С 11 по 14 февраля в Лондоне пройдёт крупнейшая европейская ярмарка графики «Works on Paper», организованная Королевским географическим обществом. В ней примет участие наш земляк, ныне живущий в городе Липецк (Россия), художник Александр Ерашов, работающий под псевдонимом Аманита (Мухомор). В компании известных европейских мастеров он представит свои работы из серии «Нефть». На сайте worksonpaperfair.com заявлена цена на его графический лист – 4 000 фунтов стерлингов (более двух миллионов тенге). На днях деловой портал finbuzz.ru сообщил, что российские финансисты увидели в картинах Ерашова выгодный предмет вложения капитала, который будет расти в цене. Все эти новости мы обсудили с Александром Ерашовым по скайпу.
Александру Ерашову 44 года. До 2013 года он жил в городе Аксу. 20 лет проработал машинистом-обходчиком, позже – инженером на ГРЭС. Рисовать начал с детства. Уже в пять лет его рисунки отмечали на детских выставках и конкурсах. В Аксу он окончил школу искусств, а в Павлодаре художественный колледж. В 2010 году вступил в Союз художников Казахстана.
Узнаваемый авторский стиль художника сформировался в условиях маленького провинциального городка, где не было ни художественных музеев, ни галерей, ни интернета, ни магазинов художественных товаров. Впрочем, тогда холсты и масляные краски молодому самородку были не по карману.
Поэтому свои мысли он стал воплощать на ватмане формата 60x80 с помощью пера, чёрной и красной туши, а то и простой шариковой ручки. Социально-политический сюрреализм Ерашова выдержан в духе советских плакатов, журнальных и книжных иллюстраций.
Ерашов нарисовал сотни графических листов, большинство из которых сложились в серии «Из жизни моллюсков», «Казахские народные сказки», «Мухоморы», «Мы победили Интернет», «СССР – антиучебник антиистории» и др. Сейчас у коллекционеров популярны серии «Нефть» и «Вожди».
Ерашов стал известен зарубежным знатокам и ценителям графического искусства после персональной выставки, прошедшей в Лондоне (о ней я писал в феврале 2015 года). Цены на графические листы художника установились на престижном аукционе «Phillips», где в прошлом году была продана его работа из серии «Вожди».
На «Phillips» он выставил портреты людей, похожих на Владимира Путина в треуголке и камзоле а-ля Барон Мюнхгаузен, Дмитрия Медведева в костюме медвежонка в окружении плюшевых мишек и Никиты Хрущёва в цилиндре Дяди Сэма. В каталоге аукциона «Phillips» совокупная оценочная стоимость трёх листов составила от 6 000 до 8 000 фунтов стерлингов.
Выскажу своё мнение, что на фоне большинства лотов «Phillips», а это были «творения» художников с мировым именем – политые краской холсты, арт-объекты в виде канистр для бензина или розовых брусков дерева, сатирическая графика Ерашова смотрелась настоящим произведением искусства. В ней присутствовал смысл, мастерство и труд художника. Я думаю, что в будущем историки будут изучать наше время по работам Ерашова, а испачканные краской холсты и канистры примут за мусор или аферу 21 века.
Бизнес-портал finbuzz.ru опубликовал отзывы крупных российских финансистов, приобретших картины Ерашова. Приведу цитаты.
Илья Гончаров, руководитель департамента структурированных продуктов «ВТБ»: «Картину «Д» из серии «Алфавит» я купил, когда США объявили санкции против моего банка. В то время я как раз думал о том, как валюта может стать оружием. Америка, доллары… Вот я и продолжил логический ряд и повесил эту картину у себя в офисе. Она была написана в 2011 году, поэтому не думаю, что Аманита ожидал такого контекста».
Алексей Поляков, банкир: «В книжном автобусе на ярмарке «Bookmarket» среди детских книжек я увидел тоненький альбом с необычными иллюстрациями. Они поглотили мое внимание. Неизвестный, скромный, но таинственный и мощный Аманита! Вначале я не поверил, что рабочий в каске и с сигареткой выплескивает на зрителя новую вселенную. Потом познакомился с этим, в прямом смысле слова, пролетарским художником, купил много картин и подружился. Это было для меня сравнимо с открытием Оруэлла и Пелевина одновременно. Я не смотрю на его иллюстрации, а как будто читаю короткие чеховские рассказы. Только эти рассказы написаны иероглифами: символами, взятыми из нашей советской жизни. Многие мои друзья считают, что работы Аманиты — это хороший подарок, вслед за мной они нашли в его рассказах-картинах свою историю. Мне нравится наблюдать, как сперва они заинтригованы, потом улыбаются, начинают фотографировать и в итоге оставляют его картины у себя на стене, чтобы перечитывать каждый день».
В интервью по скайпу Александр Ерашов рассказал о продвижении его работ на Запад, которое ведут его российские и английские кураторы.
- Саша, я прочитал в интернете, что ты подписал контракт с культовым английским издательством «Fuel Publishing». Они объяснили тебе, что их привлекло в твоих работах?
- Они вкладывают деньги в то, что им коммерчески интересно. Но, моё творчество находится в «зоне рискованного земледелия». Главный вопрос – пойдёт ли это на Западе? «Fuel Publishing» уже сделали однажды смелый шаг – издали книжку «Русские уголовные татуировки 50-70-х годов» - купола, кресты, портреты Сталина, надписи разные – «смерть с…м и комсомольцам!» и т.д. Довольно смело так. Это на Западе оказалось востребованным.
- Теперь решили издать альбом твоих работ?
- Со мной они решили такую штуку сделать: знаешь, сейчас издают книжки-раскраски для взрослых? Там просто линейный рисунок. Я такую купил жене. Она сидит, карандашами раскрашивает львов, тигров, какие-то деревья. Англичане решили мои рисунки упростить, вывести в линию, убрать цвет, штриховку и сделать раскраску про Советский Союз по мотивам моих работ. Вот такая, возможно, будет обложка: «Russian alphabet colouring book» (показывает в веб-камеру свой рисунок). Я им три варианта нарисовал. Выбрали этот. Хотя, для себя я бы такую обложку не сделал. Но, они коммерчески заточенные люди. Им нужны узнаваемые на Западе советские образы. Им был нужен ГагарИн (произносит с ударением на И). Я нарисовал несколько портретов Гагарина. Они сказали – нет, нужен только вот такой ракурс. С другого ракурса Гагарина на Западе не узнают. Это самое аутентичное изображение Гагарина, которое мелькало в прессе больше всех. Ну ладно, сделал. Люди, которые вложили в этот проект деньги, говорят: хорошо, если мы их отобьём, но реклама для тебя будет хорошая. В общем, это издание будет не для денег, а для пиара.
- Над чем ты сейчас работаешь?
- Мне говорят, продолжай серию «Нефть». У людей, зарабатывающих деньги, так: вот эта хорошо идёт тема, давай её продолжим. А художник эту тему исчерпал, и продолжать её уже смысла нет. Я говорю, давайте, что-нибудь другое придумаем. У меня другие темы есть: революцию нарисовать хочу.
- Как ты думаешь, почему у обеспеченных людей возник интерес к твоим картинам?
- Это большая работа, проделанная моими кураторами. Я сейчас в таких тепличных условиях работаю – рисую, у меня голова не болит, как картины продать, где денег взять. Они этим занимаются. Мне хватает на жизнь такую скромную. Участие в аукционе «Phillips» было не столько ради денег, сколько ради самого прецедента продажи. На «Phillips» очень тщательно отбирают работы. Я прошёл отбор – это прецедент. Мою работу купили – это тоже прецедент. Теперь ниже опускать цену уже нельзя. Насчёт заинтересованности покупателей мне примерно объяснили – есть стереотипы, которые, как закладки нам вложили в мозги – это «глобальное потепление», «перенаселение планеты», и есть такой стереотип, что современное искусство – это круто, и что тот, кому это нравится, тоже крут. Поэтому образованные богатые люди приходят на выставки современного искусства и говорят: да, это всё круто, но сами начинает сомневаться: почему мне это должно нравиться? Видя мои рисунки, они говорят: здесь есть смысл и работа. Один из аспектов искусства – вложенный труд. Самая гениальнейшая мазня может быть сделана за три минуты, а вот какой-то автор из Ермака сидел над своей работой, наверное, три месяца. Это людям уже нравится. Потому что они устали от этой закладки.
Завершая статью, хочу пожелать Александру Ерашову неиссякаемой фантазии и успехов в покорении западной аудитории. А его друзьям и коллегам, которым художник раньше дарил свои рисунки, можно позавидовать – со временем каждый набросок, сделанный рукой Аманиты, может вырасти в цене и превратиться в целое состояние. Постучим три раза по дереву, чтобы не сглазить.
Фёдор КОВАЛЁВ, фото и картины А. Ерашова.
P.S. При перепечатке статьи ссылка на автора и блог sincerum.yvision.kz обязательна.