Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
11:49, 16 августа 2013

По данным МВФ макроэкономические показатели Казахстана являются прочными

“Второго августа 2013 года Исполнительный совет Международного Валютного Фонда (МВФ) завершил консультации с Республикой Казахстан в соответствии со Статьей IV, и рассмотрел и одобрил оценку персонала согласно процедуре отсутствия возражений” - подобное сообщение прошло недавно по многим новостным ленты наших информационных СМИ.

Попробуем разобраться, что это такое и расшифровать эту академичную фразу, ну а потом подробно рассмотрим оценки и прогнозы сделанные МВФ в отношении развития экономики нашей страны.

Каждый год представители МВФ проводят обсуждения и консультации с государствами являющимися членами данной организации. Выглядит это примерно так - специально подобранная экспертная группа сотрудников МВФ выезжает в страну и проводит двухсторонние встречи с представителями финансовых организаций, правительственных учреждений, общественных организаций и.т.д. В ходе этих встреч собирается экономическая и финансовая информация, на основе которой делаются выводы и прогнозы социально-экономического развития страны. Эти прогнозы являются основанием для рекомендаций и советов по дальнейшим экономическим мерам и реформам, которые потом руководство МВФ дает странам участникам. Исполнительный совет принимает решения в соответствии с процедурой за отсутствием возражений, когда члены Совета соглашаются, что предложение может быть рассмотрено без созыва официального заседания.

Итак, все консультации проведены и представители МВФ сделали свои оценки и прогнозы дальнейшего развития нашей страны.

Blog post image

По данным МВФ макроэкономические показатели развития Казахстана остаются достаточно устойчивыми, хотя экономический рост в последнее время немного замедлился. Темпы роста реального ВВП снизились с более чем 7 процентов в 2011 году до 5 процентов в 2012 году. В первом полугодии 2013 году сохраняется все ещё достаточно высокий уровень в 4,6 процента. По предварительным прогнозам этот уровень может сохраниться до конца текущего года или немного измениться в сторону повышения. Такие достаточно высокие темпы экономического роста обеспечили возможность повышения занятости примерно на 2,5 процента в год, причем этот показатель удается сохранять в течение последних трех лет. Благодаря снижению цен на ряд продовольственных товаров первой необходимости уровень общей инфляции опустился немного ниже целевого диапазона 6–8 процентов, а базовая инфляция остается стабильной на уровне примерно 5–5,5 процента. После совокупного снижения официальной ставки рефинансирования центрального банка на 200 базисных пунктов вначале 2012 года, официальные органы с августа 2012 года сохраняют ставку на неизменном уровне 5,5 процента.

Итак говоря более простым языком состояние основных макроэкономических показателей вполне стабильно, уменьшение роста вполне естественно так как во взятом для сравнения 2011 году мы выбирались из экономического кризиса соответственно во многих секторах экономики объемы стремились к достижению докризисного уровня, в связи с чем наблюдались ускоренные темпы общего роста, подобная ситуация наблюдается во многих других странах например в России. Рост ВВП в размере 4-5 процентов в год - это очень успешный показатель поступательного развития страны.

Blog post image

Происходит постепенное восстановление и обновление финансового сектора. Показатели прибыльности банков за последний год значительно улучшились, хотя по прежнему остаются довольно слабыми: коэффициент прибыли на активы в крупнейших банках (кроме БТА и Альянс) в прошлом году составил лишь 1 процент. Коэффициент достаточности капитала на уровне системы повысился с 17 до 18 процентов в 2012 году, после реструктуризации внешнего долга и рекапитализации БТА из государственных средств. Хотя рост кредита частному сектору остается в целом умеренным, потребительское кредитование, сосредоточенное в малых и средних банках, растет быстрыми темпами (с низкой базы). Меры по урегулированию большого объема необслуживаемых кредитов (НОК) продолжаются, но пока с ограниченной отдачей.

Что касается небанковского сектора, 11 пенсионных фондов Казахстана с общей суммой активов 21,2 млрд долларов США (11 процентов ВВП) объединяются под частичным управлением центрального банка в соответствии с указом Президента, принятым в начале 2013 года.

Информация приведена довольно обширная но подана она языком доступным лишь узким специалистам, попробуем “расшифровать” её и изложить более доступным языком. Наши банки второго уровня постепенно начинают приходить в себя после экономического кризиса, процесс этот идет достаточно медленно. Прибыль у банков есть но она пока находится на очень низком уровне. Сохраняется достаточно большой процент не возвращенных кредитов. Уровень прямого денежного кредитования населения пока сравнительно небольшой, в то же время неплохо растет уровень потребительского кредитования.

В принципе ничего нового здесь нет, всем известно, что во время кризиса в наибольшей степени пострадала именно банковская система, объем выданных ненадежных кредитов был очень большим и этот пузырь в конце концов лопнул. В настоящий момент идет медленный но верный процесс восстановления и оздоровления этой сферы, надеюсь руководство банков учло прошлые ошибки и в будущем их не повторит.

Blog post image

В 2012 году несколько ухудшилось состояние государственного бюджета, в основном это произошло из-за более слабых показателей нефтяного сектора, а также налоговых льгот для новых нефтяных проектов, в сочетании с повышением расходов на 0,8 процента от ВВП. Ненефтяной дефицит лишь немного увеличился, с 8,8 до 9,0 процента ВВП, по сравнению с оценкой среднесрочного устойчивого уровня в 6 процентов ВВП. Вначале 2013 года показатели дохода были относительно слабыми, и уровни расходов также были пониженными. В среднесрочной перспективе официальные органы планируют осуществить крупные инвестиционные проекты в расширенном государственном секторе для содействия экономическому развитию и диверсификации.

Перспективы роста являются прочными. Ожидается, что в 2013 году рост ВВП составит 5,25 процента, лишь умеренно выше, чем в 2012 году, вследствие восстановления объема производства в нефтяном секторе и сельском хозяйстве. В среднесрочной перспективе общие темпы роста повысятся благодаря прогнозируемому на 2015 год началу полномасштабной добычи на Кашаганском нефтяном месторождении. Основными рисками недостижения прогнозируемых темпов роста являются потенциальный спад в мировой экономике, особенно в России и Китае, и снижение цен на нефть.

Итак, для начала рассмотрим такой, на первый взгляд, негативный фактор как ухудшение состояния госбюджета, сразу нужно отметить, что это произошло исключительно за счет проседания нефтянки. Проседание это носит временный характер, так как вызвано колебаниями цен на нефть, и запуском новых проектов по добычи. Для этих проектов были предоставлены некоторые налоговые льготы, что вполне естественно, так как выйдя на полную мощность эти проекты будут способствовать увеличению доходов и наполнению государственной казны. Прогнозы на среднесрочную перспективу не могут не вселять оптимизма, в 2015 году на полную мощность должна выйти добыча на Кашаганском месторождении, что естественно увеличит общую доходность нефтяной отрасли и соответственно повысит поступления в государственный бюджет.

Риски связанные с мировым падением цен на нефть, присутствуют всегда, без них увы, не могут складываться прогнозы экономического развития любой нефтедобывающей страны. Тем не менее, наблюдения за состоянием нефтяных цен в последние годы дают все основания для оптимизма, что касается потенциального спада в развитии экономик России и Китая, здесь многое будет зависеть от общего развития мировой экономики, то есть, в случае возможного кризиса спад будет общим и к сожалению избежать негативных последствий никому не удастся.

Радует, что перспективы роста ВВП являются достаточно прочными, в ненефтяном секторе дефицита практически нет, а Правительство принимает меры по диверсификации расходов и осуществляет запуск новых инвестиционных проектов, которые в ближайшей перспективе должны положительно повлиять на общий рост ВВП нашей страны.

На основе полученных данных представители МВФ вынесли оценку экономического развития нашей страны и дали свои рекомендации.

Они дали положительную оценку состоянию экономики и приветствовали устойчивые показатели роста Казахстана. Кроме того было отмечено, что средние темпы роста 8 процентов за последнее десятилетие, поддерживаемые повышением объемов добычи нефти и цен на нефть, усилили положение Казахстана как одной из ведущих экономик региона. Представители призвали официальные органы воспользоваться позитивными перспективами для укрепления основ экономической политики с целью достижения прочного и всеобъемлющего роста и снижения уязвимости к шокам.

В качестве рекомендаций, была подчеркнута необходимость более решительных действий для урегулирования проблемы необслуживаемых кредитов (НОК) и противодействия рискам для финансовой стабильности. В частности, ввиду медленного продвижения в урегулировании НОК, официальным органам следует осуществить планируемые преобразования в Фонде проблемных кредитов и строго добиваться соблюдения новых лимитов НОК, с тем чтобы достичь полного соответствия нормативам.

Ввиду быстрого роста потребительских кредитов, директора призвали официальные органы обеспечить достаточную надежность управления рисками и практики кредитования, чтобы избежать обострения проблемы НОК. В связи с этим важнейшее значение имеет дальнейшее усиление надзора и макропруденциальных инструментов, включая укрепление выездного надзора, совершенствование оценок риска ликвидности и кредитного риска и развитие системы раннего предупреждения. Директора МВФ предостерегли, что при планируемом выходе государства из неблагополучных банков следует добиться того, чтобы операции проводились на рыночной основе и были прозрачными, с тем чтобы повысить стабильность банковской системы в целом и избежать возникновения новых рисков.

В рекомендациях было подчеркнуто, что снижение ненефтяного дефицита в среднесрочной перспективе является одним из главных приоритетов, и это требует наличия пользующейся доверием стратегии фискальной консолидации. В этом контексте отмечено, что планы консолидации, изложенные в существующем документе по среднесрочной бюджетной основе, должны соответствовать объявленным (но неотраженным в бюджете) крупномасштабным планам государственных расходов, связанным с правительственными программами развития и диверсификации.

Директора МВФ призвали к дальнейшим мерам по снижению зависимости экономики от нефти. В частности, они отметили, что для успешной диверсификации, способствующей росту на широкой основе с ведущей ролью частного сектора, необходимо развивать человеческий капитал и совершенствовать условия для предпринимательской деятельности и институты.

Blog post image

В плане рекомендаций ничего нового для нашего Правительства нет, все эти меры так или иначе уже принимаются, оздоровление финансовой сферы происходит, хотя и не так быстро как хотелось бы. Реструктуризация и возвращение “плохих” кредитов выданных ранее, является для наших банков очень большой проблемой, не уверен, что они способны справиться с ней в ближайшей перспективе, в то же время на сегодняшний день контроль за выдачей кредитов значительно усилен.

Относительно снижения влияния на экономику нефтяного сектора, то этот процесс идет очень интенсивно. Концепция новой индустриализации, развития перерабатывающего и агропромышленного секторов экономики была изложена в Послании Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева - “Стратегия “Казахстан 2050”.

В целом оценка представителей МВФ мне кажется объективной, а данные ими рекомендации достаточно очевидны и практически выполнимы. Уже сегодня наша экономика встала на путь индустриализации и сокращения зависимости от добывающего сектора.

0
889
0