Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
01:04, 20 сентября 2015

Гамлет и Мастер в Вальпургиеву ночь

Минувшим воскресным вечером в Казгосфилармонии имени Жамбыла шумели овации и раздавались возгласы «Бра-а-аво!». Государственный академический театр танца РК, который по сей день ведет к вершине Парнаса его легендарный основатель Булат Аюханов, с блеском представил три постановки: «Художник и Птица», «Гамлет, принц датский» и «Мефистофель». Все — оригинальной режиссуры патриарха нашего балета. Алматинские театралы и неофиты Мельпомены и Терпсихоры были в эйфории.

Blog post image

Вечер открытия посвятили особой дате: в этот день, 13 сентября, Булату Газизовичу исполнилось 77 лет. Несмотря на старческую немощь, именинник предстал перед полным залом одетым с иголочки: в «двойке» с серебряным отливом, белоснежной фрачной рубашке с черной «бабочкой» и в сияющих лакированных ботинках. (А на аплодисменты после представления он вышел уже в чёрном смокинге и с орденом Международной сократовской премии на голубом муаре.) Все таким же задорным жизнелюбцем и категоричным перфекционистом. Ещё накануне в интервью он заявил:

— Я ни минуты не терплю дилетантизма. Искусством надо жить. Не различать балет и жизнь. Великая Уланова, когда танцевала Джульетту в балете по Шекспиру, в собственной жизни переживала новый роман. Так она летела по сцене к партнёру, танцевавшему Ромео, как к своему любимому, который ждал её за стенами театра!.. Но балет был для неё всем. Она отвечала журналистам, допытывавшимся у неё насчёт личной жизни, что сколько было мужей, не помнит, но сколько станцевала ролей — может перечислить все до одной.

Blog post image

Приветствуя публику, маэстро заметил:

 

— У меня часто спрашивают, какой зритель мне нравится? Отвечаю: внимательный. Необязательно знать, как называются наши профессиональные движения, но я хочу, чтобы вы испытали те чувства, которые мы стремимся донести до вас в танце.

А по случаю 77-летия именинник, тепло улыбаясь, рассказал, какой поистине анекдот преследует его последние годы:

 

— Когда оказываюсь на улице, люди подходят ко мне и удивляются: «Вы Булат Аюханов?» Я подтверждаю. На что слышу в ответ: «Ну надо же, а мы вас не узнали. Как вы постарели!..»

Зал оценил по достоинству чувство юмора Булата Газизовича — как и его снисходительность с высоты лет к наивным соотечественникам, для которых он всё ещё, спустя без малого полвека, почему-то должен оставаться бравым джигитом, только что основавшим «Молодой балет Алма-Аты»… Прокатилась волна смеха, и вновь — аплодисменты. Цветы.

Не запамятовал мэтр отдать должное своей первой партнёрше и другу — Народной артистке Казахской ССР Инессе Манской, с которой они в 1960-х танцевали в своём «Театре двух актёров». Инесса Ивановна сидела на первом ряду вместе с другими почётными гостями, и хозяин вечера попросил зал поприветствовать её аплодисментами. Что мы все сделали с удовольствием.

Представление началось с миниатюры «Художник и Птица» на музыку Камиля Сен-Санса к его бессмертному «Лебедю» — нежной элегии, что на слуху у всех, даже тех, кому медведь наступил на ухо. Как пояснил Булат Газизович, этот номер навеяло изречение японского живописца Хокусая: «Если ты хочешь нарисовать птицу, стань ею сам». Вечная тема пленительных мук творчества… (В первую очередь хорошо знакомая самим танцорам.) И здесь исполнитель партии Художника — Дияр Акенев, дипломант Международного балетного конкурса Валентины Козловой (VKIBC), состоявшегося минувшим летом в Нью-Йорке, во всей красе показал «искусство верха». А именно, пластику рук, на которую не всегда обращают должного внимания в современном балете, где вовсю задействованы в «акробатике» ноги, но которая органически входит в классический танец. На последнем настаивает наш хореограф, повторяя один из своих знаменитых афоризмов: «Корявые руки — корявая душа». Вспоминается мне высказывание советского учёного-эстета Бориса Лукьянова о том, что женщина может быть грациозной, мужчина — нет. Да, в реальной жизни, пожалуй, мужчине к лицу больше брутальность. Но на сцене Дияр Акенев, как эльф-маг, очаровал своей грацией!.. Трепетный образ рождающегося творения Художника — оживающую в таинственной глубине сцены Птицу достойно своего партнера воплотила солистка Жанара Кушербаева.

Blog post image

В мировом балете «Гамлет» — не новость, ставится ещё с конца XVIII века, и на сегодня действующих постановок — десятки. Однако в казахстанском театре аюхановская хореография 1971 года по величайшей трагедии Шекспира до сих пор остаётся единственной. А в нашем общем советском прошлом она была первой, если не считать, конечно, фильм-балет на музыку Дмитрия Шостаковича, снятый специально для телевидения в 1969-м. Кстати, не знамение ли (а не просто совпадение), что и Марис Лиепа в этой постановке творческого объединения «Экран», и Булат Аюханов в своей собственной станцевали принца-страстотерпца, как только достигли возраста Христа?.. (И не мистика ли, что Владимир Высоцкий сыграл Гамлета в премьере Московского театра на Таганке тоже в 33 года?) Тем более респект воспитаннику нашего балетмейстера Мади Касымову, который взвесил роковые чаши весов «Быть или не быть...» в свои 24 года. Булат Газизович пояснил в интервью:

 

— В каждой эпохе свой Гамлет. Достаточно вспомнить принца датского Высоцкого в джинсах и вязаном свитере. Эта шекспировская история предательства касается всех: её может пережить даже ребенок, которого бросили родители. Так почему бы нам не выпустить на сцену Гамлета помоложе?

Мади Касымов оправдал надежды мэтра: премьера восстановленного аюхановского «Гамлета» прошлой весной на сцене ГАТОБа имени Абая сорвала овации. Недаром шесть лет назад он стал дипломантом Корейского международного балетного конкурса (KIBC), состоявшегося в Сеуле. Теперь солист вновь дал насладиться экспрессией, пластикой и практически золотой давинчевской геометрией ещё не заматеревшего юношеского тела. Вместе с предельно выразительными жестами и мимикой всё это делает «Гамлета» образцовой хореодрамой — а это именно тот жанр балета, который в своё время принёс мировую славу русскому, а затем нашему некогда общему советскому балету.

Blog post image

Остальные солисты Театра танца тоже идеально распределились по ролям: Светлана Кокшинова, можно сказать, ветеран балета, сама уже педагог, Заслуженный деятель РК — королева Гертруда; Алимурат Салихов — король-узурпатор и прелюбодей Клавдий; Ерик Оспанов, кавалер ордена «Құрмет» («Почёт») и лауреат молодёжной премии «Серпер» (наш «суверенный аналог» бывшей всесоюзной премии Ленинского комсомола) — министр-интриган Полоний.

Blog post image

Особая пара — Ильзат Аухадиев и Айнур Нуспекова, станцевавшие Лаэрта и Офелию. Первый кроме уверенной техники и прекрасного баланса лёгкость — сила, который ярко проявлялся в его прыжках и совместных с партнёрами па-де-де (например, в сцене дуэли с Гамлетом), радует глаз горделивой статью атлета и волевым лицом.

Blog post image

Прима же очаровывает воздушностью, изяществом. Казалось, что сценический свет насквозь просвечивал её хрупкий стан. В интервью артистка призналась:

— Когда я читала «Гамлета» и смотрела его экранизацию Франко Дзеффирелли, то перед глазами вставала тревожная картина: огромный, сложный, мрачный мир, в котором маленькая, доверчивая, светлая Офелия просто потерянная. Как сирота на улице. Но несмотря на её хрупкость на фоне такой величественной трагедии, именно она придает яркость всей истории. От судьбы Офелии ещё больше щемит на сердце. Она символизирует душевную чистоту.

Blog post image

Главный балетмейстер Театра танца Гульфида Гафурова, которая непосредственно в студии день за днём оттачивает мастерство подопечных, поделилась с нами:

— Оценивая выступление 13 сентября, я, конечно, опять скажу: в балете нет пределов совершенству. Будем работать дальше. Но я очень довольна ребятами. Скажу больше: на сегодня они взяли высоту выше планки!

Отдельный разговор — музыка, которую ещё для премьеры аюхановского «Гамлета» в 1971 году по просьбе балетмейстера написала всего за десять дней преподаватель Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Аида Исакова. Специфическая симфония, монументальная. Правда, без запоминающихся на лету, ярких фрагментов, которые, как это часто бывает с классикой, стали бы хитами — вплоть до надоедливых рингтонов на мобильниках. Если только её не аранжировать для популяризации. Кстати, музыка Шостаковича для уже упомянутого фильма-балета с Марисом Лиепой хотя отличается намного более лёгким звучанием, тоже не знаменита композициями, шагнувшими в народ. Главное, однако, Аида Петровна соткала добротное музыкальное панно к роковой теме: сразу отсылает к европейской готике.

Наряды артистов вообще превзошли представления о театральных костюмах! Каскады тафты, парчи, шёлка, шифона, золотое шитьё, перья… Всё, как при дворах шекспировских времён. Да ещё по три перемены для главных героев. Кстати, щёгольские дублет и колет Гамлета из терракотовой и чёрной кожи, в которых Мади Касымов поочерёдно представал в разных сценах, на сегодня — настоящие раритеты. Их сшили для самого Булата Газизовича, когда он впервые станцевал принца датского. Большинство же костюмов появились на свет в Москве в 1980-х. Как заметила Гульфида Гафурова, нынче такую газовую ткань, из которой сделан плащ Призрака покойного короля, надо поискать. Невесомая лиловая материя не просто развевалась и опадала, а реяла в воздухе, как облако фантома. Выходы солиста Габита Данабаева в образе Короля-призрака стали главным спецэффектом постановки, если только тут применимы понятия Голливуда. Мрачный силуэт в кирасе, с развевающимся плащом, шлеме с глухой маской на лице и увенчанный короной с траурным плюмажем. Ну просто Призрак оперы!.. Или король назгулов из «Властелина Колец».

Blog post image

Для мистического антуража из-за кулис ещё пускали сценический дым, правда, слишком шумно. Мистика из-за такой помехи наоборот — ослабевала. И в целом театральному таинству всего вечера не хватало занавеса. В Казгосфилармонии за ненадобностью он отсутствует. Но это такие мелочи, что ничуть не умалили масштабы всего вышеописанного. (Как и два коротких антракта вместо одного продолжительного, на что посетовали некоторые зрители. Хотя по мне это лучше, всё равно кафе наших театров не тот шик, что при Венской опере, не засидишься.) Тем более, постановщики удачно заменили опускание занавеса для смены мизансцен погружением зала и сцены в полную темноту. Как раз в тему заявленных трагедий.

Известный казахстанский историк, специалист по шекспировской эпохе, профессор КазНПУ имени Абая (и преподаватель в моём студенческом прошлом) Розалия Каирбекова, она же театрал со стажем длиною в жизнь, охотно поделилась впечатлениями:

 

— Мне повезло: я смотрела «Гамлета» на Таганке с Владимиром Высоцким в главной роли и золотым составом прославленного театра. И вот теперь, спустя столько лет, снова «Гамлет» на вечере мэтра — Булата Аюханова. По эмоциональному воздействию на меня эти постановки оказались на равных. Первая представила великое творение языком драматического театра. Вторая — языком музыки и танца. Музыка Аиды Исаковой потрясает своим драматизмом и трагизмом, достойными гения Шекспира. Хореография настолько глубоко, точно и филигранно сливается с музыкой, что ощущаешь: ты прикасаешься к истинному искусству!

По утверждению Розалии Равильевны, осуществление такого грандиозного и смелого хореографического замысла было бы невозможно без высокопрофессиональных исполнителей. В «Гамлете» сошлось всё. Режиссура Булата Аюханова и великолепное исполнение артистов его балета передают характер, индивидуальность каждого персонажа трагедии. Впечатление усиливает огромная работа художников по костюмам.

 

— Воистину, в великом не может быть мелочей! Спасибо Вам — создателям спектакля — за те чувства прекрасного, которые Вы так щедро дарите нам, зрителям! — от души поблагодарила Розалия Равильевна.

Под занавес вечера Театр танца «отжёг» одноактный балет «Мефистофель. Наваждения Фауста». У трагедии Гёте метафизической мудрости и вселенской глубины в мировом балете тоже богатейшая история. На знаменитых сценах её ставят с начала XIX века. Причем в либретто поэта-романтика Генриха Гейне искуситель мятущегося старца — Мефистофель даже предстаёт женщиной. Наш балетмейстер по примеру коллег прошлого и современников сделал спектакль по знаменитой опере «Фауст» Шарля Франсуа Гуно (1859), взяв оттуда заключительную сцену Вальпургиевой ночи, которая, кстати, не только певческая, но и танцевальная. А прологом мэтр пустил популярнейшие «Куплеты Мефистофеля»:

 

На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир — телец златой!..

Любой из вас, читатели, где-нибудь, может, случайно, но непременно слышал, и не раз эти «Куплеты», сдобренные поистине сатанинским хохотом Фёдора Шаляпина, Марка Рейзена или Муслима Магомаева — в зависимости от того, в чьём именно исполнении звучал оперный хит.

Под гром «Куплетов» на сцену вырвался, чтобы увлечь за собой Фауста — Ильзата Аухадиева, Мефистофель — Дияр Акенев. И здесь, и в последовавшем шабаше, который развернули солисты и артисты Театра танца, действительно балом правил Сатана в исполнении Дияра. Эта музыка Гуно, конечно, никого не оставит равнодушным. Бьёт по эмоциям! Но тем сложнее танцорам «бесноваться» под неё, чтобы изобразить то, что живой человек по определению может лишь воображать. Всё-таки из загробной жизни ещё никто не вернулся и достоверный мастер-класс не показал. Танцоры отработали «низом», «верхом», мимикой на браво! Не говоря уже о том бешеном темпе, который они выдержали в кульминации сцены — плясках бесов во главе с дуэтом Вакханки и Сатира, воплощённых примой Айтолкын Тургинбаевой и премьером Ериком Оспановым. В общем, эффект присутствия зрителей на оргии в Вальпургиеву ночь сработал. А это и есть магия Искусства.

Blog post image

На последнем фото: на переднем плане — прима, танцующая нимфу, Меруерт Макан, в центре — Ильзат Аухадиев и Айнура Нуспекова (молодой Фауст и Маргарита), в глубине сцены — Дияр Акенев (Мефистофель).

Фотограф: Данияр Байжанов

5
2013
3