Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-2
23:17, 06 августа 2015

Материалы поездки поручика Оренбургского драгунского полка Дмитрия Гладышева и геодезиста Ивана Муравина из Оренбурга в Хиву к хану Абулхаиру (5 ноября 1740 г. — апрель 1741 г.)

О провозглашении Абулхаир хана, а потом его сына Нурали Хивинским ханом, отношении казахов к принятию Российского подданства и о поддержке казахами вождя башкортов Карасакала, а так же взаимоотношениях с хивинскими узбеками и каракалпаками.

Показания поручика Дмитрия Гладышева о его поездке к хану Абулхаиру

Прибывшей из Киргис-кайсацкой орды Оренбурского драгунского полку порутчик Дмитрей Гладышев объявил.

1. Из Оренбурха отправился он сентября 5-го 1740 г. и до кочевья Абулхаирханского прибыл в 33 дни.

2. Не доехав до оного кочевья верст за сто, при урочище Каракум по левую сторону Аральского моря в половину дни напали на него с товарыщи Меньшей киргис-кайсацкой орды владения Абулхаир-хана киргисцы, человек в 20, между которыми начальствующими были старшины Бабея племянники, два человека — Адиль да Янгильда. И его, Гладышева, связав, били, ножем резали и шпагу отимали, говоря, что ты-де еще вор, жив, и объявляя, что когда в бытность полковника Тевкелева в Киргис-кайсацкой орде у Абулхаир-хана отец их Байгара ездил для кражи у оного полковника лошадей, тогда оного их отца убили до смерти и за оное взяли они к себе во услужение из бывших в команде его, Гладышева, яицкого казака Романа Федорова да надзирателя работ Назимова, человека его Петра Онакимова, и при том грабеже из данного ему, Гладышеву, с товарыщи на пропитание 24 кожи красные, три камки пятиланные , азям ташкенской ценою в 5 руб., три лошади и протчую рухлядь, и обобрав оное, пошли они к реке Сырдарье, а его, Гладышева, с оставшими товарыщи отпустили в путь с тем объявлением, что в подданстве-де е. и. в. обретается один Абулхаир-хан, чего ради письма своего в Россию отдал и за то подарки получает, а мы-де не в подданстве.

Blog post image

3. Абулхаир-хана кочевье за Сырдарьею Малой Кувандарьипри речке Адамати, вкруг которой кочуют разные народы, а какия имянно и у кого оныя во владении, о том имеется у него, Гладышева, татарское письмо, данное ему по прошению его от обретавшегося при хане толмача Мухаметя Нурлина, которой ему, хану, дан от тайного советника Татищева.

4. При прибытии во владение Абулхаир-хана посланные с ним, Гладышевым, к хану подарки отдал в целости жене его, Абулхаировой, ханше Бупай да сыну его большему Нурали для того, что оного хана в кочевье своем не было, а был в то время во владении Аральском; и для взятья его, Гладышева, и привозу к себе прислан был от него, хана, нарочно вышепоказаной сын его, Нурали-салтан, и дядя его ханской Нияс, который прежде был с полковником Тевкелевым при дворе е. и. в. И при нем его ханских теленгутов (то есть служителей) шесть человек; и с ними к нему, Гладышеву, от него, хана, прислано было письмо с тем объявлением, чтоб он, Гладышев, ехал к нему.

5. Вышепомянутая ханша, во-первых, спрашивала его, Гладышева, о здоровье блаженный и вечно достойный памяти е. и. в., на что ей Гладышев ответствовал, что е. и. в. благополучно здравствует и с ним, Гладышевым, к хану отправлена от е. и. в. грамота да от генерала-лейтенанта князя Урусова письмо, которые надлежит ему, Гладышеву, вручить хану самолично. И ханша за оное благодарила е. и. в., что они в высочайшей милости содержатся. И притом посланные с ним подарки приняла приятно и при ней, ханше, был он, Гладышев, четыре дни, а потом:

6. С вышепомянутыми от хана присланными он, Гладышев, отправился октября 15-го и прибыли к хану ноября 2-го дня.

7. По прибытии к хану он, Гладышев, со всеми при нем бывшими, взят в его ханскую кибитку, в которой с ним сидели аральские князски и его ханские старшины. И, во-первых, хан спрашивал, откуда он; и Гладышев ответствовал, что он прислан к нему от е. и. в. со всемилостивейшею грамотою, которую ему и подал. И он, оную приняв, в печать поцеловал и, роспечатав, велел пред собою читать. И как оная прочтена, тогда он всем бывшим при нем объявил, что «видите вы мой свет, на которого я надежду имею, и тем вас хочу засчитать». И притом Гладышеву говорил: «Я-де об тебе слышал, что в пути несчастие тебе причинялось, а чтоб ты ко мне ехал, о том к тебе с нарочными письмо свое отправил, ибо-де здесь известно, что персицкой шах идет для взятья хивинского города, в котором живут мусульмане, и для того-де мне хочется, чтоб как я, так и оной город был бы под властию е. и. в., чего ради намерен я ехать во оной город, при чем и тебе, Гладышеву, быть надлежит и оттуда отправим навстречу к нему, шаху, оную ко мне присланную от е. и. в. грамоту с тем, чтоб он, шах, со мною не ссорился». И Гладышев ему, хану, о том ответствовал, что «я прислан к вам и топерь, будучи у вас, должен поступать по приказу вашему».

Blog post image

Абулхаир хан

8. Оное Аральское владение лежит при реке Улударье, которой широта семьдесят пять сажен. И, ночевав тут одну ночь, на другой день хан, взяв с собою киргисцов и каракалпаков, и малую часть аральцов, всего с три тысячи человек, и притом его, Гладышева, с товарыщи, поехали к Хиве. И того ж дня приехав к перевозу, имеющимуся на оной реке, расположились лагерем для ночевания. И в оном месте для перевозу их чрез оную реку приготовлено было от аральцов лодок с дватцать. И, ночевав, поутру на означенных лодках чрез реку стали перевозитца, ставя на каждую лодку лошади по три и по четыре, а иных лошадей переправляли вплавь.

9. Как оную реку 4 ноября перебрались, тогда на берегу встретили хана хивинские старшины Авестъ-мирап с товарыщи, человек с дватцать, и просили хана прилежно, чтоб он ехал к ним поскорея и от идущего на них неприятеля, персицкого шаха, засчитал, обнадеживая, что они примут себе его, Абулхаир-хана; и для того хан немедленно путь свой к Хиве продолжать стал, и 6-го числа прибыли в хивинской пустой городок, имянуемой Гурля, в котором дворов мазанковых со сто или с шездесят, и с которых жители выбежали от страха персицкого шаха к аральцам, и при оном городке ночью стали кормить лошадей. И тоя ж ночи хан со всем своим вышепомянутым войском, не сказавшись ему, Гладышеву, с товарыщи уехал в Хиву. А он, Гладышев, с товарыщи тою ж ночью поехал было вслед за ханом, но за великими песками ту всю ночь и по разсвете 7-го числа днем от бездорожицы пути не нашли и ездили по степи; но бывшей уже при нем, Гладышеве, киргизец Байбек, яко того пути несколько знающей, к самому хивинскому городку их того дня привел. И он, Гладышев, с товарыщи и с ним, Байбеком, ко оному городу приехали в 4-м часу пополудни.

10. Как он, Гладышев, к Хиве стал подъезжать, тогда Абулхаир в Хиве ханом уже принят и за версту не доехав самого города, в садах посланные от него, хана, узбеки и сарты, человек с пять или с шесть, его, Гладышева, встретили и объявили, что объявленной Абулхаир у них в Хиве ханство принял и они посланы от него его, Гладышева, спросить, что для чего он от него отстал и так долго не едет; и взяв, его, Гладышева, привели в самой хивинской город.

11. Потом как его, Гладышева, с товарыщи ввели в палату к Абулхаир-хану, тогда оной хан сидел на ханском месте, которое учреждено амбвоном, и оное покрыто персицким ковром, а на ковре подушка бархату красного, на которой хан сидел; и на нем надета челма красная шелковая, и по сторонам его сидели знатныя хивинские старшины, человек с сорок, и он, Гладышев, его, Абулхаир-хана, поздравил с принятием в Хиве ханства.

Blog post image

Соревнования по Соколиной охоте Хивинского хана, фото Поль Нодар, 1890 год

12. На оное хан ему, Гладышеву, объявил: «Я благодарю Бога, что теперь Хива в подданстве е. и. в. и я в оной ныне ханом». А сидящие при нем старшины молчали и ничего не говорили.

13. Потом хан у него, Гладышева, взял двух человек, а имянно: геодезиста Муравина да толмача Усмана Арасланова и дал им присланную к нему, хану, от е. и. в. грамоту и купно с ними с своим письмом отправил четырех человек аральцов, одного киргисца и одного каракалпака к персицкому шаху, которой тогда стоял с войском своим от Хивы в 35 верстах под взятым им, шахом, хивинского ж владения городом Ханки с тем объявлением, что он, хан, подданной е. и. в. и сеи город Ливу принял он, хан, для того, чтоб учинить оной подданным же е. и. в.; а как слышит он, хан, что оной персицкой шах с Российскою империей в союзе обретается, и для того б оной шах ради раззорения сего города ходить не изволил.

14. На другой день помянутый геодезист Муравин и толмач Арасланов со всеми будучими при них возвратились в Хиву благополучно, при них же прибыл присланной от персицкого шаха послом (бывшей хивинской владелец, которой при нем, шахе, служит) Мухамет-бек з двумя хивинцами. И оныя, от шаха присланные, подали: хану шахово письмо, токмо как оное пред ханом читано, в то время его, Гладышева, не было, а был в особых покоях. Но после того хан, призвав его, Гладышева, объявил, что помянутые посланные, геодезист Муравин с товарыщи, возвратились и нарочно присланной от шаха подал ему письмо, которым просит, чтоб он, хан, ехал к нему, обнадеживая, что он город Хиву отдаст ему, хану. Причем он, Гладышев, видел и помянутого от шаха присланного, с которым между собою они взаимное поздравление учинили, но прежде сию церемонию учинил от шаха присланной. А более сего хан ему, Гладышеву, ничего не говорил, и для того он, Гладышев, пошел в свою квартиру, какой от шаха приказ помянутым Муравину к толмачу Арасланову был, о том они объявят сами (объявление Муравина при сем же приложено).

15. 11-го числа ноября в полдень оной хан прислал к нему, Гладышеву, в квартиру киргисца своего Байбека с тем объявлением, что он, хан, хочет ехать к шаху и дабы он, Гладышев, с ним был же. Почему он, Гладышев, убравшись, и со всеми при нем бывшими приехали на лошадях к ханскому дому; и в тот час увидел Абулхаир-хана у ворот того ханского дому, седящего верхом на лошади в убранстве по обычаю хивинских ханов и при нем сын его Нурали, имея в руках своих лук с напряженною стрелой, также киргизцов, каракалпаков и аральцов со сто человек. И как приехали к градским воротам, тогда оные завалены были землею, и он, Гладышев, тутошним хивинским жителям (которых было по той улице, где он, Гладышев, с ханом и с протчими ехал, также и на строениях сидящих с 2000 или более) стал говорить, чтоб те ворота отперли, объявляя, что хан едет к шаху ради прошения себе оного города, почему того ж часа ключи вынесли и вороты отперши, землю от них отвалили и из города их выпустили.

Blog post image

Хива. Тамаша Канатаходец.

16. Как только из градских ворот чрез канал по мосту выбрались, тогда хан со всеми при нем будучими поскакал не в ту сторону, где шах персицкой с войском своим обретается. Чего ради он, Гладышев, ему, хану, стал говорить, что не туда едет, и на оное хан ему сказал: «Я-де тебя не слушаю, ты в моих руках, ступай куда велят».

17. Как хан со всеми при нем будучими и он, Гладышев, от города в степь поскакали, тогда хивинцы из города вслед за ими палили ис пушек и из мелкого ружья, однако никого не убили. А на вечер того ж дня у пустова города Шабаса напали на них трухменцов человек с сорок или более и учинили бой, токмо оные трухменцы отбиты, и человек с 15 из них, трухменцов, при том побито до смерти и взято у них же несколько верблюдов и другова пажита. И от оного места того ж дня приехали Хивинского ж владения к пустому городу Гурлян, и оной немного преехав, остановились для кормли и отдыха лошадям и, постояв тут часа с два, поехали паки в путь свой.

18. Того ж дня, как хан и он, Гладышев, со всеми при нем будучими от хивинского города, отъехали, тогда оной хан объявил ему, Гладышеву, что от будучих при воротах градских его, ханских, караульных принесено ему, хану, письмо, писаное в Хиву к жителям от имеющихся у шаха персидского в аресте хивинских министров, в котором писано, чтобы его, хана, в городе Хиве удержать и до прибытия шахова вон не выпусчать. Чего-де он, хан, убоясь, из города и выехал и оное подлинное письмо (с того письма перевод при сем же приложен) для надлежащего рассмотрения он, хан, послал к генерал-лейтенанту князю Урусову с киргис-кайсаком Кутыр-батырем.

19. На другой день, то есть ноября 12-го дня, как помянутой хан, так и он, Гладышев, совсем и при нем будучими перебрались паки вышеупомянутую реку Уладарью и на тех же судах, на которых прежде к Хиве переправлялись и прибыли в Аральское владение к местечку Конрат,где жители живут кибитками, а кругом их сделан вал и во оной из Улударьи пущена вода, где были одни сутки.

Blog post image

Каракалпак, 1932 год

20. Будучи во оном месте, между аральцами учинилась не только знатная ссора, но и баталия из того, что некоторая часть аральцов намерены принять себе в ханы Абулхаирханского сына Нурали, а другая того не хотели. Однако же напоследок по окончании оной междуусобной ссоры все аральцы согласно реченого Нурали-салтана приняли себе в действительного хана, которой там и остался.

21. Он же, Гладышев, слышал от приехавшего с ним в Самару киргис-кайсака Байбека, что все трухменцы намерены приттить под владение помянутого аральского Нурали-хана.

22. Оной Нурали-хан писал к отцу своему Абулхаир - хану, что, когда месяц март народится, то он, по собрании войска, намерен ехать к Хиве и остарленного там от персицкого шаха хана убить до смерти. Но означенной отец его, Абулхаир-хан, писал к нему, чтобы того хана до смерти он не убил, но прислал бы живого к нему, Абулхаир-хану, для отправления его к генералу-лейтенанту князю Урусову.

23. Что Абулхаир-хан представлял о строении при Сырдарьи города и то больше для того, что его многия ни в чем не слушают. А если б оной город был построен, то б он, хан, многих имел в страхе своем содержать, а России никакой пользы от того города чаять невозможно. На оном же месте, где хан представлял быть город, вокруг оного нигде как лесу, так сенных покосов и пашенных удобных мест нет, для того, что земля песчаная с ылом и дождя не бывает, а тамошния жители на посеянныя нивы воду напускают из реки каналами.

24. Тамошние все народы к строению помянутого города хотя Абулхаир-хану явно и не препядствуют, но как видно, что и не очень то им надобно, и оной хан о том не явно, но тайно от них о сем всем представляет.

25. Понеже выше сего в 20-м пункте объявлено, что один Абулхаир-хана сын Нурали-салтан утвержден между аральским народом ханом. Оное его утверждение от того произошло, что напредь сего в том народе был один князек Шарахазы, и оной тому лет с десять от них же, аральцев, убит до смерти, а после его остались три сына: первой — Артык, второй —Сейдали, третей — Куразали.И хотя б из них один, которой и мог быть произведен ханом, но народ их, сожалея, чтоб по их легкомысленному обычаю тот, которой в хана произведется, так же как и отец их погублен не был, и для того думали, чтоб из посторонних кого в хана себе принять; чего ради объявленные князьки и некоторая часть их народа разсуждали, что Абулхаир-хан под властию е. и. в. состоит, чего ради народы тамошния его несколько боятся. И для того усоветовали принять себе в ханы сына его, Абулхаирского, вышепоказанного Нурали-салтана, и хотя в том их же народа часть достойная препятствовала и в том между ими произошли ссоры и несогласии, а притом было несколькое кровопролитие, но, наконец, единогласно усоветовали и оного Нурали-салтана, как вышеупомянуто, за действительного себе хана приняли, которой там ныне и остался. А другой, меньшей оного Абулхаир-хана сын Ерали-салтан, как в прошлом 1740-м году из Оренбурга от генерала-лейтенанта князя Урусова тайно уехал, то тогда ж, несказавшись и без воли отца своего приехал в Среднюю киргис-кайсацкую орду и там в пирейском роде выбран ханом, где и поныне обретается.

Blog post image

26. Абулхаир-хана все тамошние народы, что надлежит к пользе российской, ни в чем не слушают. Буде же захотят воровать, то первого его всегда спрашивают и в том его слушают.

27. Ныне Абулхаир-хан более согласие имеет с аральским народом, в котором ныне сын его, Нурали-салтан, ханом, а по малосилию своему и тамошних степных народов непослушании всех боится, ибо никаких представленей его не слушают, а делают, что захотят сами.

28. К Оренбурху сим летом оной хан прикочевать намерен ли; о том он, Гладышев, не знает и от него, хана, не слыхал, а объявит о том присланный от него, хана, с ним, Гладышевым, киргис- кайсаченин Байбек.

29. О поимке и о присылке под караулом в Оренбурх вора Карасакала хотя многократно он, Гладышев, Абулхаир-хану представлял, но чрез тамошних же некоторых киргисцов заподлинно уведомился он, Гладышев, что оной Абулхаир-хан не только старание свое имеет его поймать и отдать, но еще с своею Меньшою и Среднею ордами согласились в том, что им, хотя так же, как башкирцам, от генерала-лейтенанта князя Урусова о сыску и о поимке оного Карасакала ко всем киргис-кайсацким владетелям и к лутчим старшинам посланы еще письма с истолкованием того, какия повреждении им от оного вора причинены всем пропасть, а его, Карасакала, не отдать. А оной Карасакал ныне обретается в призрении Средней ордыБарак-салтана, с которым он, Карасакал, ходил в сентябре месяца прошлого 1740 г. и вЗюнгорское владение для разорения калмык.

Blog post image

Башкирский вождь.

30. Доныне оной Карасакал в ордах разглашает, что он аки 6 зюнгорского владельца Галдан-Чирина — родной брат Шуна-батыр, и тем более киргисцов возмущал на зюнгорцов; которые о сем услышав, и чтобы оного Карасакала также поймать и искоренить, для того их, контайшинцов, вступило в Среднюю киргизскую орду 30 000 человек, кои тут прошедшую зиму и зимовали.

31. На российския стороны оной Карасакал не делает ли каких еще возмущеней, о том он, Гладышев, не слыхал.

32. К поимке оного вора никаких способов, будучи в орде, он, Гладышев, не усмотрел, ибо как выше в 29-м пункте объявлено, что Меньшая и Средняя орды все без остатку за него согласились пропасть, а его не отдать.

33. В бытность свою в Хиве уведомился он, Гладышев, от имеющегося тамо в плену яицкого казака Андрея Бородина, что во оном городе Хиве содержится в плене взятых из командыБековича как (о пленниках к Абулхаир-хану с наисильнейшим представлением и еще в грамоте представляется) русских, так калмык и иноземцов с три тысячи человек, о которых он заподлинно знает, потому что их весною выгоняют на работу для чисченья кругом города Хивы каналу; да сверх оного с пятьсот человек взял, таких же пленных имеется в Аральском владении. Сколько же в киргис-кайсацких и каракалпацких ордах таковых же пленников имеется и где сколько имянно, о том обстоятельно записано в его, Гладышева, журнале.

34. В бытность же его, Гладышева, в Каракалпацкой орде видел он там главного вора и бунтовсчика Катайской волости башкирца Сарткула, таких же воров разных волостей башкирцев человек з дватцать, а кто оныя имяны, того ему узнать было невозможно для того, что со оными каракалпаками у него, Гладышева, и с Абулхаир-ханом в то время, как выше объявлено, была драка. И оныя башкирцы содержатся в засчисчении тамошняго каракалпацкого хана, который прежде живал в Сибирской губернии с протчими российскими подданными татарами в Туралине, и оной был кресчен и называли его Федором Осиповым, а оттуда он, бежав Каракалпаки, учинился ханом.

35. О пограбленных киргис-кайсаками товарех, чтоб оные, как возможно, собраны или на виноватых доправлены и ему, Гладышеву, отданы были, хотя многократно Абулхаир-хану он, Гладышев, как письменно, так и словесно представлял, но на то никакой более резолюции не получил, как только то хан выговорил, что у меня-де без этих хлопот и от своего дела голова болит.

36. Оный Гладышев в бытность свою в Киргис-кайсацкой орде слышал от пребывающаго при Абулхаир-хане вышепомянутого Алмухаммет-абыза, что когда оной хан ездил в каракалпацкой народ для показания мест геодезисту Муравину и надзирателю работ Назимову под строение города, тогда оного каракалпацкого народа джабинского роду призвал хан к себе на совет и объявил им, что он хочет тут построить город и для того будут туда российские войска. И на оное они ему ответствовали, что войско сюда прибудет и будет оного мало, то они оное разведут по местам, и также побьют, как то прежде учинено над командою князя Александра Бекова сына Черкасского. Буде же оного будет много, то они оттуда уйдут. При том же говорили, что имеющихся у них российских пленников отдавать ныне не станут, а когда российское войско к ним прибудет и сила их в том будет, то оных пленных сами тогда возьмут. Причем помянутой абыз и то говорил, что опасно-де того, дабы Абулхаир-хан к оному их намерению по легкомыслию своему склонен не явился, потому что оной хан думал, между протчим, аки б разговаривал, что когда он в Хиве ханом застанет, то б от подданства е. и. в. отложится и на смену обретавшемуся в России сыну своему Кузъахмет-салтану отправит под видом сына же своего родного дабыточного им Чингиза. Да при отъезде своем из Орды при просчании слышал он, Гладышев, от хана, между прочим, разговоры следующие: что «я-де неоднократно просил о присылке российского войска для строения при Сырдарье города», но оного доныне к нему не присылают, и в том знатно его обманывают; а ныне-де приехали зюнгорские калмыки, и обще с теми жительми, которые к ним склонились, его подчиненные до конца разоряют». И для того он, хан, говорил ему, Гладышеву, чтоб донесть генералу-лейтенанту князю Урусову, ежели к нему, хану, войска российского ныне в присылке не будет, то-де он, хан, более уже терпеть не может и отдастся в подданство зюнгорским калмыкам, куда-де уже он для того от себя послал киргисцаКутлубетя, с которым он, Гладышев, в орде тайно видился. И оной Кутлубет ему сказывал, что он от Абулхаир-хана послан к прибывшему в Ташкент и в Торкустан от конташинского Галдан-Черена Сарыманже с войском с тем объявлением, чтоб он, Сарыманжа, с ним, ханом, не дрался. И ежели он, Абулхаир-хан, будет производен в Торкустан ханом, то он отдастся в подданство конташинскому Галдан-Черен[у]; и в том для уверения намерен он, хан, отдать сына своего Ачювака.

По окончании всего предписанного порутчик Гладышев, к отвращению Абулхаир-хана и всего тамошняго народа противных намерений по тамошним его, Гладышева, усмотрениям представляет следующия обстоятельства.

Blog post image

А. О. Орловский. Башкир. Начало XIX в.

1) Ко оному хану надлежит ныне немедленно с прибывшим с ним, Гладышевым, киргисцом Байбеком да Бузулуцкой крепости из новокресченых с казаком Матвеем Араповым писать, чтоб он для свидания с генералом-лейтенантом князем Урусовым сея весну был с знатными своими от всех родов старшинами, и как прибудет, то к верности еще подтвердить и под образом аманатов от всякого роду (так, как зюнгорския калмыки з Большею киргискою ордою чинят) человека по четыре и знатных людей оставить или на место их детей прислать велеть, и оных здесь с переменою погодно содержать, чем все их киргиския наглости пресечены быть могут. Для того, если б из них кто в случае что противное стал разсуждать, то того рода, которого здесь аманаты будут, все киргисцы станут в том всеконечно воспрещать и не допущать, опасаясь, чтобы чрез то зло будучия их здесь в аманатах казнены не были.

2) Понеже оной народ ветреной и чрез посылаемые к ним письма ничего вытребовать и их к благонравию привесть невозможно, ибо они в тех посылаемых письмах и иного растолковать не могут, а хотя что и ясно истолкуют, но по прошествии малого времени того уже и не думают, и по природному своему обычаю вступают паки в свои своевольныя нравы и делают что хотят, а о всем всегда ведать желают, особливо ж от тех, кои из России к ним присылаются; и для того всемерно надлежит тамо при хане всегда и безотлучно быть одному человеку такому, который бы язык их знал и отчасти обычай их ведал, к тому ж и грамотного, которому дать полную мочь в следующем.

3) Чем они недовольны или от кого какую обиду получили и чрез то к отмщению злодеянием вознамерятся платить, а они в том нетерпеливы и не скрытны, и о том своем недовольстве всемерно помянутого пребывающего там искусного человека просить станут, то он по прошению их должен всемерно словами уговаривать, увещевать и обнадеживать, что он чрез посланные от себя письма может их в том удовольствовать (что и самым действом ему учинить уже надобно).

4) Когда от оного посланного получатся письма, то б по оным немедленное исполнение чинено было, и если они сие удовольство чрез него будут получать, то всемерно во всем его будут слушать и спрашивать и по его приказаниям поступать, да и сам хан его представленей презирать не будет, ибо сей народ такой, если от кого по прошениям своим удовольство и благия советы получают, то они того весьма почитать и слушать тщатся.

5) Ежели он, будучи там, услышит или уведает от кого, какия противныя мнении и толковании, то он немедленно должен за ними послать и их к себе призвать или и сам туда ехать, и от того вознамеренного противного мнения при собрании знатных старшин и кайсаков пристойным образом уговаривать с представлением тем, что они в их нуждах с российской стороны всегда удовольствуемы бывают, и тем к ним особливо е. и. в. высочайшая милость показывается, и для того они должны не только чтоб какую противность думать, но еще оную, где от кого услышит, всеми образы отвращать и оное по крайней мере разрывать, чрез что оной народ от время до времяни будет к благонравию и к истинному послушанию привыкать.

6) Понеже минувшею зимою кибиток с двести Средней орды киргис-кайсаков кочевало близ Оренбурга и истинно не далее десяти верст, между которыми главной старшина был Бармак-батыр; и для покупки потребного им, и ради продажи битых ими диких свиней прихаживали пешком в самой в Оренбург и тем весьма было к народу привыкли, но оною ж зимою от маеора Микулина посылан к ним порутчик Дырин с командою, имеющихся у них из калмынок несколько жен насильно отняли, что они себе за наикрайнейшую причли обиду. А потом после оного, живущей верстах в десяти от Оренбурга башкирец Кончура у оных же киргис-кайсаков воровски отогнал с сорок лошадей, и хотя по жалобам и прошениям сих киргисцов тех лошадей с осьмнатцать сыскано и им по-прежнему возвращено, но достальные пропали. От которых несносных обид и разореней оные киргисцы принуждены паки от Оренбурга в степь откочевать и за сии им обиды тщатся посылаемым в отмщение чинить, и в пресечение сего их противного мнения всемерно надлежит их отдачею всего взятого у них удовольствовать и при том объявить, что тот командир, который сие над ними учинил, жестоко штрафован и для того из Оренбурха выгнат; а ныне б они ничего не опасались и по-прежнему близ Оренбурха кочевали, ибо никаких обид чинено им не будет, но от того весьма защищаемы быть могут. И сие потребно для того учинить, что они первые было к Оренбургу кочевать пришли, и, если б они отогнаны вышепомянутым не были, то б от время до время более их прикочевывать для житья стало и можно б из них всгдашния в орды посылки с письмами чинить.

7) Ежели сие его, Гладышева, мнение конфермовано будет, то он к посылке к Абулхаир-хану за способного признавает Уфинского командированного пехотного баталиона порутчика князя Уракова, которой родом уфинец и по-татарски говорить действительно умеет, и их все обычаи и нравы довольно знает, и положенное на него дело без упущения исправлять может.

8) А понеже как в киргис-кайсаках, так и в каракалпаках и в протчих ордах имеется российских пленников множественное число, а оных орд жители издревле привыкли тех пленных более продавать и на выкуп, а не даром отдавать. И ежели рассуждено будет оных оттуда на выкуп брать, то б помянутому порутчику князю Уракову определено было на каждой год как для выкупа оных пленных, так и ради содержания себя и для награждения апробованных в верности паче других киргисцов до тысячи рублев держать, но не деньгами туда к нему посылать, но купя на оные потребные тамошним народам товары отправлять или оные товары для безопасности от грабежа в Оренбурге особо содержать. А когда в потребном случае оной порутчик князь Ураков кого обнадежит чем подарить и оной обнадеженной для получения ассигнованного ему в Оренбург приедет, то б в том оной приехавший немедленно был удовольствован, чем оной порутчик наипаче в ордах прославится и в потребном к пользе российской усилится.

9) Ежели по вышеписанному его, Гладышева, представлению ныне немедленно к Абулхаир-хану с письмом отправление учинится и он по тому без умедления к Оренбургу прикочует, то на него в верности еще надежду иметь можно, если же не будет, то о верности его надежда под сумнением остаться может.

К подлинному объявлению порутчик Гладышев подписался.

АВПРИ. Ф. 122/1, 1741 г. Д. 4. Л. 1-25 об. Копия. Опубл.: Географические известия. 1850. С. 525-536 (Пункты 23, 24, 26, 32, 34-36 в данном издании опущены); КРО-1. Док. № 76. С 176-184.

Blog post image

Памятник Абулхаир хану в Актобе.

-2
2120
2