• 213320
  • 4118
  • 291
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Немного о религии и терроризме.

Приветствую всех в очередном новом сообществе — Realigion — посвящённом атеизму, религии, антиклерикализму, агностицизму, деизму и прочим страшным словам. Буду время от времени выкладывать сюда тематические материалы, и вас прошу о том же. Никаких целей вроде перевоспитать верующих не преследую (давно уже понял, что людей невозможно ни в чём переубедить), но надеюсь, что вдумчивый читатель сделает для себя выводы.

Как по мне, так нет большей глупости, чем верить в бога.

Для затравки предлагаю выступление Акопа Назаретяна на международной конференции «Будущее науки и образования в контексте глобализационных процессов», прошедшей в городе Дубна, 17 апреля 2010 года. Выступление это посвящено отпрыску религии — терроризму.


«
После каждого случившегося теракта меня как психолога, много изучавшего «жареные» события (массовая паника, агрессия, слухи и прочее), осаждают журналисты из газет, радио и ТВ с просьбой об интервью. Их интересуют оперативные приёмы устранения напряжённости, однако все мои попытки обсудить фундаментальные проблемы, связанные с таким катастрофическим явлением, как терроризм, из текстов интервью аккуратно вырезаются. Предлог: редактор боится конфликта с религиозными учреждениями.

Между тем изучать проблему терроризма вообще и «шахидизма» в частности безотносительно к религиозному сознанию значит заведомо закрыть себе путь к серьёзному пониманию предмета. Замечу, что связь между мотивацией «альтруистического» самоубийства и религиозной картиной мира промоделирована не только психологами и социологами, но – по-своему – и физиологами.

В лаборатории И.П. Павлова проводился такой эксперимент. Голодной собаке перед подачей пищи, вместо памятных всем со школьной скамьи звоночков, наносился слабый удар током. Собака, привыкнув к такой последовательности, реагировала на удар тока выделением слюны и радостным вилянием хвоста. Постепенно сила тока увеличивалась, вплоть до ожоговой степени – и даже в ответ на весьма чувствительную боль собака выделяла слюну и радостно виляла хвостом…

В 1913 году лабораторию посетил выдающийся английский физиолог Ч.С. Шеррингтон. Понаблюдав за этим экспериментом (автор М.Н. Ерофеева), он воскликнул: «Теперь… стала понятна стойкость христианских мучеников!» [Петровский, Ярошевский 1998: 290].

И ведь стойкость бывала не только вынужденной. В истории раннего христианства описаны эпизоды, когда толпы его приверженцев осаждали резиденцию римского наместника, умоляя бросить их на арену, на съедение голодным львам. Мучительная смерть за веру гарантировала скорое переселение души в Царство Христово, и предвкушение неземного счастья радикально изменяло валентность эмоций, связанных с раздиранием тела когтями и клыками хищников под шум улюлюкающей толпы. Переживание боли и страха окрашивалось восторженным ожиданием, превращаясь в своеобразное наслаждение.

Французский историк Ф. Арьес [1992] утверждает, что это свойство психики изменять знак эмоционального переживания в зависимости от информационного и идеологического контекста играло существенную роль в жизни средневекового христианина – жизни, пронизанной болью, страхом и смертью до такой степени, какую современному западному человеку трудно себе представить. При этих условиях защитным механизмом служил комплекс исконной вины, а физические мучения переживались как Божья кара и очистительная подготовка к будущему прощению. Худшей участью, свидетельством гнева Божьего считалась быстрая смерть, не предварённая страданиями и религиозными ритуалами. Кстати, по той же садомазохистской логике рационализовалась и жестокость палачей: телесные пытки и медленная мучительная казнь очищали душу грешника и повышали его шансы на снисхождение в Небесной Канцелярии…

Без сказанного выше не понять мотивацию современных «воинов Аллаха» и «героев»-самоубийц. Широковещательные заявления, будто теракты совершают приверженцы «ненастоящей» религии, тогда как «настоящая» вера такого не допускает, – самообман. Я много десятилетий изучаю политические технологии, имею опыт практической работы в разных странах и как профессиональный психолог готов утверждать следующее. Если перед нами не ряженый, не политик-конъюнктурщик, «пиарящий» себя со свечкой перед телекамерами на потребу доверчивым избирателям, и не философ-доброхот с рассуждениями о «трансцендентальных силах», а человек, буквально верящий в загробный мир, то при определённых условиях превратить его в живую бомбу – технологически элементарная задача.

В этом отношении различия между иудаизмом, христианством, исламом и прочими религиями второстепенны. В какого именно из Богов, в которую из Книг и райских картин человек свято верит – всё это имеет значение исключительно с точки зрения подбора реперных точек для манипуляции. Субъект, накачанный возвышающей мотивацией священной войны и нацеленный на скорое перемещение в мир иной (например, для воссоединения с любимым и т.д.), в ожидании смертной муки испытывает эмоциональный восторг предвкушения подобно собачке в эксперименте Ерофеевой. Предвкушение окрашивает в цвета истерической радости предстоящий разрыв тела взрывчаткой или, скажем, голодным львом, а жизнь пары десятков неверных – вполне заслуженная ими плата за вечное счастье «шахида». Дополнительная накачка химическими наркотиками для окончательного блокирования инстинкта самосохранения (на что любят ссылаться комментаторы) – всего лишь вспомогательная деталь на завершающем этапе операции.

Я хочу сказать, что журналисты и аналитики зацикливаются на тактических вопросах, игнорируя стратегические задачи. По большому же счёту работа против терроризма не будет эффективной до тех пор, пока она не опирается на масштабную систему атеистического образования и воспитания. Совершенно необходимая предпосылка для освобождения общества от терроризма и ненависти состоит в том, чтобы формировать с детства цельную светскую картину мира, воспитывая вкус к критическому мышлению и строя на его основе нравственные принципы.

Один из мифов, навязываемых массовому сознанию клерикалами, состоит в том, что религия создала нравственность и остаётся её неизменным носителем. В специальной литературе представлены исторические факты, свидетельствующие об обратном (см. об этом [Докинз 2008; Назаретян 1994, 2008]). Богобоязнь и упование на потустороннее вознаграждение формируют авторитарный рычаг регуляции, и эта лукавая прагматика исключает собственно моральный выбор. Носитель мифологического мышления пребывает вне нравственного измерения – он, как маленький ребёнок, психологически находится под постоянным наблюдением и не способен нарушить табу просто оттого, что всевидящее око Родителя непременно такое нарушение зафиксирует и это повлечёт за собой жестокое наказание.

Всевластье мифологического мышления было впервые частично потеснено в середине 1 тысячелетия до н.э. (К. Ясперс назвал эту эпоху осевым временем), когда одновременно на огромном пространстве от Иудеи и Греции до Индии и Китая происходила интенсивная смена социально-политических ценностей. Возможно, это было связано с распространением стального оружия, которое в сочетании с прежними стандартами поведения грозило разрушить передовые цивилизации [Берзин 2009]. С тех пор именно там и тогда, где и когда ослабевала вера в антропоморфные небесные силы (готовые по своей воле карать и награждать), культура остро нуждалась в более тонких регуляторах поведения. Как раз в таких точках исторического пространства-времени формировались начала критического мышления, индивидуальной ответственности перед собой и людьми и интимная инстанция волевого самоконтроля.

Эту инстанцию мы сегодня называем нравственным сознанием, совестью. Сократ обозначил её греческим словом Даймон, Конфуций – китайским словом Жэнь, арабские философы-зиндики (безбожники) использовали слово Инсанийя (Человечность), и все подчёркивали, что речь идёт об особом качестве мудреца, свободного от мистического страха перед богами, каковой свойствен плебеям. Мыслитель Х века ат-Таухиди, отрицавший, как и его единомышленники, ценность богооткровенных религий («если принесённое пророком вероучение противоречит разуму, то его следует отвергнуть, а если согласуется с разумом, то оно излишне»), подробно объяснял, почему моральные мотивы атеиста превосходят мотивы верующего (см. [Сагадеев 2009]).

Огромный пласт истории культуры, связанный со становлением критического мышления, может служить ресурсом сохранения и развития современной цивилизации, но о нём не догадываются наши малограмотные идеологи. Предлагая ввести Закон Божий в школе, где нет времени для преподавания астрономии, они толкают страну в Средневековье. В эпоху, когда люди не знали таких слов, как терроризм, геноцид или ксенофобия, потому что это были такие же обычные явления, как телесные наказания в семье, публичные казни, постнатальные аборты (когда родители избавляются от «лишних» или недостаточно здоровых детей), войны, массовые эпидемии и голод.

Пора осознать, что религиозные (и квазирелигиозные – национальные, классовые) идеологии всегда служили механизмом объединения людей в большие группы за счёт противопоставления другим людям. Поэтому их неизменным спутником оставалась реальная или потенциальная война. Исторически востребованными были такие учения, которые обосновывали вражду к чужакам. Священные книги полны прямых указаний типа: «Кто не со Мной, тот против Меня»; «Не мир пришёл Я принести, но меч»; «А когда встретите тех, которые не уверовали, то удар мечом по шее» и т.д.

Ранние христиане, хотя ненавидели «язычников», разрушали античные храмы, разбивали камнями статуи, убивали философов и громили рынки [Гаев 1986], но считали использование боевого оружия грехом. Начав же смыкаться с властными структурами, они первым делом разработали концепцию священных войн, и Августин нашёл достаточно оснований для этого в библейских текстах. С тех пор «никогда Церковь наставляющая не осуждала все виды войн» [Контамин 2001, с.311], а пацифистов не раз объявляла еретиками. В ментальной матрице «они – мы» единственный приём для пресечения конкретной войны – перенос агрессии на общего врага; этим приёмом широко пользовались религиозные авторитеты. Когда же какая-либо идеология (религиозная или квазирелигиозная) охватывала своим влиянием обширные территории, она расчленялась на враждебные ереси и секты со столь же злобной взаимной ненавистью. И совсем не случайно социологи ещё в XIX веке фиксировали положительную связь между религиозностью населения и распространённостью социального насилия [Ганнушкин 1966].

На протяжении тысячелетий религии и войны играли огромную роль в сохранении и развитии общества. Религия оставалась негэнтропийным механизмом, позволяющим упорядочивать социальное насилие, по мере возможности предотвращать его хаотические формы. Но, согласно известному из исторической социологии закону техно-гуманитарного баланса, развитие боевых и производственных технологий требует совершенствования средств культурной регуляции, без чего социальная система теряет устойчивость. Современные технологии поставили перед человечеством насущную задачу устранить физическое насилие из социальной практики, и при этом прежние механизмы (религии, идеологии) становятся контрпродуктивными, т.е. чреватыми эффектом бумеранга – катастрофическим ростом энтропии. Что было уместно в сочетании с мечами и арбалетами, становилось саморазрушительным для общества по мере развития порохового оружия, близким к глобальному самоубийству при баллистических ракетах и грозит стать фатальным при нанотехнологиях, робототехнике, генной инженерии и т.д.

Как показывают специальные расчёты, уровень физического насилия в современном мире значительно ниже, чем в любой из прежних исторических эпох. Вместе с тем чрезвычайно возросла чувствительность людей к насилию, а также социальная цена насилия. Новейшие технологии становятся всё дешевле, различие между военными и мирными технологиями размывается, а доступ к знаниям и потенциально опасным умениям облегчается. Соответственно, контроль над ними выскальзывает из рук государств и вменяемых правительств, становясь достоянием частных корпораций и компьютерных «гениев», не обременённых социальной ответственностью или опытом системного анализа последствий, а конфликты делокализуются, и каждый как никогда прежде чреват глобальными последствиями.

Имея в виду небывалую доступность современных технологий, американский учёный и программист Б. Джой заметил в 2000 году, что век оружия массового поражения сменяется веком знаний массового поражения [Joy 2000]. По закону техно-гуманитарного баланса, внутренняя устойчивость социальной системы снижается с ростом её зависимости от индивидуальных действий, если культура не успеет совершенствовать механизмы внешнего и внутреннего контроля соразмерно ускоряющемуся развитию технологий.

В этих условиях «религиозно-идеологический ренессанс», возврат к давно изжитым мировоззрениям является смертельной угрозой для современного мира, и многоконфессиональная Россия рискует пасть одной из его первых жертв, если учёные, художники и педагоги не смогут эффективно противостоять засилью идеологов и клерикалов.

Литература:

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс-Академия, 1992.
Берзин Э.О. Вслед за железной революцией // Историческая психология и социология исто-рии, 2009, т.2, №2, сс.180-186.
Гаев Г.И. Христианство и «языческая культура» // Атеистические чтения. Вып.16. 1986, сс.24-35.
Ганнушкин П.Б. Сладострастие, жестокость и религия // П.Б. Ганнушкин. Избр. труды. М.: Медицина, 1964, сс.80-94.
Контамин Ф. Война в Средние века. СПб.: Ювента, 2001.
Докинз Р. Бог как иллюзия. М.: КоЛибри, 2008.
Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по культурно-исторической психологии. М.: УРСС, 2008.
Назаретян А.П. Совесть в пространстве культурно-исторического бытия // Общественные науки и современность, 1994, №5, сс.152-160.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
Сагадеев А.В. Гуманизм в классической мусульманской мысли // Историческая психология и социология истории, 2009, т.2, №1, сс.180-186.
Joy B. Why the future doesn’t need us? // Wired, 2000, April, pp.238-262.

»

Сенто Чехир Chehir
Родился, живу, скоро умру. А ещё я вас всех придумал. Данный бложик представляет собой художественное произведение. Любое совпадение с реальными людьми или событиями является случайным.
16 мая 2010, 3:06
1599

Загрузка...

Комментарии

Хороший пост, одобряю :)
Werser
0
0
Бестолково.
Chehir
0
0
А можно подробнее?
Werser
0
0
Как-нибудь при личной встрече, если такая произойдёт и у нас будет настроение тратить на это время.
Зачем тебе всё это нужно? Понятно, что можно толсто троллить религионутых, но это же скучно и бестолково.
Зачем?
Ну я таки надеюсь увидеть тебя на буккросе, но вот тратить время на подобные беседы действительно не ок.
Зачем? Скучно. Захотелось «проявить позицию».
Всё, понял. Позицию поддерживаю.
читать тяжело, не осилил, а в Аллаха верить нужно, жить спокойнее...
Chehir
0
0
зная, что попадёшь в ад? Хотя если вы действительно соблюдаете всё, то.
зная откуда мы появились и куда уйдем, и то что нам все проститься.. нет я не соблюдаю все, но верю
так в том и дело, что не знаем. Можно лишь слепо верить, что не ок. И судя по «святым» книгам бога ли, аллаха ли уж точно нельзя назвать милосердным.
Не знаешь молчи, Милосердный одно из его имен... Милосердие стоило бы заслужить как думаешь?
Я в него вообще не верю. Пусть мне за это пару лишних вечностей в аду накинут, ок.
Выбор твой, не мне тебя учить, но сколько незнающих могут пострадать... Ты о них думал?
А у них головы нет?
Голова есть у всех, но ведь не все знают что террорист - человек, идущий против Ислама
Не факт, священнослужители разных стран и политических ориентаций имеют на это иное мнение. Для начала надо бы исламским богословам разобраться какой ислам труёвее.
а откуда по вашему, я взял эти слова. Из слов наших священнослужителей.
а мне кажется лучше, как ты говоришь, слепо верить, чем вот так каждый раз говорить, что его нет и забивать этим голову. вообще порой кажется, что атеисты больше бога обсуждают, чем верующие. каждому свое, я лично много о нем не говорю, а просто упомянув его имя, спокойно ложусь спать.
Атеистам обычно пофигу на термин "Бог" во всех его проявлениях, пока верующие не начинают им втирать обратное.
ну эту тему начали точно не верующие, а как видишь кто не верит..
Я понял вас. Это то, что не подходит под "обычно", не более. :-)
Как только каннибалам начинает угрожать смерть от истощения, Господь, в своем бесконечном милосердии, посылает им жирного миссионера. Уайльд О.
А никто не думал что миссионер, отплатился за свои ошибки или ошибки своих предков. Такова была его судьба...
)) пусть будет по вашему, атеистов я тоже понимаю, люди которым надо потрогать...
"Каждая цивилизация (или личность) должна сама пройти свой путь, никто не принимает чужой истины. Если мы поделимся нашими идеями, с нами будут спорить, а если мы поделимся нашими знаниями, они с легкость обратят их против нас.." помнится кто-то сказал.., а сам я видел упертых атеистов, которые принимали ислам, как и наоборот.. и не тем не тем ничего сказать не могу, да и несобираюсь
Совершенно верно. Каждый имеет право на свое индивидуальное мировоззрение. Если наряду с формированием личности мировозрение человека приходит/уходит от религии, то почему-бы и нет? По мне так, тут нельзя орудировать словами "правильно/неправильно". Просто другое, иное. Другое не значит плохо. верно ? ;-)
Кто в ад попадет нам знать не дано, но лучше стараться попасть в рай, а тупым отрицанием, уж точно попасть можно, но знать нам не дано...
тупое отрицание? Отнюдь. Это логическое отрицание.
и весь мир, вся наша жизнь лишь результат случайности, совершенно случайно наша планета оказалась в идеальном положении от Солнца, совершенно случайно состав кислорода в воздухе так идеален, совершенно случайно наше появление на свет... И нет смысла творить добро ближним, быть сдержанным и уравновешенным, познавать науки и обучать этому других...
Ведь религия учит именно этому, и чем больше мы узнаем тем больше понимаем, что все это не могло быть совершенно случайно...
О, старый добрый антропный принцип. Тервер не учили? И мне несколько непонятен путь ваших мыслей, почему при случайном возникновении вселенной нет смысла «творить добро?»
А как по вашему все это началось?
Богом, а кем по вашему?
Атеизм=безнравственность?
Не всегда, но не все рождаются нравственными, а религия может их исправить..
Аллах - Бог в переводе с арабского.
погуглите «большой взрыв», «сингулярность» и всё такое прочее.
Нравственным не рождается никто.
Были люди, я знаю лишь об одном...
а что стало причиной того взрыва?
погуглите же, там всё написано.
само по себе ничего не происходит, и взрыв само по себе ничего бы и не взорвалось...
А как Аллах появился?
Он был всегда, есть и будет.
Должно же и у него быть начало, не?
Священный Коран почитайте, там ясно все написано.
На самом деле, в каждой религии развивается идея стараться "попасть в Рай", не для того, чтобы ада избежать, а чтобы быть хорошим человеком. Иначе, это лицемерие.
Курица. Без курицы кто бы его высиживал?
>погуглите же, там всё написано.
>Курица. Без курицы кто бы его высиживал?
Других животных, способных высиживать яйца разве не было?
Селекция, например.
исправить? ах, да. Взрыв в метро, 11 сентября. Круто исправляет, однако. :)
Вот 112

OЧИЩEHИE (BEPЫ)

Bo имя Aллaxa милocтивoгo, милocepднoгo!

1(1). Cкaжи: "Oн - Aллax - eдин,
2(2). Aллax, вeчный;
3(3). нe poдил и нe был poждeн,
4(4). и нe был Eмy paвным ни oдин!"
Я говорю конкретно про курицу...
Это что, доказательство что ли? По мне - так пустые слова.
вы до сих пор верите что теракты в Америке дело рус исламских экстремистов??? ))
а вы до сих пор верите в "Дух времени"?
ладно, не о том-то речь. это я как пример.
Я писал выше Террорист-человек идущий против религии...
Ведь убийство тяжкий грех..
толку спорить с Вами, а?
если эта книга для тебя пустые слова, приведи хотя бы одну ложь оттуда.
мое дело сказать то что я знаю, ведь потом отвечать, а прислушаться или нет ваше право. Ведь все мы люди, еще больше живем в одной стране и я считаю, что мы должны помогать друг другу...
>приведи хотя бы одну ложь оттуда
Вот, например:
1(1). Cкaжи: "Oн - Aллax - eдин,
2(2). Aллax, вeчный;
3(3). нe poдил и нe был poждeн,
4(4). и нe был Eмy paвным ни oдин!


Ну где? Где факты? Пока я вижу только гипнотизирующую молитву, коих в этой священной книге тысячи. И ни одного факта, после прочтения которого я могу твёрдо сказать: "Да, всё это правда".
и с вами спорить толку нету)
вот вам факт “….Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей…” (Коран 57:25)
и ссылочка которую писали ученые
почитайте и скажите как галлюцинации могут привести к таким речам, которые еще не были оспорены никакими учеными, наоборот чем дальше мы идем тем больше понимаем что в Священный Коран представляет собой научную ценность...
>вот вам факт “….Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей…” (Коран 57:25)
Да, факт всех фактов, лол.

По ссылочке сказано:
"Ясно, что этот факт не мог быть известен в 7-ом столетии, когда Коран был низведён."
Во-первых, был ли он известен или нет - также неизвестно.
Во-вторых, нельзя рассматривать Коран как единственно правильную книгу, научные писания были и до него, откуда автор мог черпать свои знания.
Вот именно, это означает что Священный Коран это слова Аллаха, а не людей... и я не говорю, что Священный Коран единственная правильная книга, я говорю что в ее правильности не может быть сомнения.
EpeTuK
0
0
Чем ад-то плох? Вполне нормальное место, заслуженное, можно сказать. Хотя я в реинкарнации больше верю.
Компания в аду точно хорошая будет.
Мы и правда не знаем каково там, но уж точно не одно наказание этого мира с ним не сравнится, в этом я уверен...
Всегда есть шанс на прощение, и как можно с такими знаниями не верить. Он - Прощающий, если поверить в Него, искренне покаятся, он простит, ...
спасибо за разяснение, я тоже ближе к мунафикам видимо))
А что по-твоему ждет тебя после смерти?
Я не он, но отвечу за себя. Ничего не ждёт. Всё, меня не будет.
В чем же по-вашему смысл жизни?
смысла в жизни нет.
Можно будет с Ницше поговорить... Времени много на изучение немецкого)
Надеюсь меня будут прожаривать на одном вертеле с Эйнштейном, лол.
вступил :)

одобряю
goodev
0
0
Интересно было почитать. На мой взгляд религия - это свод законов, которые нужно было привить людям прошлого. Не убий, не укради и т.д, но в то же время чтобы он был само контролируем - внесли наказание в виде Ада. От человека зависит что он видит в религии, одни становятся безвольными, и перекладывают ответственность за свою жизнь на бога, другие находят единение с миром, чувствуют сплоченность.

Я атеист,и верю только в свои силы, считаю что сейчас смысл религии - в удобном методе контроля, который вышестоящие люди могут использовать в своих целях.
devide
0
0
Словно у "язычников" небыло никаких законов, и все только и занимались тем что грабили, убивали, и трахали животных. Она всегда была для власти и манипуляции над людьми.
che
0
0
Все абсолютно толково, терроризм действительно клоака религии, я против такого "спокойного" жития одних, когда многие другие живут в страхе. На протяжении всей истории человечества религия убила миллионы людей, наука же наоборот...
Согласен! Пост отличный!
nurdin
0
0
Плюсанул за аналитический подход, но по сути изложенного не согласен.
1. Ваши слова: "Как по мне, так нет большей глупости, чем верить в бога." Сходу некорректное высказывание, те, кто верит - глупые люди, и при этом нет разумных объяснений. Я верю в Бога и не считаю себя глупее тех, кто не верит. Докажите, во-первых, отсутствие Бога, а во-вторых докажите, что вера в Бога это глупость, а после этого уже поднимем вопрос о нравственности этого высказывания (я же не говорю, что незнание Конституции это глупость).
2. Цитируемая публикация Акопа Назаретяна имеет существенный методологический недостаток. Он пишет: "Между тем изучать проблему терроризма вообще и «шахидизма» в частности безотносительно к религиозному сознанию значит заведомо закрыть себе путь к серьёзному пониманию предмета." и в статье красной линией проходит мысль о том, что экстремизм тесно связан с религиозным сознанием. Между тем, это в корне неправильно, описанные им психологические и физиологические механизмы вовсе не являются признаками религиозного сознания, это вообще характерно для людей и для верующих и атеистов. Терроризм как социально значимое явление и сам термин возникли в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков, и именно в связи с деятельностью радикальных социалистов (коммунистов), которые как известно несли идеи атеизма. Точно также за идею луди подрывали себя и терпели лишения. Т.е. для человеческой психики не важно религиозная ли идея движет человеком или атеистическая, но действия радикалов и в том и в другом случае могут быть похожими. Следовательно тезис о том, что с радикализмом и терроризмом нужно бороться путем борьбы с религиозным сознанием - это ошибка.
Chehir
0
0
Я высказываю своё мнение и оно вполне может быть предвзятым и, возможно, неверным. Я считаю, что любой, кто вписывает в картину мира бога, домовых, волшебного розового единорога или санта-клауса несколько неадекватно вопринимает реальность.

Дядя Акоп таки рассуждает о терроризме в нынешнем мире, где он по большей части религиозный. А вот насчёт радикализма я с вами согласен, фанатики страшные люди независимо от объекта фанатения. Собственно, я не против того, чтобы люди верили во что-то, я отрицаю лишь их стремление распространять свои взгляды насильственным путём.
nurdin
0
0
на самом деле атеизм это такая же разновидность веры как и любая другая религия. Атеисты искренне и с убеждением верят в отсутствие Бога, но доказать этого не могут.
Есть привычное "научное" восприятие мира, когда люди (человечество) научно находят объяснения отдельным явлениям в природе. И если раньше не знали, что такое электричество, и те или иные его проявления воспринимались как чудо, то позже нашли объяснение, но никакие объяснения отдельных явлений никак не свидетельствует об отсутствии Бога, и опровержение каких-то религиозных постулатов тоже не доказывает отсутствие Бога (доказывает лишь то, что постулат был ошибочным). Это точно также, как я найду в Вашей речи ошибку, докажу её, и сделаю вывод о том, что все Ваши слова - ложь. Т.е. это неверный ход. Но если наличие или отсутствие Бога это не научный вопрос, а философский, там нужно смотреть на Мир в целом, а не отдельные его части.
Вот простой пример о том, что смотреть нужно целиком, а по отдельности нельзя. Мы знаем, что Мир состоит из материи, и мы знаем, что частицы материи обладают определенными силами и качествами, позволяющими им взаимодействовать друг с другом (например, сила притяжения и отталкивания). По большому счету, свойства материи (вес, кинетическая энергия и всякое прочее) по сути и определяют материю и материя - это что-то с определенными свойствами. Но что является источником для этих свойств материи? Можно предположить, что любая частица материи состоит из более мелких частиц, и взаимодействие более мелких частиц вызывает характеристики самой частицы. Правильно? Наука показывает и объясняет каждую характеристику и силу материальных частиц, но ответить на вопрос откуда вообще возникает эта сила в материи наука не в состоянии. Если допустить, что материя имеет неделимую частицу, то эта частица несомненно должна изначально обладать какими-то свойствами (силами), но откуда эти силы в частице? Их никак нельзя будет объяснить, т.к. нет составных частей и каких-то внутренних процессов. Если же допустить, что материя бесконечно делима, и неделимой частицы не существует, то всё-равно каждая из частиц будет обладать какими либо свойствами. Частицы делятся до бесконечно малых величин, и мы можем говорить о том, что материи как таковой вообще не существует, есть только силы и свойства, которые формируют математические точки в материю. Идея первична? Где тут наука, тут сплошная философия, и наука в принципе не в состоянии дать ответы на вопросы о Боге (да и задачи такой наука перед собой не ставит).
Аргумент «атеизм тоже вера» настолько затаскан и избит, что я даже не знаю.Лысина это тоже причёска. Некурящий курит отсутствие табака, да.
nurdin
0
0
По поводу распространения идеи насильственным путем, тут конечно спорить не с чем, но терроризм же не ставит цели распространения идей, у террористов политические цели - дестабилизировать обстановку, запугать, показать силу и пр. Это политика, и резкие высказывания в отношении верующих это такое же проявление насилия по отношению к ним. Начните с себя, станьте терпимее к тем непохожестям других людей (вера), которые по сути не являются деструктивными.
Не приветствую ваши резкие высказывания, на самом деле это Вы неадекватно воспринимаете реальность, мыслите шаблонно, и в своем неприятии религии очень похожи на давно известные книжки и высказывания коммунистических атеистов (которые, двигаемые этими взглядами рушили храмы, уничтожали реликвии, сажали и расстреливали людей, пропагандирующих веру).
Просто будьте корректнее, а если перестанете читать матры "Бога нет, Бога нет", "Религия это глупость, религия это глупость" и постараетесь разобраться и понять по сути проблемы - об этом можно только мечтать.
Обожаю диагнозы по сети. Терроризм в чистом виде это именно распространение идеи насильственным путём. Это раз. Два — я абсолютно толерантный человек, не вижу ни одного проявления нетерпимости со своей стороны. Вы упорно подгоняете мир под то, что вам хочется. На самом деле всё проще.
7kun
0
0
Самые успешные дисциплины спец. олимпиады: секс и религия.
Молодец, все правильно сделал.
Chehir
0
0
ещё наци-тематика в запасе.
Хороший пост.
Лично я не нуждаюсь в религии. Я способен верить в свои силы самостоятельно. Что касается нравственности и моралей - хорошие качества мне достались от моих родителей и их воспитания. Все плохое, что не исключено есть во мне, как и в каждом - досталось мне от общества.
и ваще. Не смейте уничтожать религию, вы чего. Я же без хлеба останусь.
как думаете, может ли атеизм привести к чему-нибудь хорошему?
пхаха.

пардон, не удержался.
Задайте вопрос другой - может ли он привести к чему-либо плохому? Помимо религиозных ценностей, существуют и культурные. Например, литература. Чтобы воспитываться духовно, религия не обязательна. Все зависит от окружающих формирующуюся личность людей.
Chehir
0
0
Так уже привёл.
хуясе. все не осилил. Вот во что я не верю - так это в судьбу. Меня бесит когда говорят "не судьба". Человек сам творец своего счастья, как гласил плакат в актовом зале в моей школе. Воть. Только не разводите срач, плиз. Мне реально некогда всем тут отвечать.
Chehir
0
0
Я сейчас уезжаю и до интернетов доберусь дней через 4. Так что пока закрою комменты, уж не обессудьте, у меня почтовый ящик не резиновый.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Свыше 10 известных университетов приглашают его обучаться зарубежом, но выбор будет оставаться за Сакеном. Он выберет обучение The University of Edinburgh и отправляется в эту удивительную страну...
socium_kzo
30 нояб. 2016 / 11:06
  • 10548
  • 10
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза или...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 4114
  • 14
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
2 дек. 2016 / 13:57
  • 3626
  • 3
Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Дело было летом 2012 года. Мне было почти 20 лет, жил я от сессии до сессии довольно весело. В голове машины, клубы, тёлки. Жизнь размеренная и неторопливая. Вдруг мне приходит в голову идея...
almatinec_92
28 нояб. 2016 / 16:57
Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Трамп и не подозревает, что 16 декабря 1991 Казахстан не создал, а восстановил свою национальную государственность. Иначе бы он упомянул не только 25 лет, а больше чем 550 лет казахской истории.
Stehlikova
2 дек. 2016 / 9:02
  • 3514
  • 86
О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

Сеть облетело очень символичное видео, где г-ну Султанову в ходе пресс-конференции прямо задают этот вопрос. «Вы советовались с народом?!» – спрашивают его журналисты. На что депутат так и не смог вразумительно ответить.
openqazaqstan
28 нояб. 2016 / 14:35
  • 3402
  • 15
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться. Она не...
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 2857
  • 11
Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Недавно пролетал через аэропорт Амстердама - Схипхол. Так как улетал из аэропорта Алматы, то не мог не начать сравнивать эти аэропорты.
Superkurt
30 нояб. 2016 / 10:09
  • 3018
  • 12
Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Президент Назарбаев предложил амнистию для совершивших преступления небольшой тяжести несовершеннолетних, пожилых, женщин и других социально уязвимых категорий осуждённых
openqazaqstan
30 нояб. 2016 / 13:45
  • 2759
  • 19