Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
12:22, 31 мая 2015

Смертная казнь. За или Против?

После Второй мировой войны в мире наметилась тенденция к сокращению применения и полной отмене смертной казни. Отмечается, что не последнюю роль в этом сыграли нормы ст. 3 и 5 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, которые устанавливают, что каждый человек имеет право на жизнь и что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению и наказанию. По мнению авторского коллектива кафедры уголовного права и криминологии Московского государственного университета, «в данном контексте смертная казнь однозначно относится к наказаниям жестоким и бесчеловечным».

К середине 2007 года 89 стран отменили смертную казнь за все преступления. Ещё 10 стран сохранили её только для отдельных особо тяжких преступлений, совершённых в военное время, исключив возможность назначения смертной казни за так называемые общеуголовные преступления. 30 стран отменили смертную казнь на практике, то есть не приводили смертные приговоры в исполнение последние 10 лет и собираются и в дальнейшем придерживаться моратория, либо официально объявили о введении моратория на исполнение смертных приговоров.

Таким образом, к настоящему времени в мире насчитывается 138 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру. Для наглядности:

Blog post image

  • Синий: отменена для всех преступлений
  • Зеленый: отменена для всех преступлений, исключая преступления против человечности.
  • Оранжевый: практически отменена
  • Красный: узаконенная мера наказания за определенные преступления

По данным «Международной Амнистии», в 2006 году по меньшей мере 1591 человекбыли казнены в 25 странах и как минимум 3861 человек были приговорены к смерти в 55 странах.

В 1978 году смертная казнь отменена в Испании.

В 1981 году — во Франции.

С 1990 года смертную казнь отменили полностью около 40 стран и территорий, в том числе Азербайджан, Албания, Ангола, Армения, Болгария, Великобритания, Венгрия, Гонконг, Греция, Грузия, Ирландия, Италия, Канада, Кипр, Кот д’Ивуар, Кыргызская Республика, Литва, Маврикий, Мальта, Мексика, Мозамбик, Молдова, Непал, Парагвай, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Туркменистан, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Эстония, ЮАР.

Таким образом Белоруссия является единственной страной в Европе где нет моратория на смертную казнь.

Blog post image

К удивлению многих и у нас в Казахстане может проводится смертная казнь. В июле 2009 был подписан Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам смертной казни" который подписал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Документ позволит применять отдельные законодательные акты в вопросе о вынесении преступникам смертной казни в соответствии с Конституцией страны. Согласно закону, в уголовном кодексе страны отмечено, что высшая мера наказания будет вменяться за террористические преступления, повлекшие гибель людей, а также за злодеяния, совершенные в военное время.

Blog post image

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны высшей меры наказания:

За:

  • Экономическая сторона. Налогоплательщикам(в том числе родственникам пострадавших и самих жертв) не приходится оплачивать пожизненное содержание преступника.
  • Защита. Смертная казнь самая надежная защита общества от преступников.
  • Превентивное действие. Казнь оказывает воздействие и сдерживает человека от совершения преступления.
  • Акт гуманизма. Пожизненное заключение ничем не лучше и даже является более жестокой мерой наказания. Эта таже казнь, только "в рассрочку".
  • Право на месть. Государство помогает жертвам утолить жажду мести, совершая справедливый суд и воздавая преступникам ту боль которую он принесли.

Против.

  • Несовершенная судебная система. Никто не застрахован от ошибок, в том числе судьи. А поскольку ценой ошибки может стать человеческая жизнь - смертная казнь недопустима.
  • Превентивное действие. Большинство преступлений совершается необдуманно, в состоянии аффекта. По этому превентивного эффекта тут нет.
  • Борьба со следствием, а не с причинами. Государство совершает казнь, даже не думая о причинах побудивших преступника. (нищета, невежество, психические отклонения, расизм).
  • Нарушение прав человека. Смертная казнь противоречит праву человека на жизнь, защищаемый Протоколом №6 Европейской конвенции.
  • Палачи. Для совершения смертной казни, нужны люди нажимающие на рычаг, вводившие инъекцию - палачи. Их нужно подбирать, оказывать им психологическую помощь и выплачивать им зп. Таким образом мы платим убийцам.
  • Экономическая сторона. Нельзя руководствоваться принципом "казнить дешевле, чем всю жизнь содержать".

Хотя по Конституции у нас и светское государство, но преобладания мусульман велико. И религиозное мнение очень важно. Поэтому отношение Ислама и других религий к смертной казни:

Ислам.

В Коране говорится о том, чтобы верующие страшились Аллаха, который в наказаниях очень строг. Согласно законам шариата лица, совершившие умышленное убийство, педофилы, замужние женщины и женатые мужчины, совершившие прелюбодеяние, должны быть казнены. За неумышленное убийство смертная казнь не применяется и может быть назначена материальная компенсация семье убитого. Более того, родственники убитого могут простить убийцу взамен материальной компенсации, и суд заменяет смертную казнь иным видом наказания.

Христианство.

Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость её отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осуждённых на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговорённых к высшей мере наказания.

Отмена смертной казни даёт больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учётом состояния в нём преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.

Иудаизм.

Талмуд упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (арба митот бет-дин): побитие камнями, сожжение, казнь мечом и удушение.

В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя (Лев.19:18) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом. Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.

Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с храмовыми жертвоприношениями в то время, когда Храма уже давно не существовало. Аналогия между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводится в самом Талмуде.

В целом законоучители Талмуда отрицательно относились к смертной казни. Так, в Мишне сказано:

Синедрион, приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби Эл‘азар бен Азария говорит: «Даже раз в 70 лет»; рабби Тарфон и рабби Акива сказали: «Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы», а раббан Шим‘он бен Гамлиэль сказал: «Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля».

— Мишна, Маккот 1:10

Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осуждённый имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни глашатай обращался к возможным свидетелям на улицах. Перед казнью осуждённого призывали к выражению раскаяния.

Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением Храма Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни.

Однако, на практике уголовное (равно как и гражданское и т. п.) правосудие целиком остаётся на усмотрении светской власти.

Blog post image

Стоит ли ее вводить в Казахстане? За какие преступления? Какими методами осуществлять казнь?

 
0
6466
1