Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
21:03, 09 ноября 2013

Пусть не со мной, так с другим

Осталась еще старая добрая опера с определенным темпом, интонацией и декорациями! Спешите увидеть, потому что она, как мороженое в металлических вазочках, как бисквит, чем-то пропитанный и украшенный маргариновыми розочками, как магазины с тяжелыми железно-стеклянными дверями, скоро, возможно, тоже канет в Лету и останется только вспоминать об этом со словами «а вот раньше то было…».

Это «Кыз Жибек» Е.Брусиловского, либретто Г.Мусрепова именно в том виде, в каком она идет уже несколько лет в ГАТОБ.

Очень интересное произведение. Без увертюры, примерно половина текста проговаривается без музыки, причем не как в «Веселой вдове», а местами прямо проникновенными монологами со взглядом куда-то вдаль зрительного зала. С таким же выражением в советских фильмах 30-40-х годов вслух мечтали о светлом будущем.

Другая половина с музыкой прекрасна. В ней, как в «Поцелуе» Гюстава Климта, четко прослеживается женская и мужская линия. Это известная «Гакку» Жибек и знакомые на слух темы Бекежана и Толегена.

Замечательный балет. Особенно пролетающие лебеди. С рядов даже прошел шепот, что это прямо как отрывок из «Лебединого озера». Но на самом деле это самостоятельная часть на другую музыку, с другими костюмами, другой историей и другой задачей. Еще мне очень нравятся балетные драки. Столько изящества, грации и чувств на фоне демонстрации силы. Такое точно нигде кроме театра не увидишь. Среди артистов балета видела солистку ансамбля «Салтанат» и Амира Жексембек.

Сюжет – классический треугольник, усугубленный конфликтом отцов и детей. Бекежан (Дулат Токанов) любит умницу и красавицу Жибек (Нуржамал Усенбаева). Жибек с первого взгляда влюбляется в Толегена (Мурат Шалабаев), который появился с другом Шеге (Тахауи Рахметов). Толеген уезжает к родителям, чтобы позже приехать свататься. Но его отец Базарбай (Ондасын Бесикбасов) благословение не дает и прогоняет совершенно одного. В дороге Бекежан убивает Толегена. Жибек, узнав об этом, бросается в реку.

«Кыз Жибек» - это история о том, что если по-настоящему любишь кого-то, если видишь, что родной человек делает не так, как хочется тебе, то нужно отпустить и даже помочь ему в его желаниях. Потому что, как в притче о Соломоне, любящий будет счастлив, если тот, кого он любит, будет жив и здоров, пусть даже и с другим человеком. А иначе отец (Базарбай) потеряет сына (Толегена), а джигит (Бекежан) будет оплакивать девушку (Жибек).

Это в теории. На самом деле в каждом есть определенная доля эго, и пассивно наблюдать со стороны порой бывает сложно. Но теперь перед глазами образ плывущего по волнам саукеле, поэтому перед решительными шагами по завоеванию объекта страсти нужно все-таки выдохнуть и еще раз все взвесить.

Этот спектакль принес несколько сюрпризов. Во-первых, хочется отметить, что голос Тахауи Рахметова наполнился необычайной глубиной и силой. Причем до такой степени, что он сам, кажется, к нему еще в таком качестве не привык. Как лицо постороннее и незаинтересованное подтверждаю – это прекрасно!

А еще, кажется, впервые услышала Рузию Рамазанову. Ее небольшая ария Карлыгаш - прощальное слово Толегену – очаровала нежностью и добротой.

Ну и конечно же несравненная Нуржамал Усенбаева. Она и поет, она и играет. Ее Жибек действительно влюбилась с первого взгляда в Толегена, просто глаз от него не отводила. И самый трогательный момент – ее плач над сбруей коня, которого она подарила Толегену. В этот момент сердце просто сжалось, но не от того, что жалко Толегена. А от горя, которое от его утраты испытывает Жибек.

«Кто умножает познания - умножает скорбь» (с). Оказывается, легко восторгаться, когда все впервые. После такого восторга хочется еще и еще и еще... И в этом кроется основная засада, потому что после определенной степени «насмотренности» появляются предпочтения, какие-то образы накладываются на совершенно другие произведения, проскальзывает снобизм – дескать «вот тут немного не так, там можно было по-другому». Поэтому скажу как «наркоман» со стажем – ГАТОБ надо дозировать, смаковать как икру по большим праздникам, чтобы восхититься лопаньем каждой икринки на языке и не пресытиться. Но в тоже время «Кыз Жибек» нужно успеть посмотреть и послушать именно в таком виде. В этой ускользающей классике жанра. Как историческое здание перед сносом, потому что другого шанса не будет.

3
581
5