Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
16
23:45, 28 декабря 2014

Откровения КТЛщика

О казахско-турецких лицеях я знаю не понаслышке уже почти 9 лет. О них в обществе складываются совсем разные стереотипы, и многие из них имеют абсолютное ложное представление о нашей «лицеевской» жизни.

Зачем я пишу это? Я хочу рассказать вам о жизни в лицее глазами очевидца.

Поступила я в лицей в 2006 году: переехала с села в небольшой городок на самом севере Казахстана – Петропавловск. Про нас часто говорят, что многие не знают казахский язык, однако я по праву считаю, что самый красивый литературный казахский есть только у нас. Это мое субъективное мнение, прошу без обид:)

Трудностей было много. Начну все по порядку.

В лицее обычные школьные предметы преподаются особым образом: на английском и казахском языках, несмотря на то, что есть ученики и с русской группы. Предметы на английском – в основном технической направленности – математика, физика, биология, химия, информатика и геометрия. На казахском – предметы, непосредственно относящиеся к Казахстану – история Казахстана, всемирная история, география, основы права, самопознание, и даже физкультура.

Конечно, мне было нелегко в свой первый год обучения – 7 класс. Меня вырвали из зоны комфорта – семейного очага, я усиленно учила английский и казахский язык. Английского у нас было 17 часов в неделю (!!!) Я помню как часто я и мои одноклассники вставали в 4 или 5 утра, чтобы выучить очередной кусочек текста, новые слова или правила грамматики. Да, недосыпали. Однако мы не прекращали трудиться ради своего же будущего. Воспитатели в свою очередь сыграли для нас особую роль – они помогали нам вставать рано (нас никто вставать не заставлял!), преодолевать психологические барьеры, готовили нам завтраки, дарили свою любовь и тепло, пытаясь хоть как-то заменить нам родителей.

С казахским у меня совсем другая история. Он давался мне не так легко, как многие мои знакомые сейчас могут подумать. С 7 класса меня определили на олимпиаду по казахскому языку, что поначалу мне не очень понравилось. Однако дальновидность учителей до сих пор помогает мне в повседневной жизни. За годы обучения в лицее я получила много разных наград на областных и республиканских олимпиадах, и все это была общая заслуга. Сейчас владею грамотным письмом на казахском, и свободно могу поддержать любую беседу.

Самое важное для развития каждого человека – это, наверное, поддержка и здоровая конкуренция. И того, и другого в лицее у нас было в достатке. Изначально, чтобы поступить КТЛ, нужно было пройти 2 этапа тестирования. Первый – в апреле - тестирование из 4-5 предметов, где математика, логика, английский; второй – недельное пребывание в стенах школы, ежедневное обучение турецкого, английского, математики и логики, и бесконечные экзамены.

После того как вы вместе проходите через такие испытания сначала перед обучением, а потом уже в процессе обучения, а это немалых 5 лет, вы естественным путем искренне начинаете ценить и любить этих людей, просто за то, что они рядом, они помогают. Однако наш дружный настрой никоим образом не мешал нам хорошей конкуренции между собой. При этом те, кто схватывал все на лету, всегда были готовы помочь немного отстающим.

Есть много предубеждений о том, что КТЛы вербуют, делают людей религиозными и т.д. на это я хочу вам ответить так: это полная ложь! Вероисповедание – это личный выбор каждого человека, и это священное право никак не нарушалось в стенах нашей школы. Да, воспитатели использовали религию как инструмент воспитания, рассказывая нам различные поучительные притчи, не навязывая при этом какую-то конкретную религию. Многие выходят со стен лицея в платках, длинных юбках или более закрытых одеяниях, но это опять же только выбор конкретного человека. Тем более я думаю, это не дурной тон одеваться так, как этого хочешь ты сам, особенно если тебе в этом комфортно.

Самое веселое, что я вспоминаю с лицеевских 5 лет – это празднования дней рождений, Наурыза, 8 марта, наши концерты самодеятельности, бесконечные чаепития с воспитателями и учителями, поездки по городам Казахстана, участия в научных выставках.

В КТЛах учатся по праву талантливые ребята. Помимо того, что они умные, многие из них еще отлично поют, танцуют, рисуют и играют на музыкальных инструментах.

Часто задаваемый вопрос был такой: а тебе нормально, что ты одна русская среди толпы казахов. Знаете, что я всегда отвечаю? Самое важное для меня это воспитание человека, а него его цвет кожи или разрез глаз. Меня никогда не ущемляли по национальному признаку, при этом опять же и не старались делать для меня каких-то «тепличных» условий. Для учителей и воспитателей мы были все наравне.

Мне повезло. Мой лицей стал первым смешанным лицеем в стране. Поэтому я не почувствовала особой разницы обучения с мальчиками в обычной школе и в лицее. Хотя в 9 классе нас и разделили на класс мальчиков и класс девочек ради эксперимента, ничто не мешало нашему живому общению. Общежития у нас были в разных блоках, так что не подумайте ничего плохого.

Но самые сладкие встречи происходят все-таки не во время обучения в лицее, потому что как самый обычный человек, ты не ценишь это время, а понимаешь его важность только тогда, когда уже этого не вернешь. Несмотря на то, что многие из нас учатся в разных городах страны, и даже в разных странах, работают, уже нянчат собственных детей – это не мешает нам встречаться и вспоминать дни проведенные вместе. Мы сестры и братья, а это больше, чем просто одноклассники. Мы связаны особой нитью.

Не секрет, что многие выпускники лицеев, уже показали себя как успешные люди. Они работают в сфере образования, журналистики, кинематографии и других. Поэтому думаю, что эффективность лицеевской системы не надо доказывать.

Если у вас есть еще какие-то сомнения по поводу обучения в КТЛах, то я охотно отвечу на все ваши вопросы в комментариях.

Всем добра!

16