедии (Уикипедия, свободната енциклопедия):

„От друга страна в Южен Казахстан, в района на градовете Шимкент, Тараз и Алмати – до днес сред казахите съществува рода „Дулу“ (вж.Дулати), един от основните в района.“

Казахские тамги - родовые знаки кочевников

Упоминаний о роде Дуло (китайцы называют  й спрауего дулу) в литературе действително множество. Но самое удивительное и, не оставляющее сомнений в верности отождествления дулу и дулатов -  это идентичные  тамги или родовые знаки, которые на протяжении десятилетий изучал мой отец Алмас Ордабаев. Он мне и предоставил эти фотографии петроглифов, в том числе изображающих тамги дулатов.

Тамги дулатов тянутся из нашего Семиречья через Приаралье, Северный Прикаспий, Северный Кавказ и до Балкан. Это пути гуннского вторжения, сначала в Казахстан, а затем и в Европу. Вероятно, часть наших соплеменников была вовлечена в экспансию кочевников на Запад, возглавленную гуннами, но не потерялась в конгломерате племен и даже создала правящую династию.

Изображение горного козла и тамги дулатов

Изображение горного козла и тамги одного из родов дулатов в святилище Тамгалы недалеко от Алматы. Изображения синхронны. Стилистика рисунка козла столь ярко выражена, что позволяет датировать его сако-усуньским временем, т. е. 2 в до н. э. – 2 в н. э. Фотогафия и текст Алмас ОРДАБАЕВ

 

тамга Жанысов в виде угольника

Над изображением верблюда выбита тамга Жанысов в виде угольника. Исходя из равной светлоты двух изображений, можно заключить, что они синхронны. Особенности стилистики рисунка и техники его исполнения, позволяют заключить его во временные рамки, предположительно между 1-2 веками до нашей эры и 9-10 веками н. э. Если бы композиция была более сложной и содержала некие характерные культурные знаки, датировка могла быть более точной. Фотогафия и текст Алмас ОРДАБАЕВ

Эти наскальные знаки мой отец обнаружил совсем недавно, только в 2010 году, хотя был в Тамгалы много раз.

Тамгалы

Урочище Тамгалы расположено в 170 км к северо-западу от города Алма-Аты в горах Анракай. Фотогафия Алмас ОРДАБАЕВ

Казахский Геродот

К  племени Дулат принадлежат две самые выдающиеся исторические личности Казахстана, вышедшие не из чингизидов. Первый из них -  Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) – писатель, полководец и политик, «казахский Геродот», как сказал Олег Федорович Акимушкин, хороший приятель моего отца – питерский историк, переводчик главного исторического труда Дулати «Тарихи Рашиди».

Мой отец мне рассказывал, как несколько лет назад, совершенно случайно, он  оказался на обсуждении проблем, связанных с установлением памятника Дулати в Алматы. Памятник должен был сооружен на частные средства, собранные представителями дулатов. Инициатор этой затеи, человек предприимчивый и не бедный, обшарил весь земной шар в поисках дулатов, совсем в духе казахских традиций. С нескрываемой гордостью он рассказывал об одном из наших представителей -   крупнейшем наркоторговце, осевшем в штатах. Знай наших!

Второй великий дулат – это Толе би (1663-1756). Он происходит из нашего рода жанысов, а наш прямой предок Кыбырай – был наставником Толе. Толе би – мудрый правитель, инициатор и организатор освобождения казахских земель от джунгарских завоевателей. На протяжении 17-ти лет он был правителем Ташкента. В годы джунгарского нашествия многие наши люди бежали на запад – в сторону Ташкента.

Алматы - город дулатов

И еще один интересный факт о дулатах из истории Алматы. В записках 1853 года майора Перемышельского, следующим образом  описано место для будущего поселения (г. Алматы), расположенного на землях племени дулат:

«         8 августа, 1853 г.

Каргалы

Г. Корпусному Командиру

Я имел честь доносить Вашему Высокопревосходительству о намерений моем обозреть вершины Алматов. Осмотрев с инженер-поручиком Александровским первыя и вторыя Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения, при том через занятие этого пункта все лучшие кочевья и хлебопахотные места Дулатов будут у нас под руками.“

План города Верного

План города Верного

Город Верный Торговая улица

Город Верный. Торговая улица


Продолжение следует

С НАСТУПАЮЩИМ НАУРЫЗОМ!

 


12
6860
5