Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
10
13:17, 18 ноября 2014

Акведук, три колодца. Еще один метод очистки воздуха Алматы

Это очередной метод очистки воздуха Алматы. Его суть - принцип "перевернутого" фонтана, создающего подобие фильтра в виде водной завесы.

Представил этот метод изобретатель Серик Буркитбаев. Знакомая фамилия? Сразу же отвечу - да, это бывший министр транспорта и коммуникаций и экс-глава "КазМунайГаза", который был осужден на шесть лет за коррупцию и вышел по УДО, отсидев половину срока. Но это все к делу не относится. Ах да, к слову - Буркитбаев - доктор физико-математических наук, закончивший МИФИ - очень серьезный вуз.

Итак, в чем суть идеи. Давно известно, что Алматы обладает интересной особенностью, так называемым природным механизмом передвижения воздушных масс. Также у города есть понятие "верх-низ", причем перепад рельефа серьезный - порядка километра, если брать в расчет горные массивы и северные районы Алматы. Днем, когда воздух прогревается солнцем, потоки движутся вверх, достигая Медео примерно к 16.00. С наступлением ночи охлажденный воздух движется в обратную сторону, к рассвету достигая Капшагайского водохранилища. То есть движение происходит в направлении север-юг и пересекает условный перпендикуляр дважды в сутки. И хорошо бы в качестве этого перпендикуляра установить акведук (или попросту арык), создающий водную завесу, желательно мелкодисперсную (распыленную), с хорошей адгезией (прилипанием) вредных примесей и сажи. Эта система может выглядеть примерно вот так:

Blog post image

Акведук, точнее, его основа, в городе есть. Это Большой Алматинский канал, который как раз пересекает путь воздушных потоков. Три колодца - это реки Малая Алматинка, Большая Алматинка и Есентай. Они в какой-то мере выполняют свою функцию, но их недостаточно для 2 миллионов горожан. (Кстати, рассчитанная при СССР экологическая емкость города - всего 700 тысяч). Как-то другой изобретатель, Александр Низовкин, предложил накрыть эти реки пленкой, чтобы пары поднимались вверх, забирая с собой грязь. Власти сочли этот метод сомнительным, я тоже.

Навесной арык, по задумке Буркитбаева, можно построить из крепкого и легкого легированного алюминия. Представляю, какой это будет соблазн для сборщиков металлолома. Акведук предлагается установить прямо над Большим Алматинским каналом на высоте в 30 метров. Объясню, откуда эта цифра. Дело в том, что большая часть грязи в Алматы оседает в том же слое, где она формируется. Это как раз-таки 25-30 метров над землей. Я сам регулярно наблюдаю подобную картину, так как живу в горной местности. Вот прошлогодний снимок. Черная полоса над горизонтом - смог.

Blog post image

Принцип работы навесного арыка прост. При заполнении лотка вода начинает выливаться через боковые распыляющие прорези. Она падает в канал, образуя водную стену - водопад шириной в несколько километров. При прохождении через него воздушных масс капли воды выступают в роли сорбента и "вылавливают" частицы грязи. Подобный эффект мы наблюдаем после выпадения дождя или снега. Далее вода по каналу стекает в очистительные сооружения и цикл возобновляется. Очень просто. И, наверное, эффективно.

Blog post image

Однако, есть многие "но".

"Акведук и три колодца" уже давно "не те". Воды в них катастрофически мало. По данным эколога Мэлса Елеусизова (последнего из могикан и одного-в-поле-воина), 40 процентов ледников в горах уже растаяли, то есть ресурсов практически нет. Плюс ко всему власти города массово вырубают деревья. Малую Алматинку в черте города уже можно перейти в галошах, не промочив ног. Что касается самой системы Буркитбаева - при непрерывном сбросе воды с высоты 30 метров значительная ее часть попросту испарится. И неизвестно, когда эта влага вернется к нам в виде дождей. Еще один момент - конструкция должна быть очень крепкой, так как имеет большую протяженность. Никакие землетрясения и ураганы не должны нарушать ее целостность. Ну и последнее, самое банальное - деньги. По оценке самого изобретателя, на выполнение проекта требуется 100 миллионов долларов. Бюджет - городской или республиканский - не выделит такую сумму, тем более опальному министру. Объявив приватизацию гособъектов власти дали понять, что им надоело дотировать неприбыльные проекты. А проект Буркитбаева никак не может приносить прибыль. Его можно расценивать как нематериальный вклад в экологию, в будущее. По этой же причине от него откажется бизнес. Меценатов, готовых выбросить 100 миллионов долларов на ветер/воду, у нас нет.

Это проблема всей казахстанской науки. Вот основные, классические правила внедрения технологий: Ученый не должен быть бизнесменом. Его работа закончилась на бумаге. Спонсировать социально-значимые проекты государство обязано, при доказанной эффективности, конечно. Внедрением разработки должны заниматься специализированные холдинги. У нас это АО "Парасат". Что вы знаете о нем? Вот-вот, и я ничего.

Напоследок потравлю вам душу - подобный проект, но эстетически более продвинутый, претворили в жизнь в Южной Корее. Это мост "Фонтан радуги" в Сеуле:

Blog post image

 
10
1918
7