Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
01:21, 22 июня 2013

Премьера «Дон Жуана» в ГАТОБ им. Абая

21 июня,  в самом  конце сезона состоялся первый день премьеры оперы Моцарта «Дон Жуан», спонсором которого был Казком, спасибо ему большое! Поставили оперу итальянские специалисты: режиссер Паоло Бозизио, костюмы Кристины Ачети, декорации Хелла Момбрини.

Общее впечатление у меня такое - было очень интересно смотреть эту оперу, хотя бы потому, что она поставлена итальянцами. Постановка мне, да и всем, кто был в зале – понравилась. Эта опера будет жемчужиной в репертуаре ГАТОБа. Но подъема от исполнения и музыки в этот раз не было, холодно было. Я уверена, что обкатавшись, уже в следующем сезоне, она прозвучит, как полагается. Все предыдущие премьеры ГАТОБа проходили горячей.

Постановка шикарная, началась она с балетного выступления во время увертюры, мини-спектаклем на тему дон Жуана и его женщин. Сцена была черной и очень простой, какие-то зеркальные полукруглые будки, в которые становились подруги дона Жуана. Естественно, это меня навело на мысль, что постановка будет новомодной, современной, пустой, с конструктивистским скелетом декораций, возможно, голыми солистами - всем тем режоперным шлаком, которым привлекают в залы слишком искушенных европейских зрителей. Обманули – постановка оказалась классической, красивой, декорации правильными, костюмы богатыми. Традиционная опера, действие которой никуда, ни в другое время, ни в другое место, переносить не стали, все происходит в 17 веке. Фижмы, шпаги, парики. Герои стилизованы под фарфоровые статуэтки: кавалеры, дамы, маски, пастушки. Особенно когда идет смена декораций, опускается сначала черный прозрачный занавес, потом плотный, и на черном фоне герои своим позами, движениями имитируют статуэтки. И уходят со сцены, красиво изогнув руки. Как будто менуэт танцуют. Но не все исполнители поддерживали эту эстетику. Режиссерский замысел выполнила Майра Мухаметкызы, Мурат Шалабаев и Болат Есимханов, остальные позы не держали. Просто находились на сцене, как обычно. Это нарушало целостную картинку. Уже давайте все выполняйте трактовку режиссера! Это интересно и небанально, такого еще не было у нас.

Мне в этой постановке не понравился один момент, важный и кульминационный. До этого показали статую Командора, а пришел не Командор, а спустился с разметанными волосами, в неглиже, откуда-то сверху, отец донны Анны, как будто еще не успевший разложиться. Я не думаю, что здесь могут быть разночтения, мое зашоренное и стандартное против продвинутого и оригинального видения этой сцены уважаемым режиссером. Гость – Каменный, и все тут! Мы имеем слишком долгие литературные традиции, начиная от Тирсо де Молина и заканчивая Александром Сергеевичем Пушкиным. Финал тоже странный, везде дон Жуан проваливается в преисподнюю, а тут возносится на небеса в сопровождении двух ангелов и трупа Командора. Или всё не просто, а очень просто – на полу сцены не предусмотрен люк?

Пройдемся по исполнителям! Дона Жуана исполнил молодой, очень хороший баритон из Одессы Василий Добровольский. Партию исполнил прекрасно, лучше не бывает. Это дон Жуан мирового уровня. Но я хотела услышать в этой партии, и хочу до сих пор,  Дулата Токанова и Айдоса Жабагина. Услышу попозже, я буду ходить на эту оперу!

Донну Анну исполнила несравненная Майра Мухаметкызы. Мне в этот раз не хватало хороших голосов, так вот – два хороших голоса обеспечили Майра и Василий. Остальные были не в голосе. Даже Балапан Жубаева неровно выступила. Местами пела замечательно, с накалом эмоций, местами никак. В опере две сложные женские партии, которые нельзя петь академично, они требуют тяжелых эмоций. Этих двух потерпевших от дона Жуана донн исполнили Балапан и Майра. Майра, конечно, звезда, партия сложная, для виртуозного колоратурного драматического сопрано, и Майра справилась. Была в прошедшей опере одна сцена, когда они пели, как полагается, это был секстет в конце, вот тогда голос Балапан, мощный и красивый перекрывал и красиво оттенял голос Майры.

Остальные исполнили средненько. Люблю я Александра Сметанина, он баритон, исполнял басовую партию Лепорелло. Играл хорошо, а вокально – не его партия, и это было отчетливо слышно. Нижние ноты, которыми богата эта партия были полузадушенные и неслышные, в ансамблях не хватало басового тембра, Моцарт ведь не дурак, подбирал голоса. Поют они с доном Жуаном дуэт, а тембральной разницы, так, чтобы гармонично звучали бас и баритон – не было, поют два баритона, один из которых, к тому же, был не в тонусе. Я же знаю, как он может звучать! И деваться некуда, бас – голос редкий, на эту оперу нужно три полноценных баса, а не наскребешь. В списке на исполнение партии Лепорелло стоит еще Таир Тажигулов, ни разу не слышала этого певца. Думаю, Сметанин – лучшая кандидатура, он может петь, но все недостатки останутся.

Настоящий бас, конечно, Болат Есимханов, он исполнил Командора, падре донны Анны. Тоже неровно звучал. Но тут я не беспокоюсь, он будет петь хорошо, он может. Просто премьера так прошла, на холодном градусе.

Другой бас - Мазетто, его исполнил Серик Аукатов. В этом случае ничего не поделаешь, из голоса не уберешь специфический тембр, надсадность, отсутствие плавности и не добавишь вибратность. Не пение, а громкое гудение. Он уже давно так поет. Остается только терпеть. Дублер – Гани Даулеткожа. Не знаю этого певца. Но заранее ничего хорошего не жду.

Церлину исполнила Айман Сатыбалдиева, хористка. Пела нормально, публике понравилась, но это среднее исполнение. Это как раз та партия, где можно просто и безыскусно петь, быть свежей, молодой и кокетливой, что и было представлено. В листе исполнителей этой партии еще стоит Клавдия Кропачева-Потемкина, вот если бы она пела, это было бы сильно. Клавдия имеет божественный голос, который никого не оставляет равнодушным, и актриса она хорошая. Поэтому мне удивительно, почему премьеру спела дублерша, а не основная прима.

Ну и мой любимчик, тенорок Мурат Шалабаев, исполнил партию жениха донны Анны, Оттавио. Должен был петь Нуржан Бажекенов, но не срослось. Пришлось довольствоваться засартом РК (то бишь, заслуженным артистом). Внешний вид и актерская игра выше всяких похвал. Он изобразил жеманнейшего дворянина, настоящую фарфоровую статуэтку. Тут все подходило к этой роли – и его декадентское лицо с безвольным подбородком, и масленые глазки, и общая порочность облика, а какие картинные позы он принимал! Я совершенно серьезна, такова режиссерская трактовка этого образа. Что касается вокальной стороны, то у Оттавио две красивейшие арии. В начале он собрался, форсировал, напрягал звук, это выражалось напряжением головы, также активно помогал себе руками; все эти меры привели к тому, что пение потеряло кантилену и звучало отрывисто, ибо каждый звук выдавливался с напряжением. Потом устал, невозможно же так напрягаться долго! Ну и пошло обычное его блеяние. А ария одна из труднейших из всего мирового тенорового репертуара  “Il mio tesoro”. Ну что поделать,  слушали-скушали. Сидели, озирались и скучали в этот момент, но что характерно, замашки примоуома Мурат не оставил. Блеет, а так себя преподносит, как будто это не он, а Фриц Вундерлих поет. Всеблаг и всемилостив был к нам, несчастным, улыбки расточал, только воздушных поцелуев не посылал. Пародия, а не певец.

Очень рада, что побывала на этой опере. Буду слушать ее столько, сколько дадут (как я «брала» «Пиковую даму», которая исчезла из репертуара после кончины Султана Байсултанова). Постановка, я считаю, фантастическая, прямиком из Италии, родины оперы. Она отличается от всего, что есть в репертуаре ГАТОБа. Она имеет цельный замысел, она продумана, она заставляет задумываться. Она не глупая и не пустая. В этой постановке нет непродуманных проходных мест, которыми грешат местные постановки, все на месте. Я считаю, что всем исполнителям нужно соблюдать концепцию и эстетику, если это позы, то все должны их принимать, а не два с половиной человека. Кроме финала, который не лезет в привычные рамки.

Опера затянута (Моцартом, естественно), об этом еще Чайковский писал, вот цитата: «Оркестровка его, в сравнении с берлиозовской или мейерберовской, разумеется, жидка; его арии несколько растянуты и подчас грешат угодливостью виртуозным прихотям певцов; стиль его, пожалуй, отзывается чопорностью нравов его времени, но вместе с тем оперы его, и «Дон Жуан» в особенности, преисполнены высочайших красот, полных драматической правды моментов; мелодии его как-то особенно обаятельно изящны; гармония — роскошно богата, хотя и проста. Но, кроме всего этого, Моцарт был неподражаемым мастером в отношении музыкальной драматической характеристики, и ни один композитор, кроме него, не создавал еще таких до конца выдержанных, глубоко и правдиво задуманных музыкальных типов, как Дон Жуан, Донна Анна, Лепорелло, Церлина… В ансамблях, в сценах, где развивается драматическое движение пьесы, он дал недосягаемые образцы музыкального творчества. В особенности полны глубокого трагизма все сцены, где является Донна Анна, эта гордая, страстная, мстительная испанка.

Раздирающие крики и стоны её над трупом убитого отца, ее ужас и жажда отмщения в сцене, где она встречается с виновником своего несчастия — всё это передано Моцартом с такой захватывающей силой, что под стать к нему по глубине производимого впечатления разве только лучшие сцены Шекспира. В противоположность к мрачному облику Донны Анны, сколько грации, непосредственного чувства вложил Моцарт в свою Церлину! Как мастерски, как цельно вылился у него Лепорелло, в самых разнообразных ситуациях! Наконец, сколько блеска, чувственной красоты, увлекательной веселости в партии самого Дон Жуана.

…В числе наиболее выдающихся мест оперы укажу на финал первого действия, на сцену у могилы командора, секстет в сцене, где переодетого Лепорелло принимают за Дон Жуана, и, наконец, на знаменитую сцену появления статуи Командора, где так изумительно переданы грозные речи привидения, борьба скептического Дон Жуана с ужасом, возбуждаемым неожиданным гостем, и оторопелый страх труса Лепорелло… Если есть опера, которую можно назвать первой между всеми, то, не обинуясь, я отдал бы это первенство «Дон Жуану»…»

Лучше Чайковского не скажешь.

А я поздравляю ГАТОБ и всех нас с еще одной замечательной оперой. Ура.

 
1