место в рейтинге
  • 1861
  • 3
  • 2
Нравится блог?
Подписывайтесь!

У НАС ЕСТЬ ТРАДИЦИЯ: КАЖДЫЙ ГОД С СЕМЬЕЙ ПОПАДАТЬ В КОНФИТЮРЕНБУРГ

ДРОССЕЛЬМЕЙЕРСТВО

Инстинктивно веря-таки в новогоднее чудо, взрослые делают возможное и невозможное, чтобы создать сказку не только своим детям, но и любимым людям. Их усилия поражают, например, когда узнаешь, что наиболее серьезно настроенные еще в середине ноября забрасывают оперные театры вопросами о том, когда билеты на «Щелкунчика» наконец станут доступны, чтобы не только уплотнить предновогодний график, но и обеспечить всей своей семье лучшие места на спектакль.

 

КОНФИТЮРЕНБУРГ

А во время самого спектакля атмосфера в высшей степени необычная. Ты привык, даже рад, при любой возникшей возможности поджимать подбородок, закатывать глаза и шикать на соседей, на их телефоны и их громкие между собой перешептывания. «Щелкунчик» – дело другое. Спектакль оккупировали организованные семейные группы с детьми самого разного возрастного калибра, часть из которых лишь стремится к «7+» и которая попала в зал при помощи заговаривания, запудривания и запугивания сотрудников театра. Однако именно эти семьи создают не только неповторимое новогоднее настроение, но и наполняют его обезоруживающей трогательностью, и ты не успеваешь выискивать танец пастушков и внимательно следить за смешными вопросами какой-нибудь любознательной крошки с огромным бантом.

 

ТАНЕЦ ШОКОЛАДНЫЙ КОФЕ С МОЛОКОМ

В этом году все три (!) казахстанских театра оперы и балета дают «Щелкунчика». А столичные - не «2 дня до – 2 после», а приличное количество раз, так ГАТОБ дает аж 8 спектаклей после Нового года как ответ на огромный зрительский спрос. Аскар Бурибаев, дирижер и директор ГАТОБ, отмечает, что театр готов давать «Щелкунчика» и в феврале и даже марте, если зрители будут того требовать (но нам все равно далеко до американской практики, где в театрах балет идет, начиная с сентября, а в некоторых – в течение всего года).

В этом сезоне ГАТОБ обновил балет, внеся музыкальные и сценические изменения, создал новые костюмы и декорации. Гульжан Туткибаева, балетмейстер-постановщик, отметила, что постановка естественно устаревает, кроме того, в ней изначально были неубедительные места, требовавшие переработки, которые и сгладили. В качестве художника-постановщика снова пригласили Вячеслава Окунева, российского сценографа. Если костюмы радуют любой глаз, то сценография, по личному скромному, порадует, скорее, только детей. На пресс-конференции Окунев с интонацией, довольно неопределенной, сообщил, что постарался учесть все сценографические пожелания театра, как например, непременное наличие переднего прозрачного тюля для проекций, однако его (?) видеографика на заднем плане оставляет не сколько, в отличие от однослойного тюля, вопросы, сколько недоумение. Однако это все моменты, которые не должны настораживать – новогоднее настроение после спектакля остается.

 

ТАНЕЦ СНЕЖИНОК

Билеты на предновогодние спектакли раскупили задолго до премьер. В «Астана Опере» «Щелкунчик» тоже премьерный, его поставили в прошлом году, причем другую более позднюю балетную версию Григоровича, тогда как в ГАТОБ на протяжении многих лет балет идет в постановке Вайонена. Поэтому алматинцам будет интересно посмотреть астанинскую версию, которую «Астана Опера» вещает на tengrinews.kz/tv/. Кроме того, «Астана Опера» предлагает и дневную детскую укороченную одноактную версию «Щелкунчика», которая длится час. На такие спектакли приглашают детей от 5 лет.

 

ТАНЕЦ ЧАЙ

Шымкентский театр (да-да, там-таки есть жизнь!!!) в балетных постановках специализируется на детских спектаклях. Во-первых, там нет полноценной балетной труппы, во-вторых, в прошлом году при театре организовали балетную студию, из участников которой в этом сезоне смогли сформировать детский состав одноактного «Щелкунчика». И, нужно сказать, шымкенский театр в национальном и детском репертуаре идет вровень со столичными: например, кроме «Щелкунчика» в новогодние дни они дают поставленный в прошлом сезоне спектакль «Карлы ханым» (Снежная королева).

В «Астана Опера» «Щелкунчик» так же - не единственный новогодний спектакль для детей — ­­­­­­­­­­­­­в первых числах января состоится сезонная премьера музыкального спектакля «В гостях у Королевы». А алматинский театр в новогодние каникулы приглашает детей на одноактный балет «Три поросенка».

 

ВАЛЬС ЦВЕТОВ

«Щелкунчик» весьма любопытен тем, что в Америке он стал значимой частью театральной культуры, чему до сих пор удивляются даже там. По мнению одних, сюита из балета «Щелкунчик», в которой Чайковский собрал лучшие части музыкального произведения, стала народно любимой в США еще в 40-е гг. после мультфильмов Уолта Диснея. Через 15 лет Баланчин, не экономя деньги меценатов, прежде всего, на поражающую воображение елку, поставил двухактный спектакль в театре New York City Ballet, который стал собирать аншлаги. А еще через пару лет постановку Баланчина экранизировали, которая оказалась близкой и понятной и тем, кто на балет никогда не ходил, и, одновременно, с интересной хореографией - для ценителей. После чего и по сей день «Щелкунчик» является одной из основных статей доходов сезона большинства балетных театров Америки.

Другие говорят, что причина, по которой в Америке «Щелкунчик» вышел за пределы предновогоднего спектакля, кроется в тех же причинах, по которым он не стал столь же массовым в России и Европе, где его принято считать слишком детским и музыкально и по составу персонажей, и в котором отсутствует крепкий драматургический сюжет. И пока постановщики старого света стараются сюжет укрепить (что сегодня уже кажется надуманным[i]), постановщики нового – создают притягательную сказку о рождественском чуде. Что касается детей, то, говорят, Баланчин на то и рассчитывал, что театр, привлекая на «Щелкунчика» детей - ведет туда и их родителей. Кроме того, на популярность "Щелкунчика" , вероятно, повлияла и сложившаяся в США хореографическая инфраструктура: множество детских студий, их сотрудничество с театрами, студии при театрах, активное продвижение исполнительских искусств в 60-80 гг. – все это позволило задействовать в спектаклях огромное количество семей по всей стране.

 

ТАНЕЦ ПАСТУШКОВ

Администрации наших столичных театров, остаются не только приверженцами последовательного драматургического сюжета, но и всячески пытаются преодолеть существующую жанровую двойственность: детская сказка или вполне взрослая история. Это преодоление кажется излишним – спектакль стал ТРАДИЦИЕЙ, и поэтому больше требует идеального музыкального сопровождения и чистого танца.

 

ПА-ДЕ-ДЕ

Несмотря на то, что театральный сезон не совпадает с календарным, «Щелкунчик» – еще и дополнительный повод вспомнить театральные события года.

ГАТОБ с большим успехом поставил оперу «Кармен». И дело не только в осовременивании постановки, где, кстати, художник Окунев был хорош, а в наших артистах: Оксане Давыденко, Дине Хамзиной, Андрее Трегубенко, Александре Сметанине, конечно же, Майре Мухамедкызы и Нуржамал Усенбаевой, которые, важно отметить, были лучше приглашенных на премьеру и открытие этого сезона зарубежных артистов на главые теноровую (Дон Хозе) и партию меццо-сопрано (Кармен).

К 550-летию государственности в ГАТОБе было приурочено две премьеры, балетная и оперная. Второй стала возрожденная постановка оперы «Абылайхан» Еркегали Рахмадиева, которая театралов не разочаровала.

 

«Астана Опера» кроме того, что буквально на днях сманил Майру Мухамедкызы (и мы очень рады за артиста, тем более, уверены, что будем видеть ее на алматинской сцене не реже, чем видели, то есть пару раз в сезон:), театр в качестве художественного руководителя пригласил Алтынай Асылмуратову(!). Последнее кроме репутационных дивидентов, кажется, должно привести казахстанский балет (не только астанинскую труппу) в тонус, и подвинуть его ближе к эталонным хореографическим исполнительским стандартам. Пару дней назад "Астана Опера" давала премьеру «Баядерки», которую ставили уже с Алтынай Абдуахимовной.

В этом сезоне астанинский театр поставил оперу «Абай», исполняли его казахстанские оперные звезды из обоих театров – так что он несомненно удался, и на него хотелось бы взглянуть не меньше, чем снова пойти на ГАТОБовский.  Кстати, реквизит старой постановки «Абая» театра им. Байсеитовой передали в шымкентский областной театр, премьера в котором состоялась в ноябре.

 

О том, что в Казахстане не два, а три академических театра, знают, судя по всему, только в Шымкенте, курирующем ведомстве, а также в узкой профессиональной среде. Тем не менее, там еженедельно дают представления, организуют конкурсы казахского и русского романса, а в репертуаре с 2008 года - 13 спектаклей. В этом году они поставили «Риголетто», а в следующем планируют премьеру «Так поступают все женщины» Моцарта. Их классический репертуар включает «Евгения Онегина», «Травиату», «Алеко», «Паяцев». В театре отмечают понятный широкий интерес к национальному репертуару, так к «Кыз-Жибек», «Айсулу», «Камар-сулу» и «Абаю» в следующем году планируют ставить оперу «Быржан-Сара». Кроме того, в следующем году в Алмате нас ожидают спектакли с участием шымкентских солистов. Так, по словам их художественного руководителя, Ерлана Жандарбай, уже в январе в опере национального репертуара мы сможем услышать, возможно, особенно колоритное исполнение главных партий. Театру еще бы перестать думать, что его областной статус означает, что театралам Казахстана не интересно, что у них происходит – и наладить регулярные fb или vk-коммуникации.

 

ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ

Ну, и какие театральные желания можно было бы загадать еще. И в Алматы, и в Астане события академических театров который год приятно радуют. Операманам есть о чем поговорить, ­­— и хотелось бы, чтобы слов хватало и на алматинских артистов балета.

А еще после грандиозного появления «Астана Оперы» пусть и в других городах Казахстана появятся театры или современные площадки для оперы и балета – они удивительно скрашивают досуг, а живые спектакли дают особую энергию и повод для общения с такими же особенными людьми. Так какого следующего чуда нам ждать -  балетного или чимкентского?:)


[i] Однако для тех, кто помимо эстетического ищет в балете и менее явное содержание, то, как может оказаться, до сих пор актуальным остается подробный разбор слабых сюжетных мест разных версий балета в книге Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. "Искусство", Москва, 1971. С. 160-186.

Фото с сайта Мариинского театра.

 
812odus
30 декабря 2015, 16:57
558

Загрузка...

Комментарии

myma
0
0
Спасибо. Столько информации.
Отличный пост! Сразу не прочла, как написали, только сегодня. Я про Шымкентский театр тоже узнала только в январе. :0) В МЕГЕ на концерте ГАТОБа :-)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Свыше 10 известных университетов приглашают его обучаться зарубежом, но выбор будет оставаться за Сакеном. Он выберет обучение The University of Edinburgh и отправляется в эту удивительную страну...
socium_kzo
30 нояб. 2016 / 11:06
  • 10423
  • 10
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза или...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 3969
  • 14
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
вчера / 13:57
  • 3418
  • 3
Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Дело было летом 2012 года. Мне было почти 20 лет, жил я от сессии до сессии довольно весело. В голове машины, клубы, тёлки. Жизнь размеренная и неторопливая. Вдруг мне приходит в голову идея...
almatinec_92
28 нояб. 2016 / 16:57
О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

Сеть облетело очень символичное видео, где г-ну Султанову в ходе пресс-конференции прямо задают этот вопрос. «Вы советовались с народом?!» – спрашивают его журналисты. На что депутат так и не смог вразумительно ответить.
openqazaqstan
28 нояб. 2016 / 14:35
  • 3354
  • 15
Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Трамп и не подозревает, что 16 декабря 1991 Казахстан не создал, а восстановил свою национальную государственность. Иначе бы он упомянул не только 25 лет, а больше чем 550 лет казахской истории.
Stehlikova
вчера / 9:02
  • 3307
  • 86
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться. Она не...
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 2802
  • 11
Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Недавно пролетал через аэропорт Амстердама - Схипхол. Так как улетал из аэропорта Алматы, то не мог не начать сравнивать эти аэропорты.
Superkurt
30 нояб. 2016 / 10:09
  • 2962
  • 12
Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Президент Назарбаев предложил амнистию для совершивших преступления небольшой тяжести несовершеннолетних, пожилых, женщин и других социально уязвимых категорий осуждённых
openqazaqstan
30 нояб. 2016 / 13:45
  • 2711
  • 19