Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
4
06:09, 29 июня 2015

Судимость теперь навсегда?

судимость навсегдаСчитаем необходимым обратить внимание граждан на то, что в действующем законодательстве Казахстана в 2014 году изменились правила порядка и формы выдачи сведений о наличии или отсутствия судимости.
Сейчас этот документ называется по другому - справка о наличии либо отсутствии сведений о совершении лицом преступлений. Термин судимость означает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Республика Казахстан, объявляя себя правовым государством, признала в ст.77 Конституции один из важнейших принципов уголовного процесса - презумпцию невиновности. Это означает, что наше государство и общество считают гражданина добросовестным или добропорядочным до тех пор, пока иное не доказано и не установлено в законном порядке актом судебной власти.
Необходимо разъяснить, что действовавший ранее порядок предусматривал, в зависимости от инициатора запроса (гражданин или государственный орган), выдачу на одно и то же лицо разного объема сведений о судимости и привлечении к уголовной ответственности. Государственным органам и организациям, уполномоченным на осуществление проверочных мероприятий в отношении граждан, информация предоставлялась в соответствии со сроками хранения информационных учетных документов, предусмотренными Правилами, независимо от погашения, снятия судимости или основания прекращения уголовного преследования. По справке, получаемой через веб-портал «электронного правительства» (еgov.kz), сведения предоставлялись с учетом погашения судимости.
Следует отметить, что изменения в выдаче данных справок произошли согласно главе 16 новых Правил ведения и использования отдельных видов специальных учетов, утвержденных приказом Генерального прокурора РК от 10.07.2014г. №71. Согласно данным Правилам физическим лицам справка о судимости выдается территориальными органами Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК, в том числе через Центры обслуживания населения или веб-портал «электронного правительства». Справка выдается в форме электронного документа на бумажном носителе.
Теперь независимо в справке указываются все имеющиеся в Комитете и его территориальных органах сведения о преступлениях, совершенных запрашиваемым лицом, по состоянию на день проверки. Указываются сведения о совершении лицом преступлений, без учета снятия и погашения судимости, включая сведения:
- о привлечении лица в качестве обвиняемого, осуждении, в том числе и за пределами Республики Казахстан;
- об освобождении от уголовной ответственности и наказания по не реабилитирующим основаниям;
- о возбужденных уголовных делах, прекращенных по не реабилитирующим основаниям;
- об отказе в возбуждении уголовных дел по не реабилитирующим основаниям.
В самой справке теперь присутствует предупреждение о том, что предоставленные сведения подлежат использованию в соответствии с действующим законодательством, в том числе согласно срокам погашения и снятия судимости предусмотренным соответствующими статьями Уголовного кодекса РК (УК РК).
Иными словами, Генеральная прокуратура отныне предлагает лицам (например работодателю или лицензиару), рассматривающим данную справку - самостоятельно определять, погашена или снята ли судимость у гражданина, а соответственно, есть ли правовые основания или последствия для реализации ограничения его гражданских прав.
Интересно, как это необходимо делать, учитывая что в справке об этом сведения не указываются ?
Такой подход считаю крайне непродуманным по следующим причинам:
Во-первых, в соответствии со ст.79 УК РК лицо, освобожденное от наказания, признается не имеющим судимости. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Судимость в соответствии с уголовным законом учитывается случаях определения рецидива преступлений и при назначении наказания. Согласно Нормативного постановления Верховного суда РК от 19.10.2001г. №15 «О некоторых вопросах назначения наказания в виде лишения свободы» лицо, не отбывавшее наказание ввиду освобождения от него по приговору (постановлению) суда, независимо от срока пребывания в заключении в связи с избранием меры пресечения в виде ареста, считается не имеющим судимости с момента вступления в законную силу судебного акта, на основании которого он освобожден от наказания.
Если обратиться к действующему законодательству, то справка о судимости (наличии либо отсутствии) требуется при:
- заключении трудового договора в сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних;
- приеме в гражданство Республики Казахстан;
- оформлении процедуры усыновления детей;
- поступлении на воинскую службу по контракту;
- призыве на срочную воинскую службу (не подлежат граждане, имеющие судимость);
- при оформлении процедуры принятия детей на патронатное воспитание;
- для прохождения обучения по программе подготовки медиаторов и включения в реестр профессиональных медиаторов;
- при оформлении лицензии на право занятия охранной деятельностью;
- при подтверждении квалификационных требований для осуществления деятельности частных судебных исполнителей;
- государственной услуги по «Выдаче согласия на приобретение статуса крупного участника, а также управляющего инвестиционным портфелем», «Выдаче согласия на приобретение статуса крупного участника банка или банковского холдинга»;
- выдаче разрешения на создание страховой (перестраховочной) организации;
- выдаче лицензии, переоформлении, выдаче дубликатов лицензии на право занятия нотариальной деятельностью;
- выдаче лицензии, переоформлении, выдаче дубликатов лицензии на занятие адвокатской деятельностью;
- для прохождения регистрации в целях осуществления деятельности реабилитационного и (или) конкурсного управляющих и (или) администратора внешнего наблюдения;
- выдвижении кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента Республики Казахстан, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также кандидатом в члены иного органа местного самоуправления;
- иные случаи, когда должностные лица государственных органов направляют так называемые требования на судимость (при рассмотрении кандидатур на государственную службу, в правоохранительные органы, при лицензировании выдачи право на оружие и т.п.), в которых указывается вся криминальная информация, независимо от погашения, снятия судимости или основания прекращения уголовного преследования.
Во-вторых, в действующем законодательстве в вышеуказанных случаях буквально установлено требование о предъявлении справки о наличии или отсутствии судимости или же просто справки о судимости. Однако сейчас органы правовой статистики и специальных учетов выдают совсем иную справку - о наличии либо отсутствии сведений о совершении лицом преступлений. Изменения в законодательные акты в этой части не сделаны, поэтому в законах есть требования о предоставлении справки о судимости, но ее уполномоченный орган теперь не выдает, вместо нее выдается иная справка.
Более того, если проанализировать действующее законодательство, то имевшаяся судимость гражданина (в независимости непогашенная или погашенная, снятая или не снятая) является основанием для ограничения прав человека в прямо предусмотренных в законах случаях (Законы РК «О государственной службе», «О правоохранительной службе»). Иначе говоря, такому гражданину откажут в приеме на работу на государственную службу или в правоохранительные органы или же при приеме на работу согласно п.3 ст.26 Трудового кодекса РК (в сфере образования, воспитания и развития, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних).
Так почему же ради данного случая, изменили Правила?
Целесообразнее было бы предусмотреть требования работодателем данной категории справки на судимость, с указанием сведений независимо от погашения, снятия судимости или основания прекращения уголовного преследования.
В абсолютном большинстве случаев погашенная или снятая судимость не должна учитываться, и гражданин считается и признается не судимым.
В-третьих, наличие у гражданина согласно ст.79 УК РК погашенной или снятой судимости, на мой взгляд, относится к понятию личной тайны.
Необходимо учитывать, что уполномоченные органы вправе, согласно Закона РК «О государственной правовой статистике и специальных учетах», включать сведения о гражданах в систему специальных учетов, для этого от них не требуется согласие на использование сведений о них. Указание в справке имеющихся криминальных сведений о лице без учета норм уголовного закона о погашении или снятии судимости, не говоря уже о любых сведениях уголовного преследования - не является компетентной задачей Комитета. Насколько я понимаю, Комитет создан для учета таких сведений, предоставлений их в установленных случаях, а не просто разглашений такой информации.
В нашем государстве, в повседневной жизни не каждый работодатель или должностное лицо поймет и разберется, что судимость погашена или снята, что имело место законное основание для освобождения от уголовной ответственности, что не имеется правовых последствий. Реакция любого человека на такую справку предсказуема, никто не захочет связываться с «ранее судимым человеком», так как это «клише», которое ограничивает человека в его основных правах, гарантированных законами.
Поэтому в этом вопросе необходимо соблюдать неприкосновенность частной жизни и личной тайны, необходимо устранять, а не создавать любые формы произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства.
Право на неприкосновенность частной жизни, как и все права человека, закреплено в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Международном пакте о гражданских и политических правах. В Конституции Республики Казахстан также имеется раздел, посвященный неотчуждаемым правам человека и гражданина в ст.18 которой указано, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
Кроме того, частная жизнь граждан, личная и семейная тайна находятся под охраной закона. Однако как видим, не всегда решения государственных органов соответствует правовой концепции, направлены на защиту интересов граждан. Данные изменения влекут ухудшение положения простых граждан, когда-то имевших судимость, но своим трудом, поведением и отношением к окружающим доказавших свое исправление, социальную роль в обществе. Вместо оказания помощи таким гражданам, государство вынуждает их обращаться в суды и обжаловать нарушения своих трудовых, социальных и гражданских прав из-за указываемых в справках сведений о погашенной или снятой судимости или привлечении к уголовной ответственности.
В связи с изложенным, считаю, что приказ Генерального прокурора РК от 10.07.2014г. №71 "Об утверждении Правил ведения и использования отдельных видов специальных учетов" принят в этой части с нарушением действующего законодательства РК, однозначно ухудшает положение граждан и целесообразно, как минимум, возвратиться к прежним Правилам выдачи справок о судимости с учетом погашения или снятия судимости.
 
Ерлан Ерболатұлы
Управляющий партнер Казахстанской лиги юристов
 
4