kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
3

Как писать рассказы (на наш конкурс) — часть вторая

Из записок организатора

В прошлой записи я приводил описание процесса написания литературного текста известными писателями с советами по стилю и небольшим анализом структуры новеллы Шкловского, а также рассказывал о том, каким вижу процесс написания я как организатор конкурса коротких рассказов. В этой записи я продолжу разговор о коротком рассказе и о некоторых механизмах его построения.

В предыдущей записи я упоминал, что структура рассказа обычно включает завязку, кульминацию и развязку. Учитывая жесткие ограничения по длине рассказа в нашем конкурсе, на мой взгляд, развязка играет очень важную роль. Как правило, рассказы строятся на одной основной идее с логической развязкой в конце. Многие читатели знакомы с рассказами О.Генри, которые обычно заканчиваются неожиданно и оригинально (если вы не знакомы с творчеством О.Генри, то бросайте читать этот блог и отправляйтесь в ближайший книжный). В английской филологии неожиданную развязку иногда так и называют — «O.Henry ending».

В нашем случае такой пуант должен быть из одной-двух фраз. Одним из таких избитых пуантов является, например, фраза «а потом герой проснулся», которая если и была действительно хорошим приемом, то как минимум за сто лет до нашего конкурса. Но, к счастью, различных инструментов окончания повествования много. Ниже привожу очень упрощенную классификацию концовок.

1. Узнавание или момент истины — прием, описанный еще Аристотелем в его «Поэтике» (как и почти все приведенные ниже). Здесь читатель узнает о чем-то новом, что проливает иной свет на описываемые события. Развязка в «Бойцовском клубе» или в «Разных школах» О.Генри — хороший пример этого приема.

Заметка на полях: в Википедии есть неплохая подборка эффектных приемов узнавания в кинематографе. Привожу сокращенную цитату:

— Расследование убийства прерывается появлением предполагаемой жертвы («Лора», «Головокружение», «Третий человек»).
— Совершивший преступление понимает, что стал его жертвой («Дьяволицы», «Марни», фильмы об аферах).
— Ключевой герой повествования оказывается плодом чужого воображения («Психо», «Обычные подозреваемые», «Бойцовский клуб»).
— Главный герой выясняет, что стал жертвой грандиозного заговора («Леди из Шанхая», «Ребёнок Розмари», «Контракт рисовальщика»).
— Расследующий преступление выясняет, что сам его и совершил («Сердце ангела», «Мементо», «Остров проклятых»).
— Главный герой осознаёт свою принадлежность к числу тех, с кем давно и упорно боролся («Бегущий по лезвию», «Конформист»).
— Главный герой обнаруживает, что он не существует («Шестое чувство», «Ванильное небо»).
— Весь реальный мир оказывается фантазией, а фантазия — реальностью («Матрица», «Экзистенция»).

2. «Бог из машины» — прием, когда в действие вступает совершенно новый, неожиданный персонаж или событие. Как правило, это не вытекает из самого сюжета. Прием получил название из греческого театра, где вмешательство бога в конце представления помогало справиться с нерешаемой задачей. Помните, как орлы спасают Сэма и Фродо в конце «Властелина колец»? Или, например, как неожиданно для всех марсиане умирают от земных микробов в «Войне миров»?

3. Внезапная перемена или перипетия — прием схож с предыдущим, но как правило вытекает из сюжета, логична и не требует введения совершенно нового персонажа. Примером использования перипетии может служить концовка фильма «Игра» Дэвида Финчера.

4. Восстановление справедливости. Такую концовку неожиданной назвать сложно, очень часто у историй бывает счастливый конец, однако, есть и интересные приемы, например, в «Суини Тодде» главные герои, которые хоть и вызывают симпатию, убивают людей и в конце мюзикла вполне заслуженно умирают. В героическом жанре этот прием используется для того, чтобы «разобраться» со второстепенными персонажами. Например, если главный антагонист погибает в схватке с героем, то его приспешники — от чего-то неожиданного, иногда это даже интересно.

5. «Ружье Чехова» — когда в концовке используется предмет или персонаж, упомянутый ранее. В общем, убийца —таксист.

6. Флэшбек. Обычно этот прием совмещается с узнаванием: читатель узнает о неком событии в прошлом, которое меняет понимание текущей ситуации. Ну, помните, как в индийских фильмах с разделенными в детстве братьями? Или постоянные флэшбеки в фильме про миллионера из трущоб. Иногда флэшбек вызван неким событием в настоящем; стандартный прием, когда герой видит некий предмет, который вызывает у него воспоминания или ассоциации, которые меняют восприятие.

Отдельно можно выделить описанную Шкловским ложную концовку. Привожу цитату:

Иногда к таким новеллам-„картинкам“ прибавляется то, что я называю „ложным концом“. Обычно „ложный конец“ делается из описания природы или погоды в роде знаменитого, благодаря „Сатирикону“, окончания рождественского рассказа словами „мороз крепчал“.[...]

Очень типично, как ложный конец, описание осени и восклицание. „Скучно жить на этом свете, господа!“ у Гоголя в „Повести о том, как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович“.

Этот новый мотив образуется параллельно с прежним материалом, и новелла будет выглядеть законченной.

Кроме неожиданных развязок, интерес может придать необычное повествование. В следующей записи мы поведем речь о таких приемах нарратива. Подписывайтесь на этот блог и не забывайте присылать свои рассказы!

Прими участие и ты!

P.S. Нашу маму в телевизоре показывают. В смысле, на телеканале «Алматы» вышел небольшой сюжет про конкурс. Информация в сюжете донесена не совсем верна, но посмотреть все равно интересно: http://www.youtube.com/watch?v=Dzh7JWGthTs
Только организатор конкурса все же не Олжас и украсить лучшими рассказами город мы пока обещать не можем (но очень на то надеемся).