Вчера в сети появилась сравнительная таблица с ценами на новые автомобили в России, в Казахстане и в Белоруссии, где наглядно видна значительная разница цен на машины.
Автор графика: http://urchin.yvision.kz/post/462332
И вот на какой мысли я себя поймал.
Вспомните февраль 2014 года, когда у нас на 20% скакнул доллар, и что сделали авто-дилеры? Они мигом сменили ценники, и все автомобили в одно мгновение стали ощутимо дороже.
Теперь ситуация в России.
Доллар "ушел вверх", но цены остались такими же. Цены на машины не стали динамично изменяться в прямой привязке к курсу доллара.
Надо радоваться, что в России не изменили ценники. Иначе цены на машины, стали бы даже дороже чем в Казахстане. Но моя основная мысль не о том.
Вот все жалуются, что в России цены на машины ниже, а наши автодилеры накручивают дикую маржу! Но постойте, что такое российский рынок и его покупательская способность? Это 146 млн. населения, которое купило в 2014 году 2.5 мил. новых машин. В России в 2014 году, на 1000 человек, пришлось 17 новых проданных автомобилей.
Аналогичный показатель по Казахстану, будет практически в 2 раза меньше. На 17,4 мил населения, в 2014 году мы купили 170 000 новых машин (цифра приблизительная, так как точных данных Assotsiatsiya Kazahstanskogo Avtobiznesa Akab еще не опубликовала). В итоге на 1000 человек населения, в Казахстане покупается лишь 10 машин. Это практически в 2 раза меньше, чем в России!
Очень грубо.
Получается, что если взять двух одинаковых дилеров (штат, кредит на на постройку дилерского центра и т.д.) в России и в Казахстане.
В России накинув на машину по $100, с 10 машин получат $1000.
А в Казахстане ту же $1000, должны получить с продажи 5 машин (соотношение 1 к 2), накинув по $200. То есть накрутка на продаваемую машину в России будет ниже. И никуда от этого не деться.
Я работаю в компании Office Solutions, одно из направлений компании - импорт и продажа офисной мебели, производимой в Европе.
Мы делаем разные проекты, от 1 до 1000 рабочих мест, оборудованных креслами, столами, шкафами и т.д.
Предположим, маленький проект на 20 рабочих мест, это Казахстан. А проект на 1000 рабочих мест, это Россия.
Поставщик дает минимальную скидку на поставку 20 рабочих мест, и дает огромную скидку на заказ из 1000 рабочих мест. Разница в стоимости за единицу мебели, при таких условиях может составлять до 40%.
Транспортная компания за доставку в Алматы одного куба с фабрики (Германия), запросит 385 Евро. А вот в случае аренды фуры, на доставку с той же фабрики, стоимость куба обойдется в 117 Евро.
Ну а если доставить груз спец-вагоном, стоимость одного куба составит 90 Евро.
Вот Казахстан это один куб, а Россия это спец-вагон. Плюс расстояние между Европой и логистическими центрами, у России заметно короче, нежели у Казахстана.
В Казахстане априори не могут быть цены "такие же как в России", и уж тем более они не будут ниже чем в России, так как дилеры покупают маленькие партии, а маленькие партии = более высокая стоимость за единицу товара на заводе и дорогая доставка.
Ну а низкий оборот + большие расстояния между городами (надо строить больше дилерских центров) = надо больше закладывать в стоимость машины, чтобы компенсировать свои затраты + были деньги на развитие (иначе на что открывать новые центры) + доход.
Я, конечно, не эксперт в экономике, отталкиваюсь от своего опыта по импорту и продаже офисной мебели. Но думаю, что механизм не сильно отличается, от продажи автомобилей.