Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
12:24, 24 августа 2013

Почему Зимняя Олимпиада в Алматы неоднозначное событие: аргументы за и против проведения

Власти Казахстана собираются провести зимние Олимпийские игры в 2022 году в Алматы:  "Необходимо только будет построить к 2022 году несколько спортивных объектов, а так все практически уже готово. Я думаю, что наши победы еще впереди"

Почему Олимпиада в Алматы является не таким уж и привлекательным мероприятием: мы хотим представить аргументы и факты против проведения Зимней Олимпиады

Аргументы против:

-Выгоды и доходы от проведения Олимпиады могут быть преувеличены, а расходы занижены.

-Скрытые издержки слишком высокие (по опыту проведения предыдущих крупных спортивных мероприятий).

-Государственные средства могут быть направлены на другие цели.

-Проведение масштабных  мероприятий не является лучшим способом экономического развития.

Аргументы ЗА: С другой стороны, не следует рассматривать только экономические составляющие. Социальные и психологические последствия могут превышать экономические. Проведение подобных мероприятий оказывает сильное влияние на имидж страны, оно также психологически объединяет людей страны-хозяина, повышается уровень счастья граждан страны .

Почему политики в разных странах настаивают на проведение Олимпийских игр? Основная причина -  желание повысить свои шансы на выборах. 12 из 14 правительств, организовывавших Олимпийские игры  после Второй мировой войны, были переизбраны вновь.

Политики аргументируют проведение крупных спортивных мероприятий с помощью таких  аргументов:

«Огромные доходы» - сомнительный аргумент, расчеты  делаются  очень  просто:  число  мест  на  стадионах,  где  должны  будут проводиться матчи, умножаются на некое вымышленное количество денег, которые якобы потратит каждый зритель (сюда включались плата за отель, питание, трансферы, отель — стадион  и,  естественно,  стоимость  входных  билетов)  и  выходит  гигантская гипотетическая сумма. Иногородние посетители стадиона оставят в городе так  уж много денег. Большинство приезжих спортивных болельщиков разве что купят  себе  хот-дог  и  пиво  на  время  матча,  а  потом  уедут  домой  —  и  какое  же  это экономическое процветание? Торговый пассаж, многоэкранный кинотеатр или госпиталь способны обеспечить городу куда большие траты со стороны приезжих.

"Проведение больших спортивных мероприятий не всегда дает тот экономический эффект, на который рассчитывает страна, проводящая соревнования. Страны, в которых проходят большие спортивные мероприятия, ожидают немедленных и долгосрочных изменений. На самом деле эти изменения не произойдут сами по себе, для этого следует провести тщательную подготовительную работу: заинтересовать инвесторов, подготовить инфраструктуру и т.д".

«Существует облеченное в крайнюю форму традиционное верование, что  принять  у  себя  крупное  спортивное  мероприятие  —  верный  способ обогатиться.  И правда, всякий раз, когда то или иное государство планирует участвовать в конкурсе на  проведение чемпионата мира или Олимпийских игр, его политики начинают пророчить  ему  «экономическое  процветание»,  иными  словами,  перед  такой  страной  открывается  золотое дно, откуда черпать не перечерпать всевозможных благ. Изображаются отрадные  картины  толп  туристов,  обуянных  жаждой  скупить  все,  что  только  ни  подвернется,  превозносятся  выгоды  от  всемирной  бесплатной  телевизионной  рекламы  городов,  где  будут проходить матчи, а также долгосрочных выгод от современных дорог и стадионов,  которые будут построены в преддверии События. Не приходится удивляться, что сегодня чуть  ли  не  каждая  страна  только  и  мечтает  принять  у  себя  какое-нибудь  крупное спортивное соревнование» (Купер С., Шимански С. - Футболономика,2011г.).

Все эксперты, пытавшиеся оценить влияние крупных спортивных соревнований на развитие принимающей их страны, неизменно убеждали в одном и том же: долгосрочного экономического эффекта они не приносят. Зато подготовка к ним сплошь и рядом сопровождается недооценкой предстоящих затрат.

«Создание новых рабочих мест» - в большинстве случаев это правда лишь на период подготовки и проведения мероприятия, а после его окончания эти рабочие места не сохраняются.

«Развитие инфраструктуры» -  инфраструктуру можно развивать и без всяких поводов, для того чтобы ремонтировать улицы не нужен такой повод  как проведение Олимпиады.

САМОЕ ГЛАВНОЕ: Пострадают сами жители Алматы из-за РОСТА ЦЕН НА ЗЕМЛЮ И ЖИЛЬЕ, И ПРОЧИЕ УСЛУГИ В АЛМАТЫ.

ЧТО мы можем получить в итоге:  Зияющую брешь в госбюджете, ряд среднего качества инфраструктурных объектов, возведенных по явно завышенным сметам, и бесконечную головную боль с загрузкой отелей, аэропорта и стадионов, которая могла бы обеспечить их окупаемость в сколько-нибудь обозримом будущем.

ФАКТЫ:

  1. Недооценка затрат и реальных сумм проведения крупных спортивных мероприятий.

УКРАИНА, Чемпионат Европы 2012 г. -Украина понесла весь финансовый груз почти в одиночку, причем основная нагрузка пришлась именно на госбюджет: примерно 80% общей суммы. Вклад частных инвестиций оказался очень скромным, хотя ожидался на уровне порядка 70%. Все эти затраты лягут финансовым грузом на экономику страны. Причины сложившейся ситуации очевидны: общий неудовлетворительный инвестиционный климат в стране (Украина продолжает занимать нижние строчки в международных рейтингах инвестиционной привлекательности), отсутствие гарантий прав собственности, государственный прессинг на бизнес, неразвитость механизмов государственно-частного партнерства.

СИДНЕЙ, олимпиада 2000 г. - По расчетам организаторов, Олимпиада-2000 в Сиднее должна была привести к заметному притоку туристов на Зеленый континент. Турпоток практически не изменился, зато ежегодные потери, вызванные недоиспользованием олимпийских сооружений, составляют теперь 34 миллиона долларов

БАРСЕЛОНА, принимавшая Олимпийские игры 1992 года, считается самым ярким в этом смысле примером успешности. Существенные капитальные затраты (17,5 млрд. долл.), поначалу негативно сказавшиеся на экономическом росте, впоследствии окупились, поскольку поспособствовали повышению привлекательности города – в 1991-2000 годах число посетивших его туристов удвоилось. Тем не менее, после Олимпиады долг правительства Испании увеличился на 4 миллиарда долларов, а города – на 2,1 миллиарда. К тому же многое из того, что было построено, стало для Барселоны бесполезным балластом: кроме обновленного и перестроенного морского фасада,  Игры "подарили" ей настоящий "город призраков" на окраине, где стоят мало кем посещаемые олимпийские объекты.

ЮАР, чемпионат мира по футболу -  В 2004 году, когда стало известно, что ЧМ-2010 пройдет в ЮАР, специалисты консалтинговой компании Grant Thornton подсчитали: расходы страны на подготовку к чемпионату составят всего 300 миллионов долларов, что вполне компенсируется ростом ВВП на 2,9 миллиарда. Однако трехсот миллионов не хватило даже для реконструкции основной площадки чемпионата – так называемого "футбольного города" в Йоханнесбурге. Реально же на подготовку и проведение турнира было затрачено 4,3 миллиарда долларов, что превысило изначальную смету расходов в 13,5 раза.

Добавочный экономический эффект от ЧМ-2010 составил всего-то 0,54% от южноафриканского ВВП, на деле обернувшись сплошными убытками для страны. А практически вся прибыль досталась ФИФА, получившей львиную долю поступлений от спонсорских контрактов, продажи прав на телетрансляцию матчем и реализации билетов на стадионы.

ГРЕЦИЯ, олимпиада 2004 г. - Греческие власти, включаясь в борьбу за Олимпиаду-2004, исходили из того, что ее организация обойдется в 1,5 миллиарда долларов. Конечная сумма, по оценкам экспертов, оказалась в 10 раз больше.

В 2004 году туристы избегали Афин, которые превратились в одну огромную стройку, не последовало туристического бума и в 2005 году, несмотря на рекламу за счет Олимпиады.

«… Греки неправильно спрогнозировали интерес к Играм. Они в 2–3 раза завысили цены на проживание, питание, транспорт. В итоге около трети билетов оказались не раскупленными, а многие компании отказались рекламировать свою продукцию при таком уровне посещаемости мероприятий. Для Олимпиады важна не столько выгода от размещения туристов, сколько доходы от рекламы. Рекламу дает максимальная посещаемость соревнований. Ее-то и необходимо обеспечить».

Экс-депутат греческого парламента Стелла Альфиери убеждена, что именно с Олимпийских игр, которые принесли Греции 4-миллиардные убытки, началось бездумное и нерациональное растранжиривание  средств госказны, приведшее страну на грань дефолта…

2. Наследство крупных спортивных мероприятий.

"Португальские стадионы, построенные к Евро-2004, не заполняются и на 60 процентов. Из 22 сооружений афинской Олимпиады используются только два. Арены, принимавшие ЧМ-2010, выглядят жалко всего два с половиной года спустя, во время Кубка Африки-2013. Чудовищная экономическая неэффективность больших спортивных мероприятий для стран, которые их проводит, очевидна уже почти всем – но тем не менее они продолжают сражаться за право их организации. Штука в том, что после получения этого права, по ходу подготовки и во время турнира социологические исследования показывают, что жители страны (особенно если это не страна Западной Европы или Северной Америки) начинают гордиться этим статусом и становятся намного счастливее. Несмотря на то, что на потраченные деньги всегда можно сделать что-то более полезное. Несмотря на то, что часть этих денег обязательно будет украдена. Короче говоря, несмотря ни на что – все-таки сделать выбор между сознательностью и счастьем довольно тяжело".Португальские стадионы, построенные к Евро-2004, не заполняются и на 60 процентов. Из 22 сооружений афинской Олимпиады используются только два. Арены, принимавшие ЧМ-2010, выглядят жалко всего два с половиной года спустя, во время Кубка Африки-2013. Чудовищная экономическая неэффективность больших спортивных мероприятий для стран, которые их проводит, очевидна уже почти всем – но тем не менее они продолжают сражаться за право их организации. Штука в том, что после получения этого права, по ходу подготовки и во время турнира социологические исследования показывают, что жители страны (особенно если это не страна Западной Европы или Северной Америки) начинают гордиться этим статусом и становятся намного счастливее. Несмотря на то, что на потраченные деньги всегда можно сделать что-то более полезное. Несмотря на то, что часть этих денег обязательно будет украдена. Короче говоря, несмотря ни на что – все-таки сделать выбор между сознательностью и счастьем довольно тяжело".

Наследство Чемпионата Европы по футболу в Португалии, 2004г.

Из 10 стадионов, на которых проходили матчи Евро-2004, по-настоящему окупаемыми можно назвать лишь три: «Эштадиу да Луж» и «Эштадиу Жозе Альваладе» в Лиссабоне и «Эштадиу ду Драгау» в Порту. Там играют большие клубы, способные заполнить трибуны. Власти городов вроде Коимбры, Лейрии, Фару или Авейру, в свою очередь, вынуждены расхлебывать еврокашу, придумывать, как использовать пустующие многотысячники, и наблюдать за тем, как очередные планы — открыть туристический центр, выставочный центр, арену для гонок — проваливаются.

Перенапряжение и гигантомания, когда 30-тысячные стадионы строились в городках с 50 000-100 000 жителей, подорвали португальскую экономику и стали одной из причин финансового кризиса. Государство взяло на себя порядка 25% затрат на строительство стадионов. На плечи муниципальных властей после Евро-2004 легла непосильная ноша, выросли налоги, а вместе с ними цены, что негативно сказалось на привлекательности Португалии для туристов. Все чаще поговаривают о сносе стадионов.

"Главной нашей проблемой после завершения чемпионата оказалось дальнейшее использование стадионов, построенных к Евро-2004. Местные власти и футбольные клубы до сих пор выплачивают проценты по кредитам, взятым для сооружения спортарен, а значительная их часть превратилась в так называемых белых слонов — то есть малонужные объекты, содержание которых в надлежащем состоянии стоит намного больше, чем они приносят пользы".

4
1094
2