Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
3
13:39, 23 декабря 2014

«Исход: Цари и боги», как неудавшийся эпик Ридли Скотта

Рецензия содержит спойлеры

Blog post image

Не так давно в Алматы решила обосноваться кинокомпания "Двадцатый Век Фокс", а точнее открыть свой очередной филиал в СНГ.

Сие событие означает и новый старт пресс-показов очередных эпик фильмов и/или голливудского трэша в кинотеатрах города. Так и случилось, открытие сопровождалось показом новой кинокартины Ридли Скотта "Исход: Цари и боги". Напомню, Ридли Скотт тот самый дядя-режиссер, что подарил миру легендарного "Чужого", оскороносного "Гладиатора" и... "Прометея", хотя естественно, этой тройкой фильмов творения Скотта не заканчиваются.

Blog post image

Сказать, что Голливуд начал проявлять большой интерес к библейским историям - ничего не сказать, видимо еврейское лобби серьезно взялось за спонсирование подобных проектов. В этом году Даррен Аронофски представил зрителям "Ной", также основанный на библейской истории. СМИ уже поговаривают о предстоящих съемках фильма, в основе сюжета которого лежит история царя Давида. Продюссером может выступить все тот же Ридли Скотт. По признанию самого Скотта, у него свое отношение к религиозным убеждениям и религии в целом. Он считает ее самым большим источником зла. Вот почему, в процессе просмотра "Исхода", как никогда понимаешь всю обоснованность той чуши, что творится на экране.

Новый блокбастер, одной из фишек, которого по задумке продюсеров, является Кристиан Бэйл - это экранизация библейского сюжета о Моисее. Из источника: Моисей - еврейский пророк, основоположник иудаизма, законодатель, который освободив израильтян, вывел их из Египта. Несколькими словами - великая личность для иудеев.

Как обещали зрителям создатели, фильм должен был стать зрелищным библейским киноэпиком, но "не прокатило", американские кинокритики уже окрестили данную экранизацию пустым и бессмысленным зрелищем. И как оказалось, не зря...

Пресс-показ фильма, бюджет которого составил 140 миллионов долларов, как и полагается, решили провести в формате IMAX 3D. Все логично, ведь реальное достоинство данной кинокартины, как выяснилось позже - вовсе не Кристиан Бэйл с библейскими притчами, а спецэффекты и только спецэффекты!

Показ, как и ожидалось начался позже запланированного, то ли, уважаемые блоггеры, и казнетовцы запоздали из-за суровых алматинских пробок, то ли организаторы решили начать позже, следуя принципу пунктуальности "по-казахски". И все же, мы с Жанной Бейсеновой (@creepy_neko) уже явно подустав, дождались-таки начальных титров.

Blog post image

История в неспешном ритме повествует о Древнем Египте: о правищем фараоне и его непутевом сыне Рамзесе II, об угнетаемом еврейском народе, о чиновниках-ворюгах и о Моисее, точнее о его крутизне. С первых минут фильма, приходит осознание того, что светлокожий европеец Моисей, явно не вписывается в фон смуглых египтян с крашенными глазами, отчего и выглядит весьма экзотично среди экзотики. Тут и понимаешь, что Бэйл в роли Моисея - это крутой белый мужик в рыцарских доспехах, либо какой-нибудь доисторический приятель Ахиллеса, или миллионер Брюс Уэйн в маскарадном прикиде, в конце концов; в общем, кто угодно, но только не представитель фараонской семьи.

О несоответствии костюмов своему историческому периоду, даже говорить не имеет смыла, эти ляпы сплошь и рядом.

Но вот, одним из "не пойму" является и участие Сигурни Уивер в библейской экранизации: ее мало, ничтожно мало. Да,  актриса уже не молода, и снять по старой дружбе, хоть и в небольшой роли, Ридли Скотт никак не мог ей отказать. По логике, которая вытекает из сюжетной линии,  героиня Сигурни являясь истинным источником всех бед и несчастий, по правде, никак не запоминается зрителю.

Спустя час, на исходе которого, по всем законам кино-хронологии,  должно было начаться хоть что-то интересное, я и мои соседи по обе стороны от меня, расплывшись в своих креслах, немного заскучали. И все же, несколько минут спустя, начинается самое занятное и... печальное в фильме - это Божья кара. Не претендуя на роль специалиста по вопросам религии, я все же скажу, рьяно верующим фильм противопоказан, так как может вызвать желчь и бессоницу, неадекватный Бог явно придется не по нраву христианам.  Поэтому извольте: горящего куста создателям фильма оказалось мало, поэтому ими решено облачить Создателя в человека с ликом мальчика, который то и делает, что вызывает чувство безысходности и наводит жуть свои взглядом из подлобья; невольно вспоминается хоррор с детишками-нечистями.Blog post imageБог на самом деле мстителен и жесток, настолько жесток, что сеит смерть и хаос по всему Египту: то отравляя воду, то насылая болезни и голод, то в конечном счете, умиртвляя всех египетских детей, и все потому что, иудеям нужно благополучно покинуть Египет.

Бог Ридли Скота не логичен, хочется сказать словами Станиславского "Не верю!". "Что сказал Рамзес, он отпустит мой народ?" - интересуется он у Моисея, когда тот в состоянии душевного конфликта и отчаяния приходит на "пятак". Богу ли интересоваться у смертного о положении дел, после демонстрации своей божественной силы?

Откровенно говоря, удивляют и отношения Моисея со Всевышним: Моисей подобно обиженному подростку вынужден по принуждению  своего родителя, выполнять все его требования. И выполняет же, постоянно огрызаясь и жалуясь на недостаток веры и стимула. Возможно этим режиссер и хотел донести спор между понятием веры и ее отрицанием, пытаясь весь фильм противостоять Богу. Но получилось у Ридли совсем неубедительно: неадекватный Бог, неадекватный Моисей, который по приезду в Египет, начинает, словно съехавший с катушек главарь некой банды, совершать акты вандализма, поджигая улицы и хранилища Мемфиса. "Моисей действует, как настоящий террорист" - замечает Жанна.

Создатели также решили не отходить и от пресловутой голливудскую фишки - "аля-тренировочный лагерь", впихнув  ее в сцену подготовки отряда доблесных еврейских солдат, в которой бестрашный командир Моисей учит своих подопечных стрелять из лука, сражаться на мечах, уклоняться от атак т тому подобное.

Но, пожалуй, все же два момента тронувшие мои душевные струны - массовая смерть детей и вопли Рамзеса перед бездыханным тельцем своего чада. "Ты так сладко спишь, потому что знаешь, что тебя любят," - прошептал фараон, склонившись над телом сына. По сути, Рамзес не вызывает какого-то дикого отторжения, которое обычно умудряются выдавить из нас отрицательные персонажи, "играя на нервах" своим гнусным поведением, на подобие "I'm the king!" Джоффри. Он делеко не такой. Ну да, подумаешь, не такой крутой, как Сталлоне в середине 80-х, и страха не нагоняет, как Чингисхан. Жертва фараонского наследия, взбалмошный царь в перемешку с самодурством, объект руководства и давления со стороны матери, в полной мере непознавший любви и признания своего отца - и ему, я как раз-таки и верю.

Blog post image

И в завершении, одна из последних сцен - с пересечением иудеями моря, вконец добила мою веру в адекватный финал. Понимание того, что сценарист и режиссер обделили логикой не только персонажей, но и ситуации, окончательно закреплены. Поздравляю, Голливуд, очередной трэш с внушительным бюджетом удался!

3
649
3