Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
11
23:38, 12 сентября 2015

Об основателях Казахского ханства Жанибеке и Керее

Сегодня, мы отпраздновали юбилей образования Казахского ханства. К сожалению, наши знания об основателях Казахского ханства обрывочны. Большинство граждан Казахстана с трудом вспомнят, кем были эти ханы, помимо их роли отцов-основателей казахского ханства. Но между тем в последнее время масса источников и новых научных статей позволяют по новому взглянуть на биографии Жанибека и Керея.

Жанибек и Керей

Все, что мы знаем о Жанибеке и Керее в основном базируется на легенде о каракипчаке Кобланды и аргыне Акжоле. Согласно этой легенде, у Абулхаир-хана (правил в 1430-1468 годах) было 2 советника каракипчак Кобланды и аргын Акжол (Даирходжа). Кобланды, из зависти убил Акжола. Жанибек и Керей потребовали наказать Кобланды, но Абулхаир не наказал Кобланды. В итоге в знак протеста Керей и Жанибек откочевали в Моголистан. Примечательны стихи-толгау отца Акжола Кодан-тайшы, который, оплакивая сына, говорил:

С каракыпчаком Кобыланды

Зачем ты связался,

мой жеребеночек?

Когда мне перевалило

за восемьдесят

И скоро будет девяносто,

Мой текущий ручей,

мой светоч яркий,

Ты погас в один день!

Ну, зачем же с каракыпчаком

Кобыланды

Ты связался,

мой жеребеночек.

(Перевод О. Жанайдарова)

Данная легенда, была зафиксирована Шакаримом Кудайбердыевым, а также Мухамеджаном Тынышпаевым, который писал: «Среди аргынов существует еще предание, что самыми приближенными лицами Абульхаира Узбекского были Кобланды-батыр из рода кара-кыпчак и Даирходжа, прозванный Акжолом, из рода аргын. Соперничество их окончилось убиением Даирходжи (Акжола) кыпчаком Кобланды. Аргыны потребовали от Абульхаира выдачи Кобланды; хан отказал в их просьбе, Тогда аргыны (и Кереи) во главе с султанами Жаныбеком и Кереем оставили Абульхаира и ушли на восток. Это предание объясняет причину ухода Жанибека и Керея в Моголистан, на юг от оз. Балхаш (Хан-Тау), что нам известно из истории. Очевидно, этой кровной обидой и объясняется, что у шейбанидов не осталось ни одного аргына в то время, когда все остальные роды оказались разделенными между шейбанидами и потомками Жанибека; по крайней мере в списке названий родов, бывших с Мухамед-Шейбани при завоевании Туркестана, аргын нигде не упоминается».

В итоге два варианта этой легенды были первыми упоминаниями Жанибека и Керея и причин их эмиграции. Литературный талант Ильяса Есенберлина, красочно обрисовавшего эту легенду в своей трилогии Кочевники, популяризировал эту легенду до национального уровня. Дошло до того, что не имея никаких научных данных некоторые историки придумали даты откочевки Жанибека и Керея в Моголистан. В основном большая часть историков стала считать, что около 1450-х годов Жанибек и Керей откочевали в Моголистан.

Но между научной истиной и легендой есть разрыв. В 1969 году были изданы материалы по истории Казахских ханств. В данном сборнике были переведены многие летописи Шейбанидского круга, писавшие об Абулхаире и его эмирах, а также врагах. Среди многочисленных эмиров и врагов Абулхаира мы не встречаем ни имен Акжола и Кобланды (которые по казахским легендам были его ближайшими советниками), ни имен Жанибека и Керея. Это противоречие между научными данными и красивыми легендами, заставило историков новой волны искать объяснение этому противоречию. Общим консенсусным мнением у них выступило сомнение в том, что убийство Акжола Кобланды-батыром было причиной откочевки. Нурлан Атыгаев считал, что Кобланды жил уже во времена существования Казахского ханства, в эпоху хана Касыма. Радик Темиргалиев считал, что Жанибек и Керей в это время жили немного западнее Абулхаир-хана в Большой орде. Я же считал, что Жанибек и Керей оказались в Моголистане в детстве около 1428/29 года, когда их отцы Барак (отец Жанибека) и Булат (отец Керея) были убиты сыновьями Едиге (Султан-Махмуд, Гази и Науруз) на границе с Моголистаном.

Несмотря на обилие мнений и мифов, вокруг Жанибека и Керея, сейчас на основе исторических источников и критического анализа их достоверности, можем утверждать следующее.

1. Оба Жанибек и Керей имели мусульманские имена. Керея называли Ахметом. С арабского языка Ахмет означает «наиславнейший», «достойный похвалы». Существует и иное значение имени Ахмет - «тот, кто постоянно благодарит Бога». А Жанибека также звали Абу Саид, что с арабского языка переводится как «отец счастливого».

2. Керей и Жанибек были троюродными братьями, их общим прадедом был золотоордынский хан Урус, которого казахские легенды называют Алаша-ханом. Отец и дед Жанибека (Куйуршук и Барак) были также ханами Золотой орды, у Керея дед (Токтакия) был ханом Золотой Орды. Сам же Урус-хан происходил от 13-ого сына Джучи Тука-Тимура. Его предки Уран-Тимур (сын Тука-Тимура) и Ачик (сын Уран-Тимура) были правителями Крыма в 1260-1290-х годах.

3. Первое упоминание о Жанибеке и Керее встречается в Китайских источниках (данное открытие принадлежит Нурлану Кенжеахмету). В 1447 году они упомянуты как эмиры Могулистана, живышие в местности Илибали (видимо возле реки Или). То есть версия об их откочевки из ханства Абулхаира в 1450-х годах, полностью опровергнута. Уже в 1453 году Керей упомянут как правитель города Сайрам.

4. Жанибек и Керей смогли распространить свою власть на большую часть территории Казахстана только после смерти Абулхаира в 1468 году.

5. Керей считался старшим ханом, а Жанибек младшим.

6. Жанибек пережил Керея. Керей умер в период между 1482 и 1490-ыми годами. После смерти Керея, Жанибек признавал верховным ханом сына Керея Бурундыка.

7. Начиная с 1513 года, в Казахском ханстве стали править только потомки Жанибека.

В конце можно сказать, что Жанибек и Керей очень долгий период своей жизни (от 20 до 40 лет) прожили на чужбине в Моголистане. Но благодаря терпению, военным и дипломатическим талантам, спустя огромное время они смогли вернутся к себе на Родину и стать ханами нового Казахского ханства.

   
11