Вообще-то к годовщине моего первого поста на Юви к выходу планировался другой материал, но тем не менее…
Сегодня весь день не могу наслушаться песней «Wonderful Life» британской группы «Black», а вечером сводка новостей безжалостно припечатывает – «Погиб автор знаменитой песни «Wonderful Life» Колин Вирнкоумб».
Многим известно пришедшее из литературной критики выражение «писатель одной книги» обозначающее автора произведения, сильно выделяющегося на фоне всего остального его творчества. В мире музыки подобных примеров тоже достаточно: назову для примера «Camouflage» (с их «The Great Commandment»), «Human League» («Don’t you want me baby?») или «Alphaville» (в их дискографии, правда, за звание самого известного бьются два хита – «Forever Young» и «Big In Japan»). Для музыкантов созданного британцем Колином Вирнкоумбом коллектива «Black» выпущенная 30 лет назад, в год моего рождения, меланхолическая песня «Wonderful Life» также стала высокой планкой, превзойти которую они уже не смогли…
Некролог на сайте русской службы BBC полон откровений Вирнкоумба о разочаровании, постигшем музыканта после неожиданно свалившегося на него бремени славы:
«Я был расстроен тем, как мало людей в мире музыки вызывали у меня уважение. Может быть, я просто оказался не в той компании. Я никогда не любил сплетничать, не умел обрастать полезными связями. Сама идея специально заводить знакомства с определенными людьми всегда была мне ненавистна».
«Это были два года сплошных разочарований: у меня не было никакого фантастического секса, я не наркоман, так что я просто копал самому себе яму».
Что тут сказать, невооруженным взглядом виден интроверт, который даже будучи окруженным роскошью, весельем и собственной популярностью будет стремиться стоять в стороне с романтически-печальным видом вместо того чтобы, по новому закону джунглей, «брать от жизни все» и играть с миром в купи-продай. Да и сам хит сделавший Вирнкоумба известным, является просто квинтэссенцией интроверсии. Написанная в психологически тяжелый для автора период времени (одним из потрясений стал первый брак, «лопнувший с таким треском») песня, несмотря на свое яркое, оптимистичное название стала выражением стремления как к физическому («no need to run and hide»), так и психологическому («no need to laugh and cry») покою. Это гимн человека, под тяжестью невзгод пережившего просветление и покидающего поле битвы за «место под солнцем» из осознания бессмысленности этой битвы. В противоположность крикливым попсовым текстам, вроде
«Ещё чуть-чуть и прямо в рай
И жизнь удалась, what a beautiful life!
И все завидуют, пускай
Ведь жить станет в кайф, what a beautiful life!»
и тому подобной вульгарности «чудесная жизнь» оказывается наполненной не противоестественными развлечениями для пресыщенных особ, а обычными повседневными делами, которые идут своим чередом. Ну и конечно оформленный в черно-белых красках и наполненный картинками будней обычных людей клип, в котором интеллигентного вида исполнитель одет в нормальную человеческую одежду, не корчит рожи и не встает в вычурные позы, явно «не оправдывает» звучного названия.
«Думаю, люди понимают, что прекрасная жизнь не означает отсутствие проблем. Скорее, она означает, что вы знаете, как с ними справляться, умеете их решать», – характеризовал идею своего творения сам Вирнкоумб. До чего же она напоминает образ мышления еще одного классического интроверта – созданного фантазией Рэя Брэдбери марсианина Эттила Врая, раздавленного «бетономешалкой» земной «чудесной жизни» (естественно, в ее убогом буржуазно-мещанском понимании):
«Но час еще не пробил. Через несколько дней он будет дома. Тилла и сын ждут его, и можно напоследок еще несколько лет пожить тихо и мирно – дышать свежим ветром, сидеть с женой на берегу канала и читать милые книги, порой пригубить тонкого легкого вина, мирно побеседовать - то недолгое время, что еще остается им, пока не свалится с неба неоновое безумие».
Я часто задумывался, как бы выглядел идеальный для меня рай. Очень скоро я пришел к выводу, что таким раем была бы моя собственная жизнь со всеми заботами и проблемами, но без смерти, неизлечимых болезней и тяжких непоправимых увечий для меня, моих родных и друзей, да и вообще для всех людей... Прощай, дорогой друг, до сего дня я и не знал, что мы с тобой так похожи. Я материалист и пообещать «wonderful life» в мире ином, равно как нашу встречу тебе не могу, поэтому я просто говорю: «Покойся с миром»…
P.S. По признанию Колина Вирнкоумба «песню [«Wonderful Life»] в равной степени часто ставят как на похоронах, так и на свадьбах». Пусть и для самого музыканта она станет прощальной.