Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
23:25, 09 июня 2010

Репортаж студентки о поездке к Мавзолею Кабанбай батыра

Мавзолей Дарабоза

Время летит неумолимо. То, что мы делаем сегодня, очень скоро становится нашим прошлым. Точно также быстро бежит и наше студенческое время. Моя сокурсница Айман как-то сказала: «Для того, чтобы всегда чувствовать поддержку Аллаха и наших святых предков, давайте посетим святые места».

Поначалу нам показалось, что для этого нужно очень далеко ехать, но, подумав, мы согласились. Мы, а нас было пятеро студентов, отправились в Туркестан. Там впервые увидели огромный Тайказан, где  покоятся 26 батыров-биев, их имена мы прочли на надгробьях, помню, тогда же моя сокурсница Жанар спросила: «Правда ли, что эти батыры покоятся именно здесь, в месте, где стоят каменные плиты с их именами?» Я сама толком не не знала, что ответить. Только я собралась что-то сказать и произнесла фразу «Но знаешь...», как один пожилой человек, стоявший неподалеку, обратился к Жанар со словами, что все эти батыры не похоронены непосредственно возле этих каменных плит, поскольку данные плиты установлены для того, чтобы люди просто знали, кто именно покоится  в этих святых местах. Этот пожилой человек поинтересовался, откуда мы, где учимся, и таким образом вскоре у нас завязался разговор. Мы, молодежь, занимающаяся журналистикой, внимательно слушали нашего пожилого собеседника. Когда мы сказали, что учимся в Астане, он задал вопрос, а знаем ли мы, почему раньше Астана называлась «Акмолой». Мы приехали в Астану из разных городов страны и толком не знали и не интересовались научной литературой, которая могла бы объяснить, почему раньше Астана называлась Акмолой. Наши познания этого вопроса ограничивались слухами. Однако нашими ответами наш собседеник был явно не удовлетворен: «В окрестностях Астаны расположен Мавзолей Каракерей Кабанбай батыра», - сказал он. Мы удивленно переглянулись. Наш пожилой собеседник прочел недоумение в наших глазах и сказал: «Каракерей Кабанбай ушел из жизни 13 ноября 1770 года, в студеную пору. В той местности очень холодные зимы. Поэтому его родные не смогли приехать на его похороны, они приехали только на годовщину его смерти.  Поскольку в день похорон на улице стояла студеная погода, установить Мавзолей на месте захоронения сразу не получилось, на могиле батыра установили большую юрту. Во время жизни народ почитал батыра как святого, поэтому после его смерти жители аула пожелали расположить свои юрты поближе к месту захоронения. Но уже весной родные батыра, не смогшие приехать на его похороны, прибыли на место захоронения и взялись за постройку мазара. Они насыпали вокруг юрты белый щебень, с тех самых пор в народе это место стали называть не иначе как «Белая могила Каракерей Кабанбай батыра». Раннее название Астаны брало начало от слов «Акмола», «Акмолинская крепость»,  «город Акмола».

Не знаю, как подействовала эта информация на моих однокурсников, меня же она взволновала и не оставила равнодушной. Как мы слышали ранее, прах Кабанбай батыра похоронен то ли в Китае, то ли в Талдыкоргане, то ли в районе Семея. Я хотела поговорить по этому спорному вопросу с нашим собеседником, но в тот момент у меня не было существенных аргументов для убедительности своих слов.

Уже по возвращении из Туркестана я поняла, что не могу забыть слова нашего собеседника. Только Аллах ведает истину, но мне во что бы то ни стало захотелось узнать настоящую правду по этому вопросу. В этом году исполнилось ровно 240 лет как наш великий предок Каракерей Кабанбай покинул этот мир. И это немалое время для истории. Но если исследователи будут основываться не на научных фактах, а на слухах, то откуда наши дети будут знать правду, если мы сами будем вводить их в заблуждение?

«Кто ищет, тот всегда найдет» гласит пословица, так и я, узнав, что Мавзолей Кабанбай батыра находится в окрестностях Астаны, в поселке Кызылжар, в сопровождении нескольких сокурсников, отправилась в это святое место. Чтобы не сбиться с пути, мы поинтересовались у попутчиков, правильно ли мы едем. Мы ехали по верному пути. Мавзолей Каракерей Кабанбай батыра расположен в 30 километрах от города. Как нам сказала одна пожилая женщина, справа от дороги мы должны были увидеть большую вывеску. На дороге, ведущей к месту захоронения нашего великого предка, ведутся ремонтные работы. По обеим сторонам дороги много зеленых насаждений. В машине тихо. Все пассажиры, каждый про себя, представляют, как может выглядеть Мавзолей Кабанбай бабыра. Вдруг моя однокурсница Макпал сказала: «Было бы хорошо, окажись это действительно настоящий Мавзолей Кабанбай батыра, что мы будем делать, если это не так». Водитель Айбек обратился к нам: «Девчонки, не бойтесь, зато сами убедимся, правда это он или нет». Мы проглядели все глаза в ожидании, когда появится заветная вывеска. Но  не  прошло и пяти минут после нашего разговора, как мы ее увидели -  вывеску с надписью: «Мавзолей Каракерей Кабанбай батыра» и указатель. Когда Айбек свернул налево, мы увидели сам Мавзолей.

Мавзолей Кабанбай батыра

Навстречу нам вышел мужчина, на вид ему было около 60 лет. Он представился как Камал кажы, хранитель этой святыни. Он сразу понял, что мы студенты. На наш волнующий вопрос, действительно ли это настоящий мавзолей Кабанбай батыра, Камал аға (так его звали) ответил: «Этот вопрос и меня тоже раньше волновал. Но после того, как я долгое время исследовал эту тему, я нашел истину. В 1770 году Каракерей Кабанбай умер...» начал Камал аға, но мы перебили его, сказав, что в  Туркестане нам один человек уже говорил это. Эти два высказывания двух разных людей оказались идентичны. Нам стало интересно, и мы попросили ответить на наш вопрос, что именно сподвигло его на проведение подобного исследования:

-         С батыром у меня нет прямой связи. Я тоже найман, но я - семіз найман, - и продолжил словами Хана Батыра:

Алыс-туыс демеймін,

Мұсылман-кәпір демеймін,

Атымды кім атаса, -

Соны қолдап жебеймін.

Значит, все мы – его потомки, - сказал он.

По профессии Камал аға – журналист. Журналистика -  это профессия, позволяющая прикасаться к истинным источникам информации. Если мы не будем заниматься саморазвитием, остановимся на достигнутом, то мы не  сможем добраться до истины. Изучая 4 года в стенах университета журналистику, мы теоретически познали суть этой профессии. Я долго хотела дать этой профессии свое определение. Мне кажется я нашла эту формулировку. «Журналистика – это нечто среднее между наукой, которую нужно постоянно доказывать и исследовать, и искусством». Ныне покойный преподаватель журналистики А.Сейдімбек говорил нам: «История казахского народа писалась без участия человека. Все, что в ней было – это скорбь и голодомор. Но человека нет». И тогда мы, сидящие перед ним студенты, подумали, если нет человека в истории,  то какое место тогда занимают в ней бии и батыры. Значит, в Советском союзе не хотели, чтобы мы знали свою историю, на большую казахскую землю постоянно ссылали переселенцев, тем самым власть хотела, чтобы они ассимилировались на казахской земле. Но истинный смысл его слов мы смогли понять только когда завели разговор с Камал аға.

-  После смерти нашего предка (Каракерей Кабанбай батыра) местное население установило на месте его захоронения юрту. Всю зиму возле нее находился народ. У нашего предка было три жены. Из них Хан Биби умерла раньше остальных. Об имени средней жены история умалчивает. Самая младшая – Гаухар - была сестренкой знаменитого Малайсары. Именно она собрала всех и под ее руководством был сооружен мазар Каракерей Кабанбай батыра. Поскольку при строительстве использовался труд лошадей и быков, и грязь с их копыт могла смешаться со священной землей, в которой покоится батыр, мазар установили снаружи юрты. Ас дали в сентябре. Пришло несчисленное количество народа, - рассказал Камал аға.

Как мы узнали, на содержание Мавзолея не выделяются специальные средства ни из бюджета, ни из Министерства культуры, ни из других госорганов. Но местность вокруг Мавзолея содержится в чистоте, посажены деревья, проведена вода для их поливки. И глядя на все это, трудно сказать, что средства не выделяются. Но согласитесь, что дело, в которое вкладывают душу, всегда выглядит достойно. Камал аға сам посадил все саженцы, всю работу выполняет с помощью людей, которые делают это охотно, без корысти. И Камал аға трудится, чтобы память о Кабанбай батыре, боровшемся за свободу казахского народа, всегда была жива. Мы спросили его: «Вы используете собственные средства в своей работе?» И он ответил: «Священный человек сам не даст о себе забыть».

И хотя хранитель Мавзолея ответил нам в такой замысловатой форме, нам на ум пришли слова  святого Машхур-Жусип Копея. При жизни он написал следующие слова: «У казахского народа не было батыра, кроме Каракерей Кабанбай батыра. Это - закон». Таким образом, не понятно, почему государство не выделяет деньги на содержание Мавзолея великого батыра, и на мероприятия, благодаря которым народ Казахстана мог бы больше узнать о великом батыре.

Сказав «Біссіміллә», мы вошли внутрь Мавзолея.

Внутри Мавзолея очень уютно. Высота Мавзолея, построенного в форме юрты, - 21,5 метра, ширина - 8,5 метра. В центре установлен надгробный камень великого предка. Надпись на камне гласит: Қабанбай батыр. (Қожақұлұлы Ерасыл).

Blog post image

-  Со дня построения Мавзолея прошло десять лет, - продолжил свое повествование Камал аға. – В 1979 году Академия наук выпустила книгу «Қазақ тарихи жырларының мәселелері». В ней упоминается, что  Кабанбай батыра похоронили возле реки Нура. Услышав это, я удивился. Место обитания найманов – Восточный Казахстан, Аягоз, Семей, Павлодар, Кызылорда, Шымкент. Тогда как Кабанбай батыр оказался похоронен здесь? Я специально нашел время спросить у автора статьи - доктора филологических наук, ныне покойного Болатжана Абылкасымова: «Как так могло случиться?», на что он ответил мне: «Камал, попытайся исследовать этот вопрос сам, только тогда доберешься до самой истины». Болатжан Абылкасымов был прямым потомком Кабанбай батыра. Он происходил из рода самого младшего сына Кабанбай батыра - Али. Исследовать историю жизни Кабанбай батыра я начал в 1979 году. Вначале меня, конечно,  одолевали сомнения. В 1993-1994 я уже не сомневался в правильности своего решения. В период обретения Казахстаном независимости я написал статьи о Кабанбай батыре в газеты «Егемен Қазақстан» и «Қазақ әдебиеті». Но для того, чтобы узнать еще больше об объекте моего исследования, я побывал в России, Китае и Кыргызстане. Посетил нужные архивы. Слава Богу, сейчас народ верит в то, что это – Мавзолей Кабанбай батыра.

До 1955-1956 годов ни один кирпич мазара не был сломан. Но как раз начиналась Целина, и целинники, затоптав казахскую землю, разобрали мазар по кирпичам.  Через три-четыре года мазар был полностью разрушен. За восстановление мазара взялся Кайрат Сатыбалды. В этом священном деле Кайрату помогал советами Имангали Тасмагамбетов. Об этом факте Камалу аға расказывал сам Кайрат  Сатыбалды. Камал аға искренне благодарен Кайрату Сатыбалды и Имангали Нургалиевичу.

Blog post image

Камал аға впервые приехал на место захоронения в 1991 году. В то время высота насыпи составляла 4-5 метров.

- Когда-то два аксакала - Сагынтай Калиманов и Касенбай Смаилов, благополучно вернувшиеся с войны, говорили: «Перед отправлением на войну мы прочли надпись на надгробном камне «Қожақұлұлы Ерасыл». Вернувшись с войны, мы уже не обнаружили этого камня». По словам очевидцев, в феврале 1944 года в Акмолу переселились чеченцы с Кавказа. Они изготовили из надгробного камня жернова и обменивали их у местного населения на зерно, скот и одеяла, и таким образом прожили зиму, рассказал нам Камал аға.

- Раньше эти места назывались «Найманқорым» и «Қабанбайдың тауы». Как говорит в своей книге Н.Апполова «Экономические и политические связи Казахастана с Россией в XVII-XIX веках» - в 1760 году Каракерей Кабанбай кочевал в районе рек Ишим и Нура. Кандидат исторических наук Галия Алпысбаева в своих исследованиях указывает, что в 1824 году найманы, находившиеся в местности неподалеку от Акмолы, писали письмо на имя российского царя. Этот исторический документ известен как  «Письмо пяти найманов». Если внимательно приглядеться – то это не простое письмо, в нем перед российским царем поставлены семь условий. Вот они: все, что находится над их землей, и под землей - все принадлежит найманам, брать в солдаты мужчин нельзя, найманы не будут платить налог, не разрешается вмешиваться в дела местных жителей, если только дело не дойдет до убийства, запретить продажу водки найманам, подчиняться найманы будут напрямую генерал-губернатору и каждые 2-3 года  найманов должен принимать сам царь, чтобы выслушать их проблемы.  В этом же 1824 году в Акмоле состоялся съезд  родов найманов. На этот съезд съехались абсолютно все найманы.

Мы спросили у Камала аға:

- Значит, раньше здесь располагался аул?

- Кыдырмолда жырау оставил в наследство письмо, написанное его рукой. В 1931 году его сослали в Акмолу. И тогда он пришел к мазару Кабанбай батыра и провел там три дня. Ныне покойный Кыдырмолда  - прямой потомок Каракерей Кабанбай батыра. В то время хранителем мазара был аксакал по имени Досан. По его словам род Кабанбай батыра - Байжігіттер – в 1857 году переселился с земли Арка на Восточные земли. На прежнем месте они оставили только одного сына Садырбая. Досан аға – его прямой потомок. Значит, в 1700 годах и за 100-150 лет до этого  здесь находился аул. Даже сам Кабанбай батыр умер возле места под названием «Три родника Кабанбая». Это место в трех километрах отсюда. А когда будете возвращаться, то по обеим сторонам от дороги сможете увидеть большие-большие насыпи. Это – могильные холмы. Это – захоронения еще с сакских времен. Ведь «Золотой человек» был найден тоже в подобных курганах. Значит, если мы будем утверждать, что наши предки проживали в Акмолинской области 2500 лет назад – мы не ошибемся.

По словам Камала аға Мавзолей Каракерей Кабанбай батыра посещает много людей. Даже послы из разных государств, наши депутаты, министры приезжают и читают здесь Коран. Слушая эти слова, мы заметили по правую сторону от Мавзолея жилой дом. Мы спросили об этом доме Камала аға и узнали, что там уже десять лет живет он сам со своей семьей, невдалеке от дома расположен домик для гостей, рассчитанный на 40 человек. Все это – дело рук Кайрата Сатыбалды.

Камал аға сам – талдыкорганский найман. У себя в родных краях он возглавлял областное управление культуры, был начальником языкового управления, возглавлял «Общество казахского языка». После того, как Камал аға решил заняться исследованием жизни Кабанбай батыра, он написал заявление об уходе и приехал в Астану. Так мог бы поступить не каждый. «Когда я пришел сюда, здесь шло строительство небольшого дома. Сюда я приехал 27 ноября. Как я посчитал потом, этот день совпадает с датой смерти Кабанбай батыра. Это совпадение или это было не случайно?»

В пятницу, субботу и воскресенье к Мавзолею Кабанбай батыра подъезжает порядка 100-150 машин. Камал аға не сидит на месте: «Мы посадили вокруг Мавзолея деревья, провели воду, построили дом. Люди искренне мне помогают. Слава Богу, о том, что это Мавзолей Кабанбай батыра народ знает и верит, что это место его захоронения. Наша цель сейчас – открыть здесь музей, - сказал Камал аға.

По словам Камала аға на сегодня потомками Каракерей Кабанбай батыра являются 10 тысяч человек, среди них - Зейнолла Сәнік, Болатжан Абылкасымов, Марат Оспанов, Турсын Журтпай, Амангельды Сейтхан, Махат Садык – все они - известные люди, они приезжают сюда и читают Коран.

Благодаря этой поездке, мы поняли, что путь к правде – не из легких. Но если мы встанем на путь истины с чистыми помыслами – нас ждут удивительные результаты. Благодаря таким исследователям как Камал аға Абдрахман значимость казахской истории и ее ярких представителей будет только возрастать. После продолжительного разговора и приведенных Камалом аға десятка точных фактов, наши малейшие сомнения были рассеяны. В рамках этой поездки мы прочли Коран за человека, который боролся за свободу всех мусульман. Некоторые люди, даже ознакомившись с фактами, соприкоснувшись с историческими событиями, остаются при собственном мнении. Даже зная, что их доводы не верны, они стоят на своем. Но время все расставляет на свои места. Даже если нам трудно принять истину, мы должны с ней согласиться, это наш человеческий долг. Благодаря нашей поездке мы поняли, что молодежь должна стремиться к истине.

2