место в рейтинге
  • 211536
  • 952
  • 423
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Ваши друзья на машине в Алматы: пора подвести итоги эксперимента!

Ожидаемое время чтения: 5-7 минут

В прошлый вторник после организованного консульством США в Алматы ужина с основателем Priceline.com и Black Sky Entertainment Джеффом Хоффманом в Дель Папе я вернулся домой. В гости из Астаны приехал друг Чингиз Алекенов (insta_kz). Мы, как обычно, обсуждали различные идеи и я поделился тем, что последние пару недель думал над сервисом такси, “доставляющим счастье”. О причинах, почему я хочу это реализовать, я очень подробно [0] писал на своем англоязычном блоге “No Water, No Moon”. Чингиз тут же сделал мне вызов: “Почему бы не запустить и проверить идею прямо сейчас?”

Это кажется очевидным в ретроспективе (как в принципе, и все, когда ты смотришь на прошлое с колокола настоящего). “Хуже значит лучше”. “Если вам не стыдно за первую версию, вы запустились слишком поздно”. Эрик Рис, Стив Бланк, Рид Хоффман. Мы же говорили и приводили этот принцип в действие на протяжении двух циклов курса “Искусство стартапа” в Назарбаев Университете. Однако, зачастую нам нужен внешний стимул, внешняя сила, внешняя обратная связь, чтобы включить иногда засыпающий внутренний механизм. Поэтому Пол Грэм открыто говорит поступающим в YCombinator не подавать в одиночку, найти партнера, который поддержит в нужную минуту и поможет увидеть за отдельным деревом огромный зеленый лес. Вообще, если бы кто-нибудь рассказал мне идею социального такси, я бы предложил то же самое: “Запустись здесь и сейчас. К чему ожидание? Ни один бизнес-план не выживает после первой встречи с клиентом”. Думать со стороны легче.

В ту же ночь со вторника на среду я не спал до 4 утра, так как писал описание сервиса [1] на Hackpad’е и делал анонс в 4 соц. сетях, которыми пользуюсь: Facebook, VK, Twitter и Instagram. Вот, как звучало описание:

Ваши друзья на машине в Алматы
г. Алматы, пятница, 7 февраля 2014 г, такси в любое время в период 18:00 - 23:59.

Кроме быстрого и эффективного такси, мы предоставим высококачественный сервис в стиле "доставки счастья": бесплатную воду, шоколад, жевательную резинку, вашу любимую музыку, возможность зарядить свой смартфон, викторину с призами, конечно же, увлекательнейшую беседу с временами нескучными людьми, веселья ну и, в общем, почти всего, что пожелаете. И никаких торгов - цену по окончании поездки вы определите сами! Поделитесь этой ссылкой (http://bit.ly/friendly-taxi) с друзьями, которые хотят почувствовать вкус по-настоящему "нового такси" уже в эту пятницу.

Проснувшись на следующее утро, я был удивлен, когда увидел уже около 10 заказов. В следующие 24 часа пост в Facebook "goes viral”, собрав 265 лайков и 92 reshares, страничку, быстро сделанную на Hackpad’е, посетят 701 раз, а суммарное количество заказов достигнет 37. Мотор завертелся и пути назад нет! И вообще, по возможности любому доскональному планированию предпочитайте досрочный старт. Старт, когда нет ни совершенного продукта, ни 100%-ного видения, как все будет происходить. Это ускоренный трамплин обучения. Когда вам приходится учиться плавать, так как вы сами бросили себя в воду.

К счастью, очень поддержали друзья [1.2] и в итоге в пятницу вечером у нас было 4 машины. Вот итоги пятничного эксперимента в неподражаемом стиле от BuzzFeed.com:

  • Подробное описание "нового" такси, новости, фирменный знак, а также фотографии водителей и машин доступны здесь.
  • 34 заказа
  • Суммарный доход в 13,500 тенге (еще при старом курсе!), один торт от Rixos, открытка с нашими карикатурами, а также букет мандаринов :) [1.5]
  • Суммарное время в пути для 4 водителей - чуть более 24 часов
  • Суммарный расход на 4 машины = 4,000 тенге (сок, вода, шоколад, сладости, жевательная резинка) + 5,000 тенге (бензин) = 9,000 тенге

А вот и саммари опроса 15 человек, откликнувшихся на просьбу ответить на пару вопросов по окончании эксперимента.

Что дальше? Мне до сих пор очень интересна идея “социального” такси, которое можно заказать нажатием одной кнопки на смартфоне [2], но несмотря на то, что сервис очень понравился всем без исключения клиентам, я думаю, что поставлю эту идею на полку до лучших времен. И причиной этому не куча потенциальных операционных и юридических проблем или проблема контроля качества со стороны армии водителей. Дело в другом. Попробую объяснить. [2.5]

Сервис такси, который я представляю, ориентирован на массовый “эконом” сегмент. Здесь предоставлять классный сервис, где кроме интересной беседы и любимой музыки предлагаются напитики/шоколад/Orbit, недостаточно, нужно, чтобы цены были конкурентными, если не с “бомбилами”, то по крайней мере с лидерами “эконом-рынка” в Алматы: “Лидером” и “Экономом” [2.7]. Таким образом, наша средняя цена должна быть около 500 тенге. Будем оперировать на объеме. В оценках ниже я намеренно буду сверх-оптимистичен. Пусть у нас есть 100,000 пользователей iPhone [3]. Из них 10,000 использует наш сервис 4 раза в неделю по цене 500 тенге за поездку. Тогда наш месячный оборот составит 10,000 пользователей * 4 недели * 4 раза / неделю * 500 тг / поездка = 80,000,000 KZT (433,520 USD на момент написания этих строк). Мы берем 20% от этой суммы - 86,704 USD. Итак, у нас есть 10,000 пользователей * 4 заказа/неделю / 7 дней = 5,714 заказов/день. Нам нужно около 500 водителей, чтобы удовлетворить подобный спрос (“What a great problem to have!”). Значит, их ежемесячная компенсация будет равна 433,520 USD * 0.8 / 500 водителей = 694 USD. Учитывая цену бензина и техобслуживание (и даже не считая цену воды и шоколада), данная сумма становится меньше того, что “профессиональные” таксисты зарабатывают в “Экономе” или “Лидере”, либо просто таксуя на улицах. Не говоря уже о том сегменте водителей, о которых я думал первоначально: молодежь и студенты, желающие новых знакомств и дополнительного заработка; творческие люди и фрилансеры, которые могут уделить прогулкам по городу 2-3 часа своего времени в день. Предварительный итог: это невыгодно для водителей.

Другое соображение приходит из поведенческой экономики. Большинству жителей Алматы, зарабатывающих 300,000+ тг/месяц, комфортно оплачивать чек в 5000+ тенге в ресторанах по крайней мере несколько раз в неделю. Это 27 USD - цена, сравнимая с очень хорошим ужином в нью-йоркском ресторане. Однако, из-за неограниченного и нелицензированного предложения, комфортная цена поездки (даже если речь идет о пути из левого нижнего угла города в правый верхний) составляет всего 500тг - около 3 USD - копейки по сравнению со средними 10-15 USD за поездку в том же Нью-Йорке. Неограниченное предложение приучило пассажиров к цене в 500 тенге. Теперь это якорь, к которому психологически привязаны пользователи. Чтобы создать здоровый двухсторонний рынок, необходимо осчастливить обе стороны. Мы делаем неописуемо счастливыми сторону спроса. И я не уверен, что мы готовы сделать то же самое для предложения.

Если начинать с первых принципов: “Стоит ли проблема такси в Алматы?” Если честно, мой ответ - скорее “нет”, чем “да”. Если нужно спонтанно куда-то доехать, просто вытягиваешь руку на улице и через пару минут ты уже едешь в пункт назначения на случайной попутке со случайным водителем. Не нужен никакой смартфон, а время ожидания - минимально. Идея Uber’a пришла к Тревису Каланику и Гаррету Кампу осенью 2008 г, когда они не могли поймать такси в Париже. В городах, где очень мало лицензированных такси, а нелицензированных попросту нет, сервисы, подобные Uber или Lyft, решают реальную проблему. Похоже, что эта проблема просто не существует в Алматы [4]. Замечательно!

А вообще, было бы очень интересно узнать ответы на следующие вопросы:

  • Каков месячный оборот в тенге у “Эконома” и у “Лидера”? [5]
  • Сколько в среднем зарабывает водитель “Эконома” и “Лидера” и сколько поездок в день он совершает?
  • Каков процент заказов “Командира” приходится на iOS/Android приложение?

Эта область мне очень интересна, поэтому буду рад обсудить в комментах.

АвторАрман Сулейменов
Следуйте за мной в социальных сетяхTwitterFacebookInstagram.

Примечания
[0] Даже излишне подробно - 3,400 cлов!
[1] До этого я позвонил другу @dauletkaliyev, чтобы заручиться его поддержкой. Сам водить не умею :)
[1.2] Спасибо Темирлану Даулеткалиеву, Алмасу Туякбаеву, Азамату Байшуакову, Елжану Кошанову, Болату Садыкулову! Без них этот эксперимент не был бы возможен.
[1.5] Статистику подпортили несколько групп чаек по имени Джонатан Ливингстон.
[2] Подобных приложений на нашем рынке до сих пор нет. Все, что мы имеем - это сложные интерфейсы с 5-6 вопросами (откуда, куда, когда, кто, номер телефона и т.д.). На самом деле приложение должно состоять только из карты и кнопки “Заказать” под ней. Ответы на вопросы “Откуда?”, “Кто?” и номер телефона сервису должны быть уже известны. На вопрос “Куда?” пассажир ответит, уже находясь в машине, а ответ на вопрос “Когда?” всегда один - сейчас. Если в 1 из 100 случаях необходимо заказать такси на несколько часов/дней вперед, для этого есть другие сервисы.
[2.5] Речь ниже пойдет в контексте Алматы, не всего Казахстана.
[2.7] Pun intended :)
[3] Эконом-сегмент и iPhone? Вы сумасшедший! На самом деле из наличия айфона не следует, что человек хочет транжирить деньги на такси. iPhone-пользователи, как правило, быстрее других осваивают новинки, поэтому разумнее начинать с приложения на iOS. К слову, у большинства наших клиентов в пятницу был айфон.
[4] Возможно, нужно запускать подобный сервис в Павлодаре, Усть-Каменогорске или Караганде, где почти нулевая вероятность, что поймаешь кого-нибудь на улице, все заказы такси происходят только по телефону.
[5] Согласно данному интервью, в “Командире” оборот за месяц составляет 200,000 USD (из них чистая прибыль 60,000 USD). Однако, около 50% этой суммы приходится на B2B.

Арман Сулейменов suleimenov
http://www.cs.princeton.edu/~asuleime/
13 февраля 2014, 14:31
4357

Loading...

Комментарии

По мне так наоборот, лучше б такси "молчало" и приезжало вовремя, а жвачки и музыка по барабану.
Ну эффективность и скорость - это самые важные вещи в такси, абсолютно согласен. Сервис - это большая вишенка на торте. Насчет молчания со стороны водителей - это очень легко устроить :)
Спасибо! Главное - чтобы была хорошая реализация и существовал (или создался) рынок :)
Weron
1
0
Классно! Полезный сервис, можно допустим продать программу в работающее такси - тогда будет проще с запуском)
Спасибо! Ну приложения пока еще нет :)
troll
1
0
Блин, шикарно написано! Ни одной ошибки, текст выверен, обоснован, точен. Отформатировано шикарно! Круто, куштi!
Arigatou, что оценили усилия!
Очень интересная сфера, но тоже думаю что люди слишком заняты и не зациклены на уровне сервиса, им важнее как можно скорее получить результат. Но есть и другой большой плюс подобного сервиса - сближать людей. Если Вам нравится, почему бы не попробовать, к тому же любой опыт полезен, если использовать его правильно. Вы молодец, удачи Вам!
Чтобы узнать зар.платы работников такси можно попробовать туда внедриться (единственное что пришло в голову :))
Хорошая идея насчет "внедрения". Помню историю с американским журналистом, который устроился в Foxcon, чтобы увидеть воочию, как обращаются с ребятами, которые строят наши айфоны.
Почитай про такси в Сан-Франциско. Хотя, думаю, ты читал.

имея фишку, можно успешно покорить рынок. А ты молодец, что делаешь. Чинге салам)
Меня, как раз и вдохновил сервис такси в СФ. О котором я не читал, но активно использовал :) Подробнее здесь.
Комментарий удалён автором поста.
за то, что вы уже взяли и решили сделать - уже респект!
жаль, что не получилось апробировать. давайте ездить днем, в частности, утром. ;)

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Маргулан Сейсембаев: «Обучая детей в Англии, мы ментально растим граждан другой страны»

Маргулан Сейсембаев: «Обучая детей в Англии, мы ментально растим граждан другой страны»

Они становятся «не казахстанцами. Центром их жизненных интересов становится другая страна и другая культура, не Казахстан. Они просто не видят себя в нашей стране, не хотят возвращаться и по сути мы...
Zhumanova
27 февр. 2017 / 11:35
  • 17410
  • 7
Почему нас заставляют верить, что электроавтобусы спасут Алматы и кто за этим стоит

Почему нас заставляют верить, что электроавтобусы спасут Алматы и кто за этим стоит

Я не люблю «теории заговора», но так как активно продвигаю везде необходимость делать фактчекинг, то обращаю внимание на логику совпадений
theYakov
28 февр. 2017 / 15:03
  • 15160
  • 167
В больнице пара бахил стоит 50 тенге, а оптом 4 тенге. Чувствуете разницу?

В больнице пара бахил стоит 50 тенге, а оптом 4 тенге. Чувствуете разницу?

Получается, цены на бахилы не повышались, а кто-то повысил их самовольно. Я думаю, что на этом пытаются заработать. Позже я нашла ещё одну удивительную штуку:) Упаковка бахил в количестве 50 пар...
killer_slova
26 февр. 2017 / 9:15
  • 9058
  • 41
О Димаше. Как же люди не поймут, что эстрада – это уныло, пафосно и скучно

О Димаше. Как же люди не поймут, что эстрада – это уныло, пафосно и скучно

Сплошные преувеличенные восторги в ленте фейсбука меня не удивляли. Нет пророка в своем отечестве, кумиром Димаш Кудайбергенов стал только после своего успеха в Китае. А представьте себе его...
myma
27 февр. 2017 / 10:45
Трамвайные пути Алматы ни в коем случае нельзя убирать, это окончательно уничтожит трамвай

Трамвайные пути Алматы ни в коем случае нельзя убирать, это окончательно уничтожит трамвай

В Алматы было сделано несколько заявлений касательно ситуации с трамваем, опять же не в пользу его восстановления и возвращения на улицы города. В городе собираются демонтировать рельсы...
SKYFALL
24 февр. 2017 / 16:01
  • 8321
  • 6
Я не мотивирую вас уехать в Германию, а лишь желаю вам нового опыта в жизни

Я не мотивирую вас уехать в Германию, а лишь желаю вам нового опыта в жизни

Мечта учиться и пожить в развитой стране меня преследовала еще со школьных времен. Я всегда хотела увидеть мир своими глазами, набраться опыта жизни за границей, как социальной так и...
Assel_d
27 февр. 2017 / 17:59
  • 3391
  • 28
Скандал на «Оскаре-2017» породил волну мемов и фотожаб

Скандал на «Оскаре-2017» породил волну мемов и фотожаб

Разумеется, вчерашний казус на "Оскаре" не мог обойтись без стёба со стороны Интернет-аудитории. Обязательный поток всевозможных мемов, фотожаб и просто приколов буквально заполонил ленты...
Seattle
28 февр. 2017 / 11:52
  • 2814
  • 4
Мать, покушавшаяся на жизнь 4-летнего сына, теперь мечтает вернуть его

Мать, покушавшаяся на жизнь 4-летнего сына, теперь мечтает вернуть его

Новостные ленты публикуют шокирующую историю о том, как 30-летняя женщина из Уральска пыталась зарезать четырёхлетнего сына, ударила ножом в сердце, но ребёнок чудом не умер. А теперь мечтает забрать
openqazaqstan
24 февр. 2017 / 13:51
  • 2757
  • 14
Как найти парня? Опыт у меня небольшой, но подтвержден результатом

Как найти парня? Опыт у меня небольшой, но подтвержден результатом

До меня дошло, что я никогда не делилась советом как найти парня! А такиx советов я миллионами даю своим подругам. Я как все девушки люблю поболтать, по сто раз слушаю романтические истории и сама...
Roza_pvl
27 февр. 2017 / 11:10
  • 3056
  • 40