На выходные в Астане запускается автоматизированная система велопроката. Для тех кто не в курсе, это аналог общественному транспорту, когда ты берешь велосипед на одной из множества раскинутых по городу велостанций (пункт "А"), доезжаешь до нужного района и оставляешь его там на такой же станции (пункт "B"). Возвращать велосипед в пункт "А" не нужно.
Важно понимать, что эта система - не велики для развлечений и катаний, а средство передвижения от одной велопарковки до другой.
Во всем мире велосипед в основном используется как средство передвижения, или как инструмент спорта, а не "взять в Керуене на прокат и покататься".
Таким образом можно будет курсировать по городу на разных велосипедах, беря и оставляя их на специальных велостанциях. Всего на пером этапе в Астане установят 40 велостанций с 200 велосипедами, в основном на левобережье.
Как это будет работать в Астане:
1. Один раз нужно придти к офис администратора этой системы (AstanaBike) и зарегистрироваться;
2. Там же нужно оставить номер вашей банковской карты (VISA, MasterCard, AmEx) и получить абонемент в виде пластиковой магнитной карты (он стоит 5000 тенге на сезон + 1000 тенге за пластик);
3. Подходите к велосипеду, подносите карту к рулю, вводите свой pin-код, велосипед отстегивается. Едете куда надо (в идеале в пункте вашего назначения поблизости должна находиться такая же велопарковка);
4. Вернуть велик нужно не более чем через 24 часа на любую из сотен таких парковок.
Цены:
Первые 30 минут - бесплатно.
Один час - 100 тг.
До двух часов - 250 тг.
Третий час - 500 тг.
После трех часов каждый последующий час - 1000 тг.
Если вы не пристегиваете велик на парковку больше двух часов, это означает что вы просто балуетесь, катаетесь на нем и пр., т.е. не используете его по прямому назначению. Поэтому цена после второго часа высокая. Она будет стимулировать людей возвращаться велик на станцию.
Деньги будут списываться с вашей банковской карты, номер которой оставили в офисе astana.bike. Теоретически, вы можете его не возвращать вообще. Просто у вас спишут с карты 100 000 тенге, а через 24 часа у него заблокируются колеса. + в течение суток его найдут по GPS и вас будут судить за хищение.
Техническое оснащение астанинских велосипедов:
- GPS (За вами следят - где и когда вы ездите);
- Несколько скоростей Shimano;
- Тормоза, фары задние и передние;
- Компьютерный блок;
- Блокираторы колес;
- Удобная корзинка;
- Встроенный замок (чтобы цеплять его к столбу).
Первые 40 пунктов автоматизированного велопроката (200 великов) будут установлены в районе Водно-Зеленого бульвара. Самая большая кучность будет именно в районе центра. Порядка 25 станций будет установлено от Акорды до торгово-развлекательного центра "Хан Шатыр", от Министерства обороны, МИДа - в периметре трех-четырех улиц. Также пункты велопроката будут установлены у крупных торговых центров, "Қазмедиа Орталығы", ТРЦ "Мега", ЖК "7 бочек", бизнес-центра "Дипломат".
Коротко о самой концепции рассказано в трехминутном видео
Немного истории
Как гласит великая Википедия, "Система совместного использования велосипедов" (также известна как велошейринг) — система проката, обычно созданная на некоммерческой основе, позволяющая арендовать велосипед на одной из автоматизированных станций, совершить поездку и вернуть велосипед в любой пункт проката, установленный в этом же городе. Подобные программы успешно существуют во многих европейских и североамериканских городах.
Цель программы — предоставить жителям и туристам бесплатный, либо очень дешёвый доступ к велосипеду для кратковременных (не более 3 часов) поездок по городу, как альтернативу моторизованному общественному транспорту и автомобилю, тем самым улучшить транспортную и экологическую обстановку
Сторонники этой концепции утверждают, что система совместного использования велосипедов избавляет её участников от рисков вандализма и кражи, и необходимости решения проблем парковки и ремонта, тем самым делая этот вид транспорта привлекательнее.
Совместное использование велосипедов появилось как негосударственное начинание, созданное несколькими независимыми организациями, как попытка пересадить автомобилистов на велосипеды, снизить загрязнение окружающей среды и оздоровить население.
С 1974 года, многие городские администрации и общественные организации озаботились созданием систем совместного использования велосипедов и стали рассматривать его как часть системы общественного транспорта.
По оценкам экспертов, в 2010 году в мире существует более 200 подобных программ.
К примеру, одна из крупнейших сетей — парижская Vélib', в расположении которой 1202 станций и 20 тыс. велосипедов, обслуживает до 110 тыс. ежедневных поездок и является частью системы общественного транспорта города. Пункты аренды Velib' установлены в радиусе 300 метров друг от друга.
Велошейринг в Алматы
В Алматы систему велошейринга планируют установить в 2015 году. Причина столь позднего введения этой системы - слабая дорожная инфраструктура. Попросту ездить людям будет негде. Если в Астане в деловом районе почти везде есть спуски с тротуаров, то Алматы эти похвастаться не может.