Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
11:39, 18 апреля 2010

Осеннее обострение у партии «Азат»

Можно уверенно констатировать, что Абилов и Ко до сих пор не могут прийти в себя после «партийного раскола» трёхлетней давности. Уход иудушки Байменова, присвоение им бренда «Ак Жол», а также последовавшая за этим информационная компания скандалов и интриг произвели на них столь тяжкое и неизгладимое впечатление, что они, кажется, навсегда утеряли способность к эффективному партстроительству, формулированию внятной идеологии и общению с людьми.

Да и было то, строго говоря, не бог весть что. Но по убогим отечественным меркам было очень неплохо: массовая популярность, относительно квалифицированные кадры, более или менее понятная разумная политическая программа.

Но ликвидация Алтынбека Сарсенбаева стала фактически последним гвоздём в гроб Абилова. Ведь не секрет, что именно покойный сопредседатель был главным медиатором между двумя основными сегментами политического класса - властью и оппозицией. И именно его репутация сильного историка и политолога (не понятно на чём основанная) позволила заработать им очки у казахстанской интеллигентской страты, привлечь в партию образованных активистов.

Но всё это уже давно в прошлом, и даже приход в партию «Азат» такого серьёзного экономиста как Пётр Своик не дал им возможность выработать программу экономико-социального курса альтернативного официальному. Их последнее воззвание под слоганом «Казахстанцы, кризис нас достал! Осенний призыв» яркое тому подтверждение.

Разберём этот короткий текст подробно.

1. Правительство Масимова - в отставку за неспособность справиться с экономическим кризисом. В рейтинге всемирного экономического форума Казахстан за три года скатился с 51 на 66 место. Президент должен принять на себя всю полноту правительственной ответственности за состояние экономики.

Демагогия очевидна. С кризисом не может справиться не масимовский кабмин конкретно, а казахстанская власть как таковая, также как бюрократии других государств мира, которые на протяжении многих лет внедряли неолиберальную экономическую модель в своих отчизнах. И критиковать казахстанский режим нужно именно за то, что он послушно следовал в фарватере этого курса. И вообще, лозунг «долой правительство»! уместен в стране, где кабинет министров формируется парламентом, который был предварительно избран на выборах. Наше же правительство, это просто бюрократическая пристройка президентской администрации - так что по-доброму, надо бы провозгласить: Долой....

А вот тут на наших «непримиримых» находит столбняк, челюсти сводит судорогой, губы немеют и главные слова застревают в глотке. И положа руку на сердце - нет никакой возможности их за это осуждать. Ведь за подобные выкрики можно элементарно схлопотать тюремный срок. Прецеденты имеются.

Попытка подобраться к самой сути вещей, сделана, но в очень уж замысловатой форме. Столь замысловатой и двусмысленной, что стоит процитировать её вторично:

«Президент должен принять на себя всю полноту правительственной ответственности за состояние экономики».

Не вполне понятно, что именно требуют (просят?) господа-демократы от Ел Басы. Чтобы он ответил перед народом за последствия проводимой им экономической политики или взял бы на себя роль премьер-министра и министра финансов? Если последнее, то как уже было сказано, на практике всё так примерно и состоит. Министр - в нашем отечестве это должность чисто техническая. (Справедливости ради, надо сказать, что в других политических системах дела обстоят аналогичным образом, но в странах периферийного капитализма, к коим по праву принадлежит и Республика Казахстан, государственные механизмы лишены белил и румян вроде «гражданского общества», «свободных выборов», «многопартийности» и тому подобных высоких материй).

Если же хотели бросить вызов главе государства, то следовало сделать это в более прямой и смелой форме. Да, так, чтобы не попасть под статью, но чётко и однозначно. Потому что у иного читателя, не питающего лишних иллюзий относительно морального облика казахстанских либералов, может сложиться впечатление, что в данном случае, абиловцы демонстрируют одно из самых устойчивых и отталкивающих качеств казахстанской «демократической оппозиции» - умение гармонично сочетать в своём лексиконе ярый радикализм с дворцовым сервилизмом.

А сервилизмом либерально-империалистическим, веет от ссылки на рейтинг ВЭФ - она смехотворна. Во-первых, потому что малопонятна и малоинтересна широким слоям населения, а ведь листовка предназначена именно для пропагандистской работы с массами, но не с теми, для кого представляют интерес рейтинговые выкладки международных НПО. А во-вторых, следовало бы задуматься - похвалой чему было нахождение Казахстана на 51 месте? Разумеется, что не повышению уровня жизни, а росту ВВП, который, как мы теперь все убедились на собственной шкуре, не означает ничего, кроме того что растут цены на нефть и доходы наших бюрократ-олигархов.

Продолжим разбор.

«2. $ 10 млрд., выделенных президентом Назарбаевым после весенней инициативы ДПК «Азат», направить на стимулирование экономики, поддержку малого и среднего несырьевого бизнеса. Категорически не допустить под видом капитализации «Самрука-Казыны» использования $ 5 млрд. на сделку-выкуп, по многократно завышенной цене, «Мангистау-Мунайгаза», принадлежащих высшим казахским чиновникам».

Кстати, попутно хотелось бы обратить внимание читателей на удивительно низкое литературное качество этой листовки. Помимо унылого и сухого стиля коим изложены призывы, долженствующие разжечь в электоральных душах пламя политизации, авторы текста грешат банальным косноязычием, допуская перлы типа: «высшим казахским чиновникам». Смущает как точность в указании этнической принадлежности бюрократов, так и неспособность подобрать более точный и яркий синоним слову «высшим» (высокопоставленным, видным, крупным, влиятельным - чиновникам).

Но к тексту. Требование «не допустить капитализацию» хорошее и правильное, хотя и непонятно, как осуществить его на практике. А вот мнение, что экономику можно стимулировать поддержкой среднего и малого бизнеса, вызывает вопросы.

«Стимулировать» каким образом? Выдачей кредитов? Но ведь совершенно очевидно, что девятый вал мировой экономической бури ещё только на горизонте, а когда вдарит, то резко упадёт уровень потребления и бизнес будет терпеть невероятные убытки, большинство предпринимателей просто-напросто разорится. Напрашивается циничный, но вполне закономерный вопрос: Зачем помогать тому, кто всё равно обречён? Не лучше ли помочь другим? В частности, расходовать нацфондовские деньги на постройку новых дорог, школ, больниц, бюджетного жилья, наукоградов и научных институтов, заводов, фабрик - словом всего того, что при любом кризисе останется с нами. А кризис инфраструктур (электроэнергии, теплотрасс, водопровода и канализации), которые уже буквально гниют и осыпаются? А сельское хозяйство? Что мы будем, прошу прощения жрать, когда станет совсем туго?

В ответ на эти упрёки, азатовцы и их сторонники могут возразить, что под средним бизнесом они подразумевают именно что создание фабрик-заводов, а также сельских хозяйств. Но даже если это так, то для стороннего наблюдателя это тождество совершенно неочевидно. Под бизнесом в нашей стране понимают вовсе не производство чего-либо, а торговлю и сферу услуг.

А почему это не нужно поддерживать «несырьевой» бизнес? Ведь мы как в воздухе нуждаемся нефтедобывающих технологиях и соответствующем оборудовании. Без них, мы вечно будем зависеть от западных ТНК. Они и работают-то в Казахстане на льготных (и кабально-колониальных для нашего народа) условиях именно по той причине, что у них есть всё необходимое для разработки недр. Чуть ниже по тексту, абсурдность этой оговорки станет ещё очевиднее.

И кстати говоря, относится ли к «несырьевому бизнесу» переработка этого самого сырья? Отсутствие у нас заводов по переработке «черного золота» и производству топлива - главная причина сумасшедших и бесконечно растущих цен на бензин. А на прошлой неделе, газета «Время» поведала нам восхитительную историю двух казахстанских бизнесменов, которые взялись было за создание таких заводов, заручились поддержкой местных властей, но указом из Астаны этот проект был запрещён. Есть у нас люди, которые совсем не заинтересованы в экономической независимости Казахстана. Лидеры партии «Азат» тоже из их числа?

Двигаемся дальше.

«3. Дополнительно выделить из Нацфонда на разовую компенсацию роста цен $ 5 млрд. для пенсионеров, студентов, инвалидов и бюджетников».

Требование вроде и разумное, однако уже очень странной кажется уверенность, будто разовая компенсация может хоть как-то решить проблемы социально незащищенных. Ведь очевидно, что увеличение пенсий, зарплат, пособий и стипендий, приведёт лишь к автоматическому росту цен.

Абилов и Ко верны себе. Как все, наверное помнят, несколько лет назад, они предлагали аналогичным образом поступить с нефтяными доходами: Взять всё и поделить! - как завещал незабвенный Полиграф Полиграфович. Многие годы, читающая публика считала этот лозунг экономической программой коммунистов (хотя Шариков ясно сказал, что не согласен ни с Энгельсом, ни с Каутским), но это лишь типичная программа популистов, которая везде и всегда одинакова.

Далее:

4. «Вернуть богатства недр народу. Пересмотреть и сделать публичными нефтяные и горнорудные, заключённые на невыгодных для страны условиях. Контрольные пакеты «Казахмыса», «Евразийской группы», «Казцинка», «Испат-Кармета», владеющих нашей медью, хромом, алюминием, цинком, черными металлами - должны принадлежать нашему государству».

Занятно - тот кто составлял этот текст, кажется не в курсе, что Карагандинский металлургический комбинат «Испат-Кармет» уже почти три года как переименован в «Миттал Стил Темиртау». Бренд, который на слуху и пользуется заслуженной ненавистью у большинства населения, и потому его использование было бы как нельзя кстати. Не говоря уже о том, что предыдущее название элементарно недействительно и незнакомо населению. Казалось бы, мелочь, но это тот случай, когда мелкая и незначительная деталь высвечивает куда более глубокую проблематику. Дело в том, что в корпоративной бизнес-среде свойственно называть компании их старыми именами, игнорируя частые, связанные с чисто техническими причинами переименования. Также как к примеру, многие казахстанцы продолжают называть Алматы - Алма-Атой, Актобе - Актюбинском, Тараз - Джамбулом и.т.д. Так что азатовцы, составляя текст листовки, элементарно забыли, к какой аудитории они обращаются. Кто слышал публичные выступления Абилова и Жандосова, согласится, что им это очень свойственно.

И теперь стала ещё очевиднее абсурдность призыва развивать «несырьевой бизнес». Как же мы собираемся вести добычу полезных ископаемых без необходимой спецтехники? Ведь если иностранные компании с матюгами уйдут из «этой дикой страны», то оборудование они на память нам не оставят.

Конечно, это требование одно из важнейших (может быть - самое важное) для отечественной экономики и лучшее в азатовской листовке, но оно выдвинуто в явном и комичном противоречии с другими партийными концептами. Так, в интервью опубликованном в последнем номере газеты «Республика», г-н Абилов, на вопрос: «А что бы вы сделали в условиях кризиса, если были бы главой кабинета министров»? - помимо вышеперечисленных мер, предложил: «...значительно улучшить инвестиционный климат». Каким образом можно привлечь инвесторов, пересмотрев предварительно нефтяные контракты, он к сожалению, не сообщил, а узнать было бы очень интересно. Ведь даже школьнику очевидно, что под благоприятным инвестиционным климатом, подразумевается ни что иное как предоставление западным концернам возможности беспрепятственно пастись на наших нефтяных полях.

И последнее:

«5. Средства Нацфонда, размещённые на попавших под кризис зарубежных ценных бумагах, использовать на выкуп акций горнодобывающих и нефтяных компаний, работающих в Казахстане».

Этот тезис, как видно, напрямую связан с предыдущим. Теперь понятно, каким именно образом партия «Азат» предлагает пересматривать контракты - путём смущенных извинений, поклонов и выплаты компенсаций. Мы должны на свои же собственные деньги выкупить то, что и так является нашим по праву. Гениально.

Ну что, дорогие читатели, как сказал один известный российский публицист (применительно к России, но к нам это подходит в не меньшей, если в не большей мере):

«В нашей стране антидемократическая власть и антинародная оппозиция».

0
253
2