Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
52
05:38, 14 апреля 2015

Понаехавшие из аулов

Сегодня утром стала свидетелем неприятного инцидента  в автобусе. Всего лишь одно выражение вроде бы не старой, и вполне интеллигентной женщины вызвало такую реакцию. Мужчина начал громко разговаривать по сотовому телефону, видимо, связь оттуда была плохая, да и проблема видимо была очень тревожная - он приехал в город, а уехать обратно не смог, размыло дорогу. Все это и старался объяснить человек по телефону кому-то. Это не понравилось рядом стоящей женщине и стало поводом для выражения "понаедут из аулов и начинается, жизни от них нет". Камень преткновения чуть ли не превратился в массовую склоку. Конечно, совестить женщину стали все, молчала только молодежь, она еще не проснулась ото сна, а вот зрелые люди конечно возмутились очень сильно. Думаю, возмущение было справедливым, потому что как ни крути, а почти что все казахстанские города заселены выходцами из аулов. Я сразу же вспомнила, как в детстве летом мы приезжали на каникулы к тете, в город и нас городские дети просто не пускали в свои игры. Тогда мы, аульные дети, собирались особняком и устраивали свои игры, отличающиеся от их игр озорством и задором. Ведь мы не боялись ссадин, синяков, порванных штанов и платьев, да и если дрались, то не ябедничали никогда. И если честно, мы и не обижались, когда нас называли колохозниками. Зато мы умели скакать на лошадях, свистеть в два пальца, да вообще, много всего, тогда как они кричали увидев любую живность - «мама, смотри, лошадка»)

Чтобы ни у кого из коренных городских больше не возникало таких идей, попробую рассказать немного о жизни аульчан, да и вообще, что они из себя представляют. Расскажу на примере своего города и своего села.

Городские аульчане. Майкудук - это самый густонаселенный микрорайон Караганды, город в городе. После развала СССР, с началом перестройки немцы, русские, да и все, кто мог уехать на свою историческую родину, подались в родные края. Кто мог продать свои квартиры, продали, кто не мог- бросали, забрав все необходимое. Вот тут-то и хлынул поток людей из аулов, предприимчивые сельчане скупали по 2-3 квартиры, некоторые покупали целые дома, благо их здесь много, особенно, после немцев. В основном здесь заселялись жители Каркаралинского, Карагайлинского районов, где после развала союза мужчины остались без работы, села пришли в упадок.  Сейчас про многих из них навряд ли скажешь, что они выходцы из аулов. Жизнь меняется, люди тоже. Но язык, повадки и манера поведения остались те же. Возможно, чуть сдержанно, но не считается зазорным обнять человека на улице при встрече, расспросить его о семье, детях, хозяйстве и т.п. пусть мимо проходящие слышат, о чем идет речь, ну и что? Я встретил земляка! там же обмен телефонными номерами, приглашение погостить и .тд. Аульчане люди степенные, сереьезные, просто так в воду не кинутся, но когда встречают земляков, радуются искренне, как дети. И радость эта не показушная, она от сердца.

Ни один бывший, а теперь, городской аульчанин не позволит нахмурить бровь и своим видом показать, что он недоволен приходом домой гостей. Потом не оберешься позора, потому что вести быстро распространяются по миру: ты приедешь в свой когда-то родной аул, а про тебя скажут, что ты уже не тот. Я могла бы конкретно озвучить это слово, но думаю, лишние прения здесь не будут уместны. Кому надо, тот поймет.

Хочу сразу сказать, что из аула никогда не едут с пустыми руками. Как говорила келинка Сабина, «гуманитарная помощь» присутствует всегда: натуральные продукты, мясо, айран, масло, құрт, молоко, сыр, яйца. Не знаю кому как, но мы всегда ждали мамино масло, майское, такое светло - желтое и айран, густой, как сметана.

Аульчане обладают неимоверным желанием жить и радоваться всему, несмотря на то, что в ауле не у всех жизнь бьет ключом. Это единственный слой нашего государства, который предоставлен сам себе.   Сейчас, пока мы едем на работу в переполненных и душных автобусах, толкая друг-друга и делая как можно больше гадостей, они стараются выжить, спасая от потопа свое село, свой скарб и хозяйство.

Самое обидное то, что они действительно не нужны никому. Целый год люди, живущие в аулах, заняты тем, что занимаются хозяйством, чтобы выучить своих детей, чтобы прокормить себя. Помощи извне не поступает, потому что и уголь, и сено они покупают сами. Сейчас многие сено заготавливают так: берут косы, и идут косить сено. Ну а что делать, если нет в ауле техники? Объединяются по группам и косят. Сперва для одного двора, потом для другого. Те, кто не может накосить сена, меняют ее на скотину. Самое главное для сельчанина – это сено и уголь. Самое обидное, когда ты благополучно, без падежа выходишь свою скотину от зимних морозов и стуж, а весенней ночью подкрадется незаметно талая вода, и все твои надежды, весь твой труд уходит с этой водой. Вот и сейчас, несколько областей страны находятся по горло в воде, и люди там борятся со стихией сами, не без участия властей конечно, но основная нагрузка приходится на них. И ни одного крика, ни одного упрека. Потому что знают, что им завтра здесь жить и это может повториться, поэтому, все смиренно. Без истерик.

Несмотря на это, сельские люди остаются веселы и искренни, как дети. У них нет таких понятий, как подлость, безчестность, оскорбление. Понимаете, в ауле такие понятия просто неуместны. Там все друг-друга знают и поэтому было бы просто дикостью нагрубить соседу или послать его куда подальше. Люди разные везде, но думаю, что сельские люди все-таки больше отличаются мудростью и сдержанностью. Их наивная простота и искренне добродушие не дадут проехать мимо сломавшейся машины, и если машины с круто навороченными номерами проедут мимо вас с визгом и шумом, сельчанин остановится,  выйдет из машины и обязательно поможет. Поэтому я всегда говорю, если вы сломались возле какого-то аула, можете постучать в любую дверь – вам обязательно откроют. Здесь всем миром провожают в последний путь, искренне плача и скорбя вместе с тобой и так же искренне радуются, когда у тебя дома той. Ни один сельчанин не обидится, если к тебе на той придет не приглашенный человек. Конечно, приличия всегда сохраняются, но пришедшего на свадьбу не выгонят никогда: «көңіл сыйған жерде, бәрі сыяды»)

Здесь младший всегда подбежит к старшему и подаст руку, не важно, сколько ему - 30,40,50. Понятий «старшак, братан» здесь не существует. Тут все предельно ясно – он старше меня и я просто обязан его уважать. При этом, старшие никогда не пользуются положением старших и не гнобят последних, наоборот, стараются поддержать советом или чем-то еще.

Летом в степь выходит целая кавалькада ребятишек: это внуки, приехавшие из городов, кто на велике, кто на мотоциклах. Шум –гам, кто-то ищет заблудившегося барашка, кто-то теленка. Потом вся эта кавалькада выходит играться, и ты только видишь то там, то здесь сверкающие пятки мальчишек, гоняющих мяч на зеленой и густой траве. Сейчас родители стали умнее – они отправляют своих детей в аул, потому что многие считают, что именно там ребенок дышит свежим воздухом, кушает натуральные продукты и развивается физически. Ведь бездельничать там никто не позволит, каждая рука на вес золота. Все дела делаются дружно, так же дружно и шумно садятся за стол. Отношения сельских людей к городским иногда вызывает смех: сельские люди честно считают, что городские слабы и немощны. Ну что ж, где-то это и правда. Там могут серьезно обидеться и сказать тебе это в лицо, если ты вдруг забудешь поздороваться с кем-то. Раньше мой маленький сын удивлялся, почему когда я приезжаю в аул, я со всеми здороваюсь, ведь в городе не так?) тогда я объяснила, что в городе люди друг-друга не знают, а здесь люди как родные. Теперь я радуюсь, когда мой сын ждет лета – степь, зеленая трава, солнце и вода ждут его там. С утра дым от самоваров, манящий запах баурсаков, мамы и бабушки, идущие после первой дойки кобылиц.

Вот что я хотела сказать той женщине с автобуса, когда она так неосмотрительно обидела целый автобус людей, половина которых была из аула. Моя родина Баянаул подарила миру первого казахского академика, первого казахского кинорежиссера, первого ученого-провидца, и все они родились и выросли в ауле. Так же как и тысячи сидящих здесь парней и девушек: у каждого из нас есть корни, и уходят они не в городские трущобы, а там, в аулы. Так что, может быть, сельским людям не хватает немного культуры, но как люди они - честны и добры.

Берегите себя!

52