Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
06:52, 11 декабря 2013

США формируют в Казахстане теневое правительство?

Blog post image

В Казахстане тайно готовится кардинальный переворот в правительственной системе. С одной стороны она может стать более прозрачной и демократичной, с другой стороны – более (если не полностью) зависимой от США. Америка через своих агентов влияния – неправительственные организации, получающие гранты от западных фондов, пытается воздействовать на руководство страны, добиваясь присоединения Казахстана к Партнерству «Открытое правительство» (ПОП). Сейчас этой судьбоносная для Республики инициатива находится в информационной блокаде.

Отправной точкой для этой статьи стали итоги «Республиканского исследования уровня открытости местных бюджетов в РК», озвученные 6 декабря на круглом столе в павлодарском фонде «Десента». Данное исследование, проведённое в 2012 году во всех областях Казахстана, организовала Национальная бюджетная сеть Казахстана, которая является, по сути, неформальным объединением нескольких казахстанских НПО. Координировал эту работу павлодарский фонд «Десента», а финансировал – фонд «Сорос-Казахстан», выделивший свыше шести миллионов тенге.

Blog post image

Оценку открытости областных бюджетов определяли мониторингом местной прессы и интернета – подсчитывали, сколько в прошлом году было опубликовано статей, отчётов и других материалов, освещающих финансовую деятельность региональных властей. На круглом столе председатель фонда «Десента» Сергей Гуляев объявил, что наиболее открытый бюджет в Восточно-Казахстанской области – 72 балла из ста возможных, а самый закрытый в Кызылординской – 16 баллов. Открытость бюджета Павлодарской области оценена в 37 баллов – она на четвёртом месте в таблице.

Blog post image

По мнению Сергея Гуляева это означает, что местные органы предоставляют общественности недостаточный объём информации о бюджете и своей финансовой деятельности. Механизмы вовлечения общественности в процесс формирования бюджета либо отсутствуют, либо не используются. Замечание справедливое. Все мы видим, как народные миллиарды бездарно тратятся на многокилометровые клумбы, бесконечные переделки фонтанов и парков, установку памятников, грандиозные салюты и фейерверки и прочую мишуру, а жизненно важные проблемы экологии и здоровья населения остаются не решёнными.

Blog post image

Исследование в очередной раз подтвердило, что народ отстранён от формирования областного бюджета. Конкретного предложения по решению данной проблемы на круглом столе не прозвучало. Ранее Гуляев предлагал создавать при областных маслихатах Экспертные советы с участием НПО и общественности, но этот проект тихо замяли. Меня заинтересовало, зачем фонд Сороса тратит миллионы на проведение таких исследований, какой может быть его сверхзадача?

В поисках ответа на данный вопрос я наткнулся на Итоговый доклад о выполнении широкомасштабного исследования «Реализация права на доступ к информации в Казахстане», которое в 2009 году провела та же «Десента» с карагандинским фондом «MEDIALIFE» при финансировании того же Фонда «Сорос-Казахстан».

Исследование, длившееся полгода, должно было ответить на следующие вопросы: насколько соблюдается право граждан и организаций в Казахстане на доступ к информации? Позволяет ли действующее законодательство РК полностью реализовать это право? Какие органы являются наиболее открытыми, а какие – наоборот, препятствуют получению информации?

Изучая доступность госинформации для казахстанцев, исследователи направили от лица НПО, журналиста и пенсионера 72 письменных запроса во все 24 министерства и агентства РК, вплоть до канцелярии премьер-министра, и получили на них 52 ответа. Также было отправлено 1038 запросов во все 14 областей страны и два города республиканского значения – Астану и Алматы. В среднем в каждую область направлялось около 44 запросов – во все управления и департаменты. Ответы получены на 476 запросов. Исследователи отметили, что на один и тот же вопрос в одной области отвечали, а в другой – нет, отписываясь, что это «врачебная тайна», «информация для служебного пользования» или требуя указать цель запроса.

Что интересно, заваливая запросами все госорганы, исследователи обошли вниманием КНБ РК. Может, сочли эту организацию сверхсекретной, или просто решили не привлекать к себе внимание? Как бы то ни было, вопросы доступа к секретной информации (!) они изучали, штудируя «Правила обращения с документами Администрации Президента РК», «Инструкции по делопроизводству в Канцелярии Премьер-Министра», приказы Генпрокуратуры и прочие доступные материалы.

Они детально расписали в докладе, какие документы находятся в РК под грифами «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Выявили круг лиц, имеющих доступ к государственной тайне, проанализировали, какие материалы относятся к документам «для служебного пользования», а какие к «несекретным документам ограниченного распространения» и что ждёт чиновников в случае их потери.

Составляя итоговый аналитический отчет, эксперты из «Десенты» и «MEDIALIFE» сделали заключение, что в Казахстане должен быть принят отдельный закон, гласящий, что: «Право на доступ к информации – это право каждого гражданина свободно осуществлять поиск информации и получать ее от государственных органов и организаций, иных органов и организаций, наделенных государством властными полномочиями, органов местного самоуправления, их должностных лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях».

Я, лично, согласен с доводами данного исследования – информация, не являющаяся государственной тайной, должна быть одинаково доступна всем жителям Казахстана. Но опять не понятно: какое до этого дело Соросу?! Откровенно говоря, вся эта история с запросами в госструктуры и изучением доступа к секретной информации похожа на шпионаж. Наверняка, данный итоговый доклад вместе с полученными ответами был отправлен грантодателям в Фонд «Сорос-Казахстан», а оттуда перекочевал в США в виде отчёта о потраченных миллионах. Это, более 500 официальных документов, в каждом из которых может содержаться не один, а несколько ответов. Таким образом, утечка информации может исчисляться тысячами единиц. Пусть это даже открытая, не секретная информация.

Для размышления цитата из статьи «Посторонним вход воспрещён», опубликованной 25.10.2013 на сайте «Независимого военного обозрения»: «бывший руководитель Разведывательного управления МО США генерал-лейтенант Самуэль Уилсон заявил, что 90% необходимой информации разведка получает из открытых источников, а остальные 10% добывает агентура. Информация о ситуации в разных регионах мира, которую можно извлечь из открытых источников, дает совершенно новый, очень широкий спектр возможностей всем заинтересованным лицам и особенно сотрудникам спецслужб. Информация, доступная широкой общественности, может использоваться гражданами различных стран для решения широкого круга задач в своих интересах».

Теперь о спонсоре этого исследования. Фонд «Сорос-Казахстан» входит в состав фондов «Открытое общество» со штаб-квартирой в Нью-Йорке. «Открытое общество» основано американским миллиардером и благотворителем Джорджем Соросом, который находится под покровительством клана Ротшильдов. С именем Сороса связывают многие цветные революции и экономические кризисы, а также лоббирование легализации марихуаны, программ по сокращению рождаемости и оказание политических услуг правительствам Великобритании и США. Поэтому в ряде стран мира (России, Белоруссии, Узбекистане, Китае и т.д.) деятельность его фонда запрещена или не приветствуется.

Вот что пишет «Большая актуальная политическая энциклопедия»: «Фонд Сороса — неоколониальная организация, которая служит для рекрутирования и обучения «новых янычар». Если бы Сорос был на самом деле тем, кем он себя представляет, а именно альтруистом, который хочет помочь другим… он бы финансировал в первую очередь образование специалистов точных наук, биологов, технологов, медиков, так как их знания имеют жизненное значение для успехов в развитии их стран. Однако Сорос финансирует только и единственно образование кадров, употребляемых в политических целях».

На территории Казахстана Фонд Сороса присутствует с 1995 года. Он выделяет гранты НПО и частным лицам на проекты в области образования, здравоохранения, культуры, демократизации и развития гражданского общества. За 18 лет на эти цели Сорос потратил порядка 60 миллионов долларов. В 2010 году Фонд «Сорос-Казахстан» заявил о своей новой роли посредника между государством, бизнесом и гражданским обществом в формировании общественной политики.

И это не смотря на Закон РК «О деятельности международных и иностранных некоммерческих организаций в РК», который гласит: «В Республике Казахстан запрещается деятельность международных и иностранных некоммерческих организаций, цели или действия которых направлены на вмешательство во внутренние дела государства».

Посудите сами: за 2012-2013 годы фонд выдал 340 грантов (информация с сайта ru.soros.kz), 94 из них - по программе «Прозрачность государственных финансов», 105 грантов по программе «Правовая реформа», остальные по мелочам – на поддержку СМИ, на специальные и молодёжные инициативы и т.д. Как видите, львиная доля грантов направлена на реформирование государственного управления и законодательства.

Сейчас фонд «Сорос-Казахстан» через своих грантополучателей открыто лоббирует принятие в Казахстане Закона «О доступе к информации». Законопроект был довольно быстро подготовлен при участии международных организаций (в частности, «Интерньюс Казахстан»), местных НПО (грантополучателей западных фондов) и… Института парламентаризма партии «Нур Отан» (!).

Рабочую группу по разработке законопроекта в парламенте возглавил депутат от партии «Нур Отан» Жакып Асанов. В июне прошлого года закон был готов, ожидалось, что его представят в Парламент до конца 2012 года. Однако в сентябре Асанов ушел из парламента на пост заместителя генпрокурора и передал свои обязанности по законопроекту однопартийцу Нурлану Абдирову. На этом всё и затихло.

11 декабря 2012 года на сайте лондонского «Института репортажей о войне и мире» (iwpr.net) появилось интервью с председателем фонда «Десента» Сергеем Гуляевым:

- «Очевидно, государственные структуры не испытывают проблем с тем, что законопроект не претворен в жизнь, и честно говоря они не заинтересованы в его принятии», – сказал он. Тогда Гуляев полагал, что гражданскому сообществу надо возобновить кампанию по продвижению законопроекта.

В декабре 2012 года Европейский Союз вдруг выделил казахстанским НПО 213 000 евро для продвижения прав граждан на доступ к информации и управлению делами государства. Одним из партнёров по реализации проекта был назван павлодарский фонд «Десента». В феврале 2013 года на сайте «Радио Азаттык» (филиала Радио «Свобода», финансируемого конгрессом США) вышло интервью с главой центра ОБСЕ в Астане Натальей Зарудной. Она поддержала законопроект и отметила, что «иногда правительство ограничивает граждан в их правах на получение информации, оправдывая свои действия защитой национальной безопасности и государственных секретов, а также защитой частной жизни и ее неприкосновенности».

Любопытно, что зарубежные СМИ называют этот законопроект «долгожданным», указывая на то, что «гражданское общество возлагает на него большие надежды». Мне интересно, сколько казахстанцев знает о существовании этого законопроекта? Ведь это же нонсенс: фактически нигде нет информации о том, что готовится Закон «О доступе к информации». Ни представители власти, ни лоббисты из НПО широкую казахстанскую общественность об этом почему-то не извещают. И ещё. Кого западная пресса у нас величает «гражданским обществом»? Профессиональных грантоедов, которые без оплаты своего труда палец о палец не ударят? Это люди с активной гражданской позицией? Да вся их активность мигом исчезнет, как только запад остановит финансирование. Нет грантов – нет и этого НПО-шного «гражданского общества». Что мешало казахстанским борцам за доступность информации и бюджетов провести эти исследования самостоятельно, без иностранных вливаний? Или бумага, на которой писались запросы, подорожала?

В 2013 году НПО «Интерньюс Казахстан» провела Конференцию «Законопроект о доступе к информации». На это мероприятие Фонд «Сорос-Казахстан» выделил 3 454 000 тенге. Также была создана Национальная коалиция НПО «За право на доступ к информации». Как видите, иностранные лоббисты средств и денег на продвижение Закона в Казахстане не жалеют. Зачем и это нужно? В пресс-релизе от 27 февраля 2013 г. председатель правления Фонда «Сорос-Казахстан» Антон Артемьев внёс ясность:

«Отсутствие в Казахстане Закона «О доступе к информации» является одним из главных препятствий на пути присоединения Казахстана к глобальному партнерству «Открытое правительство» – авторитетной международной инициативе, страны-участницы которой добровольно берут на себя обязательства в области повышения прозрачности государственных финансов, вовлечения граждан в принятие решений, противодействия коррупции и улучшения  качества государственных услуг».

Рассмотрим, что такое Партнёрство «Открытое правительство» и зачем Казахстану так упорно навязывают вступление в него? ПОП было разработано по поручению Совета национальной безопасности США. Хиллари Клинтон сообщила о нём в июле 2011 года, а в сентябре того же года ПОП было представлено на Генеральной Ассамблее ООН президентом Бараком Обамой. Условия вступления страны в ПОП: прозрачность налоговой системы, доступность информации, раскрытие доходов избираемых и должностных лиц, открытость правительства для участия граждан в разработке политики и в управлении. Сейчас к Партнёрству присоединилось уже более 50 стран мира.

Для вступления в ПОП страна должна создать Экспертный совет при правительстве из представителей местных НПО и иностранных консультантов, которые будут участвовать в обсуждении и принятии законопроектов. Обеспечивая прозрачность информации, государство должно разместить в интернете для свободного доступа регистрационные данные компаний, сведения о преступности, метеорологическую, образовательную, экологическую, картографическую, научную и статистическую информацию.

В награду за это публичное выворачивание карманов, американские эксперты поделятся с государством стандартным для всех участниц ПОП «набором инструментов эффективного государственного управления», который позволит победить коррупцию, казнокрадство и поможет в развитии демократии. А это, в свою очередь, поднимет страну в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» и сделает её более привлекательной для инвестиций. Хотя, Китай, например, сильно сомневается в объективности этого рейтинга...

В 2012 году перед своим уходом с поста Президента РФ Дмитрий Медведев начал подготовку к вступлению России в ПОП, назначив его на 2014 год. В интернете были раскрыты для всеобщего обозрения сначала 800 наборов государственных данных, а потом - 5 279 (американцы на первом этапе раскрыли всего 47), при Правительстве РФ был создан Экспертный совет, в который на ряду с местными политиками и НПО вошли представители иностранных организаций (в том числе подозреваемых в связях с американской разведкой).

За год своей деятельности этот Совет рассмотрел всего 30 законопроектов и не стал популярным. Согласно соцопросам, подавляющая часть россиян о его существовании до сих пор даже и не догадывается. Хотя, лоббисты утверждали, что Экспертный совет создаётся для народного участия в бюджетообразовании! В мае 2013 года Президент Владимир Путин отозвал заявку на вступление России в Партнёрство «Открытое правительство». Вступление заморожено на неопределённый период «в связи с отсутствием четких механизмов дальнейшей работы организации».

Я солидарен с российскими политологами, которые считают, что Партнёрство «Открытое Правительство» - это попытка Америки оседлать волну глобализации и взять под свой контроль другие страны, сделав очередной шаг к созданию так называемого «Мирового правительства» (первым шагом было создание Всемирной Торговой Организации). Цветные и твиттерные революции уже не в тренде. На смену им пришла новая политическая технология – Партнёрство «Открытое Правительство».

Теперь для захвата страны не надо шуметь и собирать народ на майдане, достаточно сформировать свою «пятую колонну» из числа прикормленных НПО-шников, а дальше они всё сделают сами. Я считаю, что присоединение Казахстана к Партнёрству «Открытое правительство» представляет угрозу суверенитету, так как принятие решений государственной важности будет зависеть от мнения проамерикански настроенных экспертов и может быть сильно не в нашу пользу. Выйти из «Открытого правительства» без тяжёлых внешнеэкономических последствий потом уже не получится. К тому же, как сказал экс-премьер Франции Доминик де Вильпен: Доминирование США не идёт на благо человечеству.

Актуальные статьи по теме:

Вирус «Сорос» в программе «Открытое правительство»

Дело Сороса и Ходорковского живет и побеждает: в России заработает “открытое правительство”

ОТКРЫТОЕ правительство ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Инициатива «Открытое правительство» подчинит российское руководство Госдепу США : эксперты

P.S. Статья выражает субъективное мнение автора и носит дискуссионный характер. Репост приветствуется. При перепечатке ссылка на автора и блог sincerum.yvision.kz обязательна!

6