Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
05:37, 08 октября 2015

... и зритель заплакал

Я с большим воодушевлением и даже трепетом ожидала премьеру оперы «Абай» в нашем прекрасном театре «Астана Опера». Интригу создавала именитая итальянская постановочная группа и наш прославленный дирижер Алан Бурибаев, который к тому же – правнук композитора Ахмета Жубанова.

Blog post image

Фото: informburo.kz

Я внимательно слежу за репертуаром театра и стараюсь не пропускать премьеры. На этот раз мне повезло: на первый спектакль купила билеты сама, на второй пригласила подруга, с которой вместе учились в консерватории.


Спектакль превзошел все мои ожидания! Поистине такого завораживающего действа, кроме, пожалуй, феерической постановки оперы «Аида», показанной ко Дню города перед Дворцом Мира и Согласия, я еще не видела.


Читая все анонсы по поводу предстоящей премьеры, узнала, что итальянский режиссер Джанкарло дель Монако очень внимательно и скрупулёзно изучил историю, обычаи, быт казахов и, конечно же, личность великого Абая. Просто содрогаешься, когда слышишь обращенные к Азиму слова Жиренше: «Абай тебе не Бог». Ведь действительно Абай для казахов – великий Пророк. И постановщики спектакля подчеркнули все величие, всю значимость этого духовно богатого, сильного духом, мудрого человека, который предвидел грядущие изменения в мире и казахском обществе.

Blog post image

Фото: informburo.kz

Думаю, передать все глубину мыслей и переживаний Абая невозможно было бы без сценографии Эцио Фриджерио и прекрасных костюмов Франки Скуарчапино. Постоянные зрители «Астана Опера» хорошо знают этот замечательный творческий дуэт, восхищающий своей фантазией, оригинальностью сценических решений. Кабинет Абая во второй картине первого действия наглядно раскрывает многогранный мир поэта: блистающая золотом книг библиотека, глобус, армилляр, бюсты великих философов… И еще одна находка: двери этого кабинета распахиваются прямо в огромный мир! Парящий над Великой казахской степью орел, ставший символом нашего независимого государства, символизирует сбывшуюся мечту Абая, его великое предвидение. В данном случае использование 3D-технологий вполне оправданно и срабатывает точно – вызывает бурю эмоций, мощный патриотический подъем. Нужно было видеть просветленные лица зрителей, аплодировавших создателям спектакля.


Но, пожалуй, главный человек, без которого триумф бы не состоялся, это дирижер-постановщик Алан Бурибаев. Его профессионализм, глубокое понимание образа Абая, переданное языком музыки, оркестровая интерпретация оперной партитуры вызывают гордость за нашего музыканта, имеющего высокий международный рейтинг. Его прочтение партитуры отличают высокий интеллект и уровень культуры, тонкое чувство музыкального материала. Оркестр под управлением Алана творил что-то фантастическое! Давно я не слышала такой палитры красок сольных партий, такой живой органики всего оркестрового полотна, непрерывного дыхания и ярких контрастов. Эти контрасты особенно усиливались в момент драматического развития сюжета и царили в момент лирических переживаний.


Особо хотела бы подчеркнуть значение оркестровой партии в потрясающей душу сцене арии Ажар (ІІ картина), где солистки (Салтанат Ахметова и Майра Мухамедкызы) слились в едином дыхании с музыкой, а также в арии Абая (ІІ картина). Оригинальным было решение оркестровой партии в антрактах между действиями, когда смена декораций проходила под дробь барабанов, вызывая напряжение и передавая драматизм действия. Здесь особая роль отводилась группе ударных инструментов, своим исполнением придавшей партитуре такой яркий динамический контраст. И в целом партитуру оперы отличали плотность оркестрового звука, яркие гармонии и яркая фактура.


Blog post image

Фото: informburo.kz

Послушав оба состава исполнителей, я долго находилась под впечатлением от пения и игры артистов, которые буквально прониклись образами своих персонажей. Партию Абая в первый день пел Сундет Байгожин, а во второй – Талгат Мусабаев. В их исполнении зритель увидел Абая и смелым заступником (І картина), и задумчивым и печальным (ІІ картина), и открытым и всеми любимым (ІІІ картина), и решительным, мудрым и дальновидным (V картина). Голоса ведущих солистов театра (баритонов) звучали прекрасно, оба артиста, на мой взгляд, полно раскрыли образ великого поэта. Особенно меня впечатлила ария Абая в конце второй картины второго действия и в финале, где с новой силой начинаешь понимать мысли поэта, проникаться его переживаниями.


Исполнители партии Айдара – Жан Тапин и Меир Байнешев по- разному представили своего героя. Жану Тапину удалось создать глубоко лирический образ молодого поэта, показать чистоту его мыслей и чувств, искренюю любовь к своей избраннице. В игре Тапина чувствовалось трепетное отношение к своему герою, четкая выстроенность всех сценических действий, при этом было и прекрасное вокальное исполнение партии. Мы видели, как в третьем действии после арии Айдара «Айттым сәлем, Қаламқас» зрители плакали. Меня лично тронуло то, что песня Абая, исполненная его учеником, стала символом единения двух родственных душ, показала их доброту, искренность и глубокие чувства. А это усиливает драматизм и образов, и действия. Айдар в исполнении Жана Тапина был представлен как настоящий любимец народа.


В раскрытии образа Айдара Меир Байнешов сделал акцент на молодости и горячности поэта, исполненного юношеского порыва.


В партии Ажар в первый день выступила Салтанат Ахметова. Образ в ее исполнении получился утонченным, нежным. Красивый и проникновенный голос Салтанат замечательно звучал и во всех ансамблевых сценах, и в сольных номерах героини. Было радостно, что есть в театре такой голос, и он удачно выбран для раскрытия образа Ажар.


Но, повторяю, мне повезло услышать оперу еще и во второй день с великолепной Майрой Мухамедкызы в главной женской партии. Ария Ажар во второй картине была исполнена ею мастерски и чувственно. Просто потрясла в конце арии феноменальная фермата, чутко поддержанная оркестром. Это был предел отчаяния и любви героини.


После премьеры меня переполняло чувство неимоверной радости за прекрасный спектакль, а также гордости за такой замечательный творческий коллектив, каким является театр «Астана Опера». Это настоящий флагман искусства современного Казахстана.


 
3
727
0