Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
23:16, 09 июля 2015

Кармен на Лебедином озере

Blog post image

«У нас все звёзды. И только я — чёрное небо, на котором они светят», — так приветствовал публику Булат Аюханов на авторском представлении «Величие и триумф русского балета». С Маэстро вряд ли поспоришь. Вечером 29 июня на сцене ТЮЗ им. Н. Сац воспитанники аюхановского Государственного академического театра танца РК порадовали сразу двумя мировыми шедеврами — «Лебединым озером» и «Кармен-сюитой». Не целиком, конечно, но первое преподнесли в оригинальной сжатой редактуре Булата Газизовича, а вторую — в её кульминации и финале. Столь разные произведения танцоры представили на «браво!». Впрочем, различные они по технике. «Лебединое озеро» классика во всех отношениях. А за «Кармен-сюиту» знаменитый министр культуры СССР Екатерина Фурцева в своё время требовала от её первой исполнительницы Майи Плисецкой повиниться в прессе. «Вы предали классический балет!», негодовала министр. Однако оба балета объединяет общий смысл. Наша мятущаяся человеческая натура всей душой тянется к идеалу Любви, но с праведного пути её сбивает могущественный и коварный Рок, завораживая губительной Страстью… Короче, всё как в жизни. И артисты дали насладиться всебытийным зрелищем.

 

Главное внимание, естественно, притягивали ведущие солисты. Своей воздушностью, изяществом — Белая Лебедь Айнур Нуспекова и её «чёрная» антагонистка Юлия Моисеева, эротичной пластикой вместе с модернистской «геометрией» и красноречивой статикой Кармен — Айнура Мукашева. (Вообще, этот балет Альберто Алонсо под оркестровку Родиона Щедрина феноменален!) Не говоря уже о мастерстве без сучка без задоринки у всей троицы балерин. Премьеры были достойны своих партнёрш. Это высокий, статный, светло-русый Юрий Шакиров — настоящий принц Зигфрид. И чем не тореро Эскамильо?.. Пусть ему уступал в росте и количестве танцевальных движений (согласно сокращённому либретто «Лебединого озера») Ерик Оспанов, но какая грация, сколько величия в его образе фон Ротбарта... Злой гений! На руку танцору играл костюм с плащом из багрового шёлка, расшитого золотом и серебром. Плюс венец с чёрным плюмажем. Самый эффектный выход за вечер. Вовсю свой талант артист развернул в партии дона Хозе в «Кармен-сюите». Тем более, у него наработан ещё один блестящий опыт безумца из-за безответной любви — это Бекежан в аюхановской постановке жемчужины нашего эпоса «Кыз-Жибек». Недаром Ерика Оспанова удостоили престижнейшей молодёжной премии «Серпер» (наш «суверенный аналог» бывшей всесоюзной премии Ленинского комсомола).

 

Тем не менее, главный балетмейстер ГАТТ Гульфида Гафурова оговаривает в интервью: «Да, ребята отлично выступили! Справились с таким сложным по психологизму и технике материалу, как «Кармен-сюита». Но, может, потому что я сама не так давно играла Кармен и как бы передала её по наследству следующему поколению, смотрю придирчиво. Считаю, где-то что-то следовало исполнить ещё лучше, сильнее, ярче. Надеюсь, наши танцоры сами не остановятся на достигнутом. В настоящем балете вообще не бывает так, чтобы взяв высшую на сегодня планку, можно было успокоиться и дальше почивать на лаврах. Творческие люди — одержимые перфекционисты!».

 

Кроме главных исполнителей восхищение у зала вызвал Мади Касымов в сверхдинамичной партии Церемониймейстера: идеальный баланс отточенности и пластики. Именно ему выпал максимум головокружительных пируэтов, и от зрелища глаз было не оторвать. Соседи вокруг меня восторженно зашептались. Кстати, он же сыграл Гамлета в одноимённой аюхановской премьере, что состоялась в мае в ГАТОБ им. Абая. Его же вновь как трагического принца Датского можно будет лицезреть на сцене Оперного 13 сентября — в честь 77-летия Мэтра.

 

Правда, по другим адресам у зрителей вырывались смешки. Одна «лебедь» переросла остальных «птичек» чуть ли не на голову. А несколько танцоров наоборот не могли похвастать ростом и перед «лебедями». «Да, это наша Аня Бурлова, рослая девочка, но хорошая артистка. Балет произрастает из европейской культуры, поэтому не всегда ему соответствуют, например, наши региональные особенности: низкорослость, кривизна ног, прокомментировала Гульфида Гафурова. Но именно эти парни самые молодые в труппе, им ещё двадцати нет. Думаю, в лет 25 они возмужают и подтянутся. Всё будет в норме». Зато Анна Бурлова органично смотрелась в знаменитом номере балета Чайковского «Русском танце». В конце концов, василисам прекрасным не к лицу миниатюрность да эфемерность: иначе как им коня на скаку остановить, как в горящую избу войти?..

 

Но эти погрешности — мелочи на фоне отсутствовавшего фона, простите за тавтологию. То есть сценографии. По словам нашей собеседницы, Булат Газизович не считает обязательными декорации: каждый зритель волен нарисовать в своем воображении такие картины, что и Парижской опере не снились. Но, наверное, была бы у Театра танца собственная сцена, тогда бы и её оформлению настал черед. То же самое с музыкой. Представление прошло под фонограмму, которую артистам немудрено было в некоторых местах перекрывать топотом и шарканьем ног. Когда ты сам без сцены да выступаешь там, где и оркестровая яма не предусмотрена, до оркестра ли? Тем более, это обернулось бы солидной статьёй расходов, а чем её покрыть — без помощи меценатов? (Каковыми пока — поразительный факт — ГАТТ не может похвастаться.) Гульфида Гафурова до сих пор вспоминает, каким потрясающим было у них выступление несколько лет назад в столичной Госфилармонии, когда симфоническим оркестром дирижировал знаменитый Канат Ахметов!..

 

Слава Богу, государство выплачивает зарплату и отпускные. (Хотя в свое время неосмотрительно поспешило отменить льготную пенсию для танцовщиков балета, которым теперь порхать на сцене до общепринятых 58 или 63 лет.) Наконец, какой же удручающий вид у самого театра, где, будто парадокс, проходят такие прекрасные представления! Бывший Дворец культуры АХБК, куда ТЮЗ перебрался пятнадцать лет назад, младше вашего автора, однако, как и многие «дворцы» брежневского лекорбюзьянства морально устарел и просто вопиет о безотлагательной модернизации. Кондиционеры там, очевидно, сами на последнем издыхании. Зрители жаловались на духоту в зале, а моя спутница — на предобморочное состояние. Тем более ждём не дождёмся новой встречи с Маэстро и его коллективом 13 сентября — в ГАТОБе.

На фото: Первые звёзды «Кармен-сюиты» Майя Плисецкая и Николай Фадеечев.

5
1008
0