В честь прошедшего дня рождения моего друга - поклонника Хорхе Луиса Борхеса, вспоминаем этого самого Борхеса, особенно те, кто не читал. Согласно Борхесу, в мире есть всего четыре сюжета, и ни один из них не придуман Шекспиром. Пробуем объяснить на примерах.
Сюжет первый. История об укрепленном городе, который должен быть разрушен.
Классическая трактовка: "Илиада" Гомера. Город - Троя, разрушители - греки.
Модернистская трактовка: "Замок" Кафки. Поиск доступа к городу - лейтмотив романа. Город, а точнее замок, представляет собой далекую, недостижимую точку. Такое ощущение, что сам замок - аллегория бюрократической машины, и как бы не спрятана за стенами, а вывернута наружу, а потому недостижима в принципе.
Постмодернисткая трактовка: "Имя розы" Эко. Средневековый монастырь, хранящий тайны и сокровища античности, в результате случайностей и смелых действий отдельных персонажей уничтожается пожаром. Ну, и Хорхе там же.
Мораль: города - зло.
Сюжет второй. История о возвращении.
Классическая трактовка: "Одиссея" Гомера. Эпос о Гильгамеше. Герои много путешествуют по морям и долам, встречают много чудес, женщин и других соблазнов, но в конце концов возвращаются домой, где их всё это время ждут.
Модернистская трактовка: "Улисс" Джойса. Тот же Одиссей, только еврей и одним летним днём в Дублине в конце прекрасной эпохи.
Постмодернисткая трактовка: "В ожидании Годо" Бэккета. Еще один сюжетец наизнанку: возвращается Некто, которого вообще нет в сюжете, а сам сюжет построен на том, как его ждут.
Мораль: хэппи-энд в конце пути получит тот, кто путешествует.
Сюжет третий. История о поиске.
Классическая трактовка: Ясон и аргонавты. Тоже роуд-муви, но только с более ярко выраженной целью - найти руно волшебных свойств.
Модернистская трактовка: "Властелин колец". То же руно, только кольцо, и тоже с волшебными свойствами, но не ищут, а скорее прячут. Те же аргонавты, только некоторые пониже ростом.
Постмодернисткая трактовка: "Радуга тяготения" Пинчона. Полумифические, фантастические поиски непонятной, мистической ракеты по всей оккупационной Германии во время и после войны.
Мораль: супергеройские команды нужны, чтобы искать что-то было легче.
Сюжет четвертый. О самоубийстве бога.
Классическая трактовка: Библия. Скандинавские мифы. Главная идея - в том, что хороший бог приносит себя в жертву ради человечества или еще каких-нибудь философских целей, потом воскресает и правит. В конце концов должен быть конец света, где хороший бог умирает навсегда или убивает всех.
Модернистская трактовка: "Миссис Дэлоуэй" Вирджинии Вулф. Мистическая страсть к самоубийству бога в себе через призму потока сознания. Ну ладно, тут чуть перегнул, не нашел чего-то действительно похожего)
Постмодернисткая трактовка: "Американские боги" Геймана. История Одина в современной Америке, как если бы мифы передавались через ДНК. Очень постмодерново.
"Колыбель для кошки" Воннегута. Версия апокалипсиса от пессимиста Воннегута, с непременной кульминацией в виде самоубийства улыбающейся пародии на самого бога.
Мораль: валар моргулис! валар дохуэрис!