Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
18
03:53, 10 июня 2015

Будда не был казахом. А известные портреты ханов — не более, чем «лубочный новодел»

Blog post image

 

Историческая наука Казахстана не часто радует большими новостями. Откровения баснописцев типа Мурада Аджи не в счёт. Однако, итог 17-летней работы отечественного корифея Ирины Викторовны Ерофеевой (Институт истории и этнологии им. Чокана Валиханова) — хрестоматия в двух томах «Эпистолярное наследие казахской правящей элиты 1675-1821 гг.» — настоящая веха. Это 811 переводов и 250 факсимиле оригинальных текстов писем казахских ханов и султанов монархам и сановникам Российской империи и восточных государств. Период в полтора столетия начинается от Тауке-хана («Ликург казахских жузов», как его именовал известный исследователь XIX века Алексей Левшин) и завершается ханом Среднего жуза Вали.

 

Blog post image

 

Плюс свыше ста старинных иллюстраций, старых и новых карт, фотографий из собраний и редких изданий музеев и научных обществ Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Парижа. В качестве приложения — исследования автора о городах Казахского ханства, внешних знаках отличия степной элиты, тамгах торе. Здесь же обстоятельные биографические справки о чингизидах и их адресатах, подробные комментарии к переводам писем и терминологический словарь. Кладезь ценной информации! В том числе, для прямых потомков знаменитых персоналий.

 

Blog post image

 

На презентации книги в магазине «Меломан Grand» Ирина Викторовна объяснила цель своей работы: «Прошлое Казахстана до Нового времени мы изучаем и знаем в основном по письменным источникам соседних стран. Это китайские хроники, персидские культовые тексты, записки арабских просветителей, русские летописи, труды российских первопроходцев за Урал и документация пограничной царской администрации. На первый взгляд создаётся впечатление, что письменной истории у нас и не было, а история без текстов — как бешбармак без мяса». Но в ходе своих исследований на разные темы автор неоднократно выходила на архивные письма казахских ханов и султанов, либо, в крайнем случае, на упоминание таких писем в других источниках. Когда учёная вплотную занялась этой перепиской, то увидела, что здесь письменной истории Казахстана — непаханая целина! Но что особенно интересно, прославленные предки, олицетворяющие собой целые эпохи, однако застывшие в нашем сознании, как монументы, и о которых на самом деле мы так мало знаем, просто оживают в собственных письмах, раскрываются как личности — от малого, от бытовых деталей до великого, до дипломатии и государственной стратегии.

Среди прочего Ирина Викторовна обратилась к СМИ: «Не занимайтесь мифотворчеством. А то дописались уже до того, что и Будда был тюрком. Дорожите своим профессионализмом! Не гоняйтесь за псевдосенсациями, по-настоящему интересуйтесь нашей историей. Она и без того богата на открытия». Новый поистине эпический труд Автора — лучший тому пример.

 

Blog post image

 

На фото (сверху вниз):

 

1) Репродукция из книги портрет хана Абулхаира работы английского художника-путешественника Джона Касла (1736). Редчайший случай достоверного изображения представителя степной элиты. Как говорит Ирина Викторовна, все известные нам современные портреты казахских ханов, в том числе на старых тенге, не более, чем «лубочные новоделы», с обликом изображённых имеющие мало общего.

 

2) В оформлении обложек использован бордовый цвет (как у ханских шапанов) и тонкий древовидный орнамент, которым по статусу могли украшать свои наряды только Чингизиды. Автор книги неоднократно замечает, что громоздкие каракули, этот якобы национальный орнамент на сувенирных казахских костюмах, на самом деле пришли из театрального реквизита, где их нарочно — чтобы было видно зрителям в зале — делали незамысловатыми и крупными.

 

3) Репродукция из книги — «Карта Российской империи и Великой Татарии», изданная в 1730 году шведским военным и исследователем Ф.-И. фон Страленбергом, участником первой российской научной экспедиции в Сибирь. На карте обозначены места кочеваний казахских и ойратских племён.

 

4) Главным спикером на презентации «Эпистолярного наследия...» вместе с автором выступил Абдибек Шарбекович Бимендиев, чья компания Abdi, известная производством канцелярских товаров, учебных пособий для школ и образовательной литературы, и выпустила эту уникальную книгу.

 

P.S. Лично я с гордостью хотел бы заметить, что частично соавтором Ирины Викторовны стал её коллега — известный историк Сергей Васильевич Тимченко, у которого мне посчастливилось учиться в мои далёкие студенческие годы на истфаке Алматинского государственного университета им. Абая (ныне КазНПУ).

18