место в рейтинге
  • 150098
  • 725
  • 31
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Үркер: рок по-казахски

Какая группа первой начала играть и петь рок на казахском языке? Однозначный ответ на этот вопрос дать сложно – сегодня многие приписывают ансамблю Дос-Мукасан право носить титул первой казахской рок-группы. Как рассказал недавно на церемонии вручения «Первой Рок-Премии Tengri FM» один из основателей ансамбля Мурат Кусаинов, помимо собственных песен Дос-Мукасан на концертах играли и The Beatles и даже Deep Purple. Как бы то ни было, музыку ансамбля всё-таки сложно назвать роком. Я не сомневаюсь, что и в 60-е, и в 70-е, и тем более в 80-е мысль соединить рок-ритмы и казахскую поэзию не раз посещала головы рокеров – идея лежит на поверхности – но скрижали истории не сохранили имена (по крайней мере, мне ничего не известно) и творческое наследие этих музыкантов.

С приходом к власти Михаила Горбачёва цензура ослабила свои клещи, и рок в бывшем Советском Союзе вышел из подполья. Музыкантам разрешили записываться и гастролировать, тиражи уже классических сегодня команд расходились как горячие пирожки. И на рубеже 80-90-х в Казахстане появились коллективы, чьё творчество, во-первых, зафиксировано, а во-вторых, оказало влияние на музыку следующего поколения. Естественно, я говорю о группах, исполнявших свои песни на казахском языке. В числе первых можно назвать Роксонаки и Үркер. О последних и пойдёт речь. Повод для этого нашёлся замечательный – 20 лет назад (подумать только!) группа Үркер записала свой первый альбом.

Фото с сайта http://city-almaty.narod.ru

Үркер написали целый ряд хороших песен, которые пользуются популярностью у публики, например, «Перiште», «Асель», Махаббат әні», «Жаным», «Наурыз» и другие. Сами участники группы описывают стиль, в котором играют, как этно-поп, одними из первых подняв «тему патриотизма и возрождения национальных культурных ценностей в своем творчестве». Однако, многие ли знают или помнят, что начинали Үркер совсем с другой музыки, и первый альбом записан в духе арт-рока?

Мой двоюродный брат играл в алматинской группе Касса, они лабали ритм-энд-блюз, и я был свидетелем многих рок-н-ролльных событий того времени. В частности, побывал на одном из первых концертов Үркера в 1994 году в зале Союза композиторов. Увиденное и услышанное потрясло меня до глубины души! Ничего подобного я тогда не слышал, да и сейчас тоже. Арт-рок, или как его теперь называют прогрессивный рок, не очень популярен в нашей стране. Сложные музыкальные структуры, нестандартные размеры, полифония и, вследствие чего, композиции длиннее традиционных для поп-музыки 3-5 минут – таковы основные особенности данного стиля. Добавьте сюда тяжелые гитары и упругий «кач» ритм-секции под влиянием Led Zeppelin, а также мелодии в духе казахской народной традиции и стихи казахских поэтов – это было круто! Кроме того, в команде играли городские интеллигентные парни, довольно симпатичные, а кое-кто даже с консерваторским образованием.

В 1997 году, будучи студентом, я целое летом проработал помощником их продюсера. Үркер тогда записали магнитоальбом «Ансарым», разошедшийся немалым тиражом, и песню «Наурыз», мгновенно ставшую хитом.  С тех пор я старался следить за тем, что они поделывают.

В последние годы в разговорах о казахстанской музыке, я нет-нет, да и вспоминал о том первом альбоме «Үркеров». Интересно было бы его раздобыть и послушать. В конце концов, я обратился к музыкантам, с удивлением обнаружил, что ни у кого из них не осталось записей тех лет. По крайней мере, они так утверждают. Но я не верю.

Вообще, у меня была такая мысль: если удастся раздобыть альбом 1993 года, то хотелось бы написать этакую аннотацию с кратким экскурсом в историю. Увы! Запись (пока) найти не удалось, но желание написать очерк о ранней истории группы осталось. Пообщавшись с участниками Үркера, а также покопавшись в собственной памяти, на свет появился сей исторический документ на память потомкам.

Как написал в своей автобиографии легендарный музыкант Кит Эмерсон, кстати, кумир юности музыкантов Үркер: «Рассказ …развивается в хронологическом порядке сквозь призму реальных событий и баек – смешных и грустных, общеизвестных и очень личных». Итак, вот как всё начиналось.

Пианист Айдос Сагатов учился в музыкальной школе имени К.Байсеитовой и в отличие от большинства учащихся школы, слушал не только Баха и Моцарта. Папа Айдоса, известный композитор Мансур Сагатов, увлекался помимо академической музыки, и эстрадой, и роком – в общем всем, что было модно. Вместе с одноклассником Салимом Обашевым, скрипачом и яростным битломаном, Айдос стал слушать The Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin, Emerson, Lake & Palmer и т.д.

«Начались концерты в школе – надо же как-то одноклассниц охмурять, - вспоминает Айдос. – А «классики» такие зашоренные, кроме своей программы ничего не знают».

Уже тогда Айдос предпринимал сочинять, правда академическую музыку. Собственные песни появятся через несколько лет.

«Позже, учась в консерватории, я понял, что могу петь. Сам себе подыгрывал на фортепиано, неплохо снимал на слух. Решил пару песен сочинить. «Айхай далам» и «Cәби болғым келеді» были одними из первых. Я весь такой патриот, интеллигент, читаю литературу репрессированных писателей – тогда всё разрешили: Магжан Жумабаев, Шакарим. Возникла мысль: как бы соединить рок-музыку с высокой казахской поэзией и популяризировать это дело?»

До Үркер Айдос успел поиграть в группе, которую собрал школьный друг Салим. Айдос рассказывает:

«Я учился в консерватории, мы взяли студентов музучилища, назвались Touch&Go и стали играть тяжелую музыку. Вообще мы исповедовали западный подход: виртуозная игра, точные аранжировки, фирменный вокал. Тогда я написал свои первые песни, они были на русском языке».

Одну из вещей взяли в репертуар: она звучала в духе Автографа – безумно популярной группы в те времена.

Touch&Go репетировали на кастрюльном заводе. В СССР предприятия, профсоюзы или общественные организации обладали репетиционными помещениями, инструментами и аппаратом. Для подпольных рок-банд найти репетиционную «точку» – неслыханная удача; так что цеплялись за любую возможность. Нередко по бартеру. Дело в том, что деньги на культурно-массовый сектор выделялись солидные, и за потраченные средства необходимо было отчитываться. Поэтому за возможность репетировать музыканты обещали давать на концерты по праздникам.

«Репетируешь – а в окне пролетает связка кастрюль, - смеётся Айдос. - Пили, курили (не совсем табак). Весело было».

В конце концов, сделав программу, Touch&Go скинулись и поехали на киностудию «Казахфильм» записывать альбом. В помещениях «Казахфильма» располагалась Алма-атинская студия грамзаписи Всесоюзной Фирмы Грампластинок «Мелодия», а таких студий в СССР тогда было всего лишь восемь. Других вариантов просто не было. Это сейчас можно сделать сравнительно качественную запись чуть ли не в домашних условиях.

Музыка представляла собой безумную смесь хард-энд-хэви и арт-рока:

«Играли на бутылках, на струнах рояля, подкладывая монетки – полный Шнитке. Короче, искали свой звук. Идея у группы была такая: пишем альбом и едем к Алексею Козлову, легендарному саксофонисту и руководителю джаз-рок группы Арсенал, даём запись, он становится нашим продюсером.

Отличный план! В группе было человек 10, главная фишка – два басиста, плюс духовая секция. Вот что рассказывает Айдос об этой затее:

«Все плотно сидели на «траве». Они (музыканты) вместе жили на квартире – настоящая коммуна и рок-н-ролл. В общем, записали альбом, поехали в Москву. Денег нет. Кто-то из ребят был связан с дилерами «травы». Мы повезли анашу в Москву, рассовали пакеты кто куда. Я до сих пор поражаюсь, как нам удалось по пакету провести. В самолёте! Толкнув коробок, можно было жить две недели. Я боялся и не участвовал. А пацаны ходили на Арбат и продавали, пока местные их не напугали. Потом всю эту гору «травы» они скурили сами. Жили на какой-то даче в Мытищах, хозяином которой был наш басист по кличке Фофан. Стояла суровая зима, и мы как французы в 1812 году через лес по снегу припёрлись с инструментами на эту дачу. Каждый день ездили в Москву на электричке».

«Была такая хохма. Пришли на какую-то студию с 38-ой плёнкой – это такая тонкая плёнка на железной бобине, её держит только магнитная сила. Плёнку надо аккуратно держать. Кто-то из пацанов спотыкается – плёнку роняют, и они имеют несколько километров лапши, которая мгновенно перекручивается (плёнка-то магнитная!). Два дня потратили, чтобы собрать. Они её как лагман тянули. Все ржали, кто на студию приходил. Потом даже стали помогать – жалко было парней».


Злополучная пленка. Фото с сайта vas.com.ua.

«Кончилось тем, что дело затянулось. Братва скуривается, ничего не происходит. Неделю провисев, я поехал домой. Остальные ещё месяц жили в Москве».

Группа распалась.

А сейчас зайдём с другой стороны и познакомимся с другим основателем группы Үркер – Бейбарсом Джуманиязовым. Как и Айдос Сагатов, он тоже вырос в музыкальной семье, учился в музыкальной школе по классу скрипки. Отец Бейбарса – известный казахский композитор Базарбай Джуманиязов, в те времена председатель Союза композиторов Казахстана. Отцы Айдоса и Бейбарса с одного аула, вместе жили в общежитии. Дадим слово Бейбарсу:

«В 1988 году я взял в руки гитару, начал играть в стиле хард-энд-хэви в группе под названием «Проклятье». Играли часто: перед Дворцом пионеров, в рок-клубе «Рухани» (о котором ещё поговорим). Название дурацкое, может поэтому группа долго не просуществовала. Потом я поступил в консерваторию, но всегда тяготел к родной музыке и решил поиграть казахскую традицию с элементами цеппелиновского саунда. На дворе стояло лето. Я дал объявление в газету «Горизонт»: «Набирается состав музыкантов для игры казахской музыки в стиле Led Zeppelin». Айдос был моим соседом, жил на два этажа ниже. Когда я набирал команду, то воспользовался административным ресурсом, который нагло эксплуатировал».

Бейбарс уже успел обзавестись связями в рок-тусовке, поэтому знал многих музыкантов, и довольно быстро нашёл басиста для будущей группы. Так появился Даурен Сыздыков, который принёс колонки «Родина» и усилители. Раздобыли барабаны «Радуга». Электронных клавишей не было, зато в распоряжении был рояль. Даурен жил и работал плотником в доме отдыха «Просвещенец». В котельной «Просвещенца» трудился самобытный поэт Оралтай Билялов, который к тому моменту уже публиковал свои стихи в газетах, кстати, в 1999 году вышла книга с его стихами «Коңыр». Даурен попросил Оралтая, который успел пожить в Ленинграде и видел расцвет ленинградского рок-клуба, написать стихи к песням и тот с энтузиазмом согласился. В результате на стихи Оралтая Билялова у группы появились такие вещи, как «Жеке дара қоңыр», «Көктемдегі күз», «Шым батқан бір шұғыла», «Қиял-құс, сығыныш» и «Коңыр №7». Добавьте сюда песни на стихи Мукагали Макатаева «Айхай далам» и «Cәби болғым келеді», плюс «Ескендірдің екі мүйізі» и «Жас сұлуға» Магжана Жумабаева, а также «Адам немене?» Шакарима.

Вспоминает Айдос: «Сначала я сочинял музыку на готовые тексты, что неправильно. Консультировался с отцом, который хорошо разбирался в казахской литературе, и советовал, что почитать. «Айхай далам» – первый опыт казахской песни на стихи Мукагали Макатаева. И «Cәби болғым келеді» – явный закос под «Stairway to Heaven». Набравшись сил, решили собрать состав и записать альбом – опыт у меня был уже. Биба (Бейбарс) приводит Даурена Сыздыкова, у которого было неполное образование в музучилище по бас-гитаре и донельзя приятный голос. И внешность».

Бейбарс: «Айдос сочинил несколько композиций. В промежутке был еще человек по имени Рафаэль, он был звукорежиссёром в Союзе композиторов, они с Айдосом что-то начинали делать. Потом появился Нурлан...»

Правда, сначала пригласили барабанщика группы Триумвират Игоря Перебеева. Триумвират были очень популярными в Алма-Ате, в составе группы играли очень сильные музыканты. Айдос:

«Игорь пришел, послушал: ух ты как интересно, так никто не играет! Была казахская эстрада и подпольный рок. А хотелось для молодежи, но на казахском – живьём, по-роковому, чтоб колбасило, но не как панки и металлисты, у которых не было профессиональной отточености. Деньги зарабатывать музыкой в голову не приходило. Больше для идеи: мир изменить и т.д. – всё, как положено. Была такая вещь, очень сложная и дико длинная – «Адам немене?» на слова Шакарима – рисунок барабанов основан на партии рояля. Тогда так мог сыграть только Перебеев. Но он играл в Триумвирате и не хотел распыляться на два проекта, зато привёл своего ученика. Им оказался Нурлан Сейлов, который мог играть ровно и громко а-ля Джон Бонэм».

Барабанщик Нурлан Сейлов, как и большинство алматинских подростков, начинал с «битлов»:

«Музыка нравилась, но играть ни на одном инструменте я не умел. С группой получилось так – в газете «Горизонт» было объявление: «Рок-клуб «Рухани» каждую пятницу проводит концерт». Мои друзья играли на гитарах, собирались на Тулебайке и пели песни. Я со всеми тусовался. В один из прекрасных дней созрело решение – мы банда. И пошли в «Рухани». Была пятница. Выступали «Триумвират» и «Форпост». Когда я это услышал, то понял, что хотелось такого же. Только как? После концерта подошёл Игорь Перебеев и предложил пойти в рок-школу. Ребята замялись. Игорь говорит: «Вас четверо, вы явно хотите группу. Кто у вас барабанщик?» Вытолкнули меня. Я подумал, что если скажу «нет», случая больше не подвернётся. Игорь провёл нас в подсобку, желающих набралось человек двенадцать. А в те времена быть бас-гитаристом и барабанщиком было не престижно. Со следующей недели начались занятия. Игорь старался максимально дать основы и спросил каждого, кому что нравится. У меня номер один – Led Zeppelin. Игорь сразу начал показывать: «А вот здесь он (Джон Бонэм – барабанщик LZ) играет так, а здесь – так… и Остапа понесло. Манеру игры Бонэма Игорь «схавал». Начались занятия: палочки, мешочек с песком. Кстати, позже ещё я учился играть на этнической перкуссии. В общем, один из друзей организовал группу Gella – это был положительный опыт. Прошло время, я прозанимался год-полтора. Однажды подходит Игорь и говорит: «Тут есть одна казахская группа, мог бы ты попробовать?» Арт-рок для начинающего казался сложным, я засмущался. К тому же они все консерваторские...» «Атмосфера в группе была одухотворённая, подход осмысленный. Айдос написал «Адам немене?», тогда никто не посягал на казахских поэтов. Вступает Перебеев – плотный мощный рок со степным звучанием. Меня поразило. Предложили попробовать. Я попытался повторить Перебеева, но не было той чёткости, однако Айдос с Бейбарсом улыбнулись и сказали: «Отлично!»

С полгода парни плотно репетировали, каждый день занимались. И зимой 1992-93 года на Казахфильме Үркер записали альбом в составе: Айдос Сагатов – фортепиано, блок-флейта, вокал, Бейбарс Джуманиязов – гитара, Даурен Сыздыков – бас-гитара, вокал, Нурлан Сейлов – ударные. Помимо песен Айдоса, в репертуаре была пара песен Бейбарса, несколько вещей Даурена на стихи Оралтая Билялова. В отдельных композициях партии баса и гитары имитировали домбру. Живьём толком не играли, но один концерт всё-таки дали в зале Союза композиторов, пришли взрослые серьёзные люди – члены Союза композиторов Казахстана.

«Кто-то из них сказал: «Я ничего не понял: для меня шум начался, и шум закончился», - смеётся Бейбарс.

По воспоминаниям, писали альбом ночью, между сменами. Что-то получалось с первого дубля, над чем-то приходилось реально попотеть. Сложность записи состояла в том, что барабанщика, например, сажают в отдельную комнату, и нет ощущения локтя, чувства игры в бэнде, столь необходимого для правильного звука. Каждую инструментальную партию приходилось прописывать отдельно. Айдос принципиально настаивал на живом рояле. В то время нормальные инструменты и усилители приобрести было проблематично, стоили они дорого, нередко приходилось играть на всяких «дровах». Для барабанщиков достать нормальные палочки и мембраны доставляло головную боль. Палочки вытачивали из ножен стульев и табуреток.

Кстати, альбом записывал легендарный звукорежиссёр «Казахфильма» Алим Байгарин. Он хвалил парней и говорил: «Вы и Роксонаки играете настоящую музыку».

Один из первых, кто услышал запись, был известный музыкальный журналист Евгений Бычков. В ноябре 1993 года он написал рецензию в газете «Экспресс-К».


Вырезка из газеты "Экспресс-К", 1993 год. Из личного архива

Айдос дал послушать своему преподавателю в консерватории. Тот сказал: «Музыка интересная, но барабанщик играет неровно». Однако, все отмечали, что есть идеи. «Помню, кто-то в наглую спёр фрагмент нашей композиции и вставил в рекламу на радио», - рассказывает Бейбарс.

Бейбарс к тому времени понял, что с музыкой никакого будущего не будет, он сильно тяготел к коммерции. В начале 1993 года движение начинает затухать, Бейбарс погружается в бизнес и объявляет о своём уходе.

Нужно искать нового гитариста, а гитарист должен быть необычный. Нурлан отмечал, что у Бейбарса было чёткое видение музыки. Прослушали несколько гитаристов, которые считались профессионалами, но ни один не подошёл. «И тут я предложил друга – богатейшего опыта нет, но музыку чувствует тонко, и сам по себе интересен», - говорит Нурлан.

Гитарист Рустам Мусин учился с Нурланом Сейловым в одной школе. Рустам был как раз в той компании, которая пошла на концерт в рок-клубе «Рухани», а позже стал учиться рок-школе, только на гитаре. Гитару в «Рухани» преподавал Дос Бакиров, который собрал состав под названием Gella – куда вошли Рустам и Нурлан – играли глэм-рок в духе Cinderella.

Параллельно Рустам играл в группе Танго. Они записали альбом, дали серию концертов Алматы, в общем набирали популярность. Рустам Мусин: «Нурик, который к тому времени уже играл в Үркер, постоянно рассказывал, что они играют, альбом записывают. А я на всё лето уехал в стройотряд, и когда вернулся, Нурик рассказал, что Биба уходит. В начале 90-х расцвела коммерция, институт, где я учился, скорее напоминал биржу. Все говорили: есть три тонны зерна, давай провернем. Не знаю, существовало ли в самом деле зерно, но разговоры были такие».


Группа Танго. Фото с официальной странички Вконтакте.

Вообще-то Рустам сначала пришёл на временной основе. Александр Цой – лидер Танго – уехал в Москву пытать счастья, он года два там прожил. Проект Танго заморозился. «Осень 1993 года. Готовился грандиозный рок-фестиваль в Алматы. Үркер тоже пригласили, но у них не было гитариста. И я согласился как сессионный музыкант поучаствовать в концерте. Фестиваль не состоялся, но мы продолжали репетировать. Меня никто не выгонял, и я не уходил. Так и остался. Когда пришёл, то был просто ошеломлён: всё по-другому, несимметричные ритмы, на 4/4 почти ничего не было. К тому же мне льстило, что я играю с Айдосом, он тогда уже преподавал. Асылбек Енсепов, группа Яшлык и Медеу Арынбаев были его студентами. Получилось, что я как человек, который пришёл позже всех и ненадолго, остался дольше всех».

Вот ещё что вспомнилось: впервые Үркер я услышал по радио в начале 1994 года. Дело в том, что накануне Нового года в «Рухани» состоялся большой концерт с участием резидентов клуба. Үркер решили кинуть пробный шар и сыграть на этом концерте. И запись с того мероприятия крутили в одной из программ на радио «Максимум». Айдос вспоминает: «Брать нас не хотели, сказали: приходите на прослушивание. В зале сидела комиссия, которая допустила нас к новогоднему шабашу. Выступать поставили первыми. В «Рухани» публика слушала хэви и панк, а мы были слишком интеллигентными. Народ там пьяный, могли и рыло начистить. Поэтому мы приехали со своей группой поддержки. Это были боксеры – наши «Ангелы ада» – человек двадцать, друзья Руса и Нурика. Они пришли пораньше и заняли первый ряд. После концерта была дикая эйфория. Нас приняли! На улице из горла пили вино. Тормознули троллейбус (Сникерс отдыхает!), который развёз по домам. Один из кентов челночил тогда и подарил нам турецкие носки».


Распечатка текстов с концерта в Союзе композиторов, из личного архива

А уже в январе состоялся концерт в зале Союза композиторов, о котором я писал в начале. Народу собралось человек сто, на каждом кресле предусмотрительно были разложены распечатки с текстами песен с переводом Оралтая Билялова. Я полагаю, львиная доля зрителей не понимала казахского. После Союза композиторов был концерт в консерватории. «Я попросил девчонок с консерватории сделать афиши и расклеить по городу. Зная, что мы подадим заявку на «Жас канат», я пошел рано утром и все окна офиса дирекции конкурса заклеил афишами: «Үркер (рок по-казахски)», - смеётся Айдос.


1994 год. Автор фото неизвестен. Спасибо Рустаму Мусину

«Всё делалось на полном энтузиазме, была наивность какая-то. Но если бы её не было, ничего не получилось бы. Очень сложно было пробить сложившееся мнение, что не может быть на казахском языке качественной рок-группы. Считалось, что казахская эстрада очень отсталая. А тут городские ребята начали петь рок по-казахски, оказалось – это может быть модным. Качественная музыка, хорошая поэзия. Чтобы получить разрешение на использование стихов в наших песнях, я лично побывал у вдовы Мукагали Макатаева, у детей Магжана Жумабаева. И они говорили: «Нам ничего не надо, мы рады, что кто-то заинтересовался поэзией наших родственников и даёт им вторую жизнь».

В девяностые путь на официальную эстраду можно было проложить лишь через конкурсы, прочих способов и не существовало. «Жас канат» был младшим братом «Азия дауысы», в этом конкурсе участвовали начинающие артисты. Үркер заняли второе место. Первое заняла группа Плюс, в которой пел покойный Данияр Макашев, впоследствии один из вокалистов группы JCS. Үркер сыграли живьём две песни. По правилам «Жас каната» лауреат первой премии допускался к участию в конкурсе «Азия дауысы», но группа Плюс распалась, поэтому на «Азию дауысы» взяли Үркер. От Казахстана также участвовал молодой певец Медеу Арынбаев. Помнится, за несколько месяцев до начала «Азии-94» организаторы заявили, что в качестве почётных гостей планируют пригласить Тома Джонса, Эрика Клэптона, Фила Коллинза и кого-то ещё из суперзвёзд. Если конечно спонсоры помогут. Однако, в том году приехали Аль Бано и Ромина Пауэр.


"Вечерка" и "Экспресс-К", 1994 год. Из личного архива.

На «Азия дауысы» живьем играли только две команды: Үркер и Хабиб Куатэ и группа Бамада (Habib Koité & Bamada) из Мали. Остальные использовали «минусовки»: вокал живьём, а инструменты в записи. Организаторы конкурса поступили не самым лучшим образом с живыми коллективами, задвинув их выступления в последнюю очередь, т.е. глубоко за полночь. Большая часть публики уже ушла, да и жюри, мягко говоря, подустало. Впечатление от выступления оказалось смазанным. Нурлан вспоминает: «Даже для настройки инструментов нам отвели другое время. Зато вспоминается такой случай. Палочки у меня были самодельные, и когда барабанщик группы Bamada увидел это, то просто обалдел и мог лишь произнести «Оооо, оооо!». Я же ответил, что так надо. Зато тот чувак дал для выступления свою педаль – хорошую – увидев, на чём я играю».

После «Азии» наступило разочарование и большое затишье. Года 2-3 года особо ничего не делали, лишь периодически участвовали в каких-то мероприятиях. «Пришло понимание, что нужно стиль менять, расти качественно, лучше играть, записывать. Менялись технологии. Я работал в рекламном агентстве, преподавал в консерватории, в колледже и КазПИ, учился в аспирантуре. Все где-то работали. Арт-рок оказался никому не нужен», - рассказывает Айдос.


Газета "Экспресс-К", 1994 год. Из личного архива.

Рустам, кстати, всегда умудрялся параллельно участвовать и в других проектах. В середине 90-х небезызвестный в рок-тусовке Жан Кастеев организовал дискотеку «Пилот», где Рус со своим другом Эриком Лимом – очень крутым гитаристом – играл блюзовый дуэт. Дуэт перерос в группу Black Blood Blues, или BB Blues, исповедавшую смесь джаза, фанка и собственно блюза. Помнится, у них была даже медная секция – редкость и в наши дни. Затем Эрик и Рустам ушли и создали группу Midnight Blues. К ним присоединился Даурен Сыздыков и барабанщик Сергей Литвинов. Играли каверы в клубах, таким образом зарабатывали. Вот что рассказывает Рустам: «Все закончили институты, начали работать. У меня был коммерческий ларёк, который мы с братом купили за 500 долларов. Нурик работал в коммерческой фирме, продавал оптом товары народного потребления. Айдос устроился в рекламное агентство. Огромный поток немцев возвращался на историческую родину, и авиакомпания под названием Sun занималась перевозками репатриантов. Эта компания вложила деньги в рекламное агентство, купила звуковую и видеоаппаратуру».

В агентстве Sun Айдос делал рекламные джинглы и параллельно писал новые песни, примерно год. «Поменять стиль решили единогласно. Всем нравилась музыка, которую играли, но хотелось признания, а его не было. Мы были широко известны в узких кругах. Надо быть ближе к людям, а то непризнанными гениями и уйдём», - вспоминает Рус. Так на студии Sun и была записана львиная доля второго альбома под названием «Ансарым». Вокал писали в студии Asian Pro Music (APM) с известным звукорежиссёром Сергеем Лобановым. Рустам утверждает, что на «Ансарым» все скинулись долларов по двести. Кассету продавала студия Fair Play. Помните, в 90-е в Алматы существовало несколько студий, распространявших музыку – «Ирис», «Плюс», «Центр», «Fair Play»? Из старого материала на альбоме, в несколько переработанном виде, звучат «Жеке дара қоңыр», «Шым батқан бір шұғыла», «Айхай далам» и «Жас сұлуға». «Cәби болғым келеді» всплывёт на следующем альбоме. «Никаких денег мы не видели, хотя я подозреваю, что продажи были», - говорит Айдос.

«В том агентстве, где я работал, появилась студия нелинейного монтажа. Чтобы набить руку, предложили нам сделать клип, и заодно опробовать машину. Выбрали песню «Ансарым», запихали все имеющиеся эффекты студии. Картины в клипе, кстати, художника Каната Ибрагимова. Клип обошёлся в 50 долларов (а вот Рустам утверждает, что первый клип записали за ящик пива – примерно так и выходит). Кто-то отнёс песню на какой-то канал, и случилось чудо: люди были в шоке, им понравилась музыка. Была совсем другая эпоха. Телеканалы не были избалованы деньгами: не было детей нефтяников, поющих трусов, чьих-то секретарш, которые стали платить за ротацию, так как никто не хотел это ставить». «Каналы с радостью взяли наш клип – тогда крутить было нечего», - добавляет Рустам. Песню пускали в эфир бессчётное число раз, что иной раз раздражало. То же самое случилось со вторым клипом «Ән мекен».

Песни пошли. Участников группы стали узнавать на улицах. «По-честному, Үркер первые гонорары заработал в году 97-98», - отметил Рустам. Случались такие хохмы: Нурлан Сейлов тогда носил длинные волосы. Пошёл он как-то на базар, к нему подходит некто и говорит:

- Можно у Вас автограф?
- С чего бы это?
- Вы же Мурат Насыров!

А потом появился «Наурыз». И понеслось!

В 1998 году Үркер записали третий альбом «Тойбастар», подаривший ещё несколько хороших песен: «Сәулемай», «Періште» и «Мой Казахстан». В том же году в турецком Измире на фестивале музыки тюркоязычных стран Үркер стали лауреатами. Последовали первые гастроли по городам Казахстана.

В 1999-ом группа дала большой концерт во Дворце студентов в Алматы. Рустам: «Помню, в те дни приехала певица Линда, которая была на пике популярности. Мы очень переживали, что никто ни придёт. Однако, всё прошло на ура! Народу в зале собралось много, приняли нас очень хорошо». Тогда с Үркер выступала шотландская группа Iron Horse. «У меня были российские электронные барабаны «Роктон». А у шотландцев барабанщиком был сын басиста Nazareth. И когда он увидел эту установку, просто офигел. Читает «Покмо»? Что такое? Почему не знаю?»


Фото 1 с сайта www.ruskeys.ru. Фото 2 с сайта olx.ru.

А дальше наступили 2000-ые. И это уже совсем другая история. Үркер кардинально поменяли направление. Ушли из группы Нурлан Сейлов и Даурен Сыздыков. Одно время в состав входил певец и телеведущий Нурлан Албан. Сегодня Үркер – это Айдос и Рустам. Нурлан Сейлов работает в автобизнесе, музыку забросил, Даурен Сыздыков продолжает играть с алматинскими группами. Поэт Оралтай Билялов лет 10 назад выпустил книгу с размышлениями о тенгрианстве. Бейбарс Джуманиязов, как я писал, повесил гитару на гвоздь, занимался бизнесом, но творческие гены не дают о себе забыть: сейчас он пишет киносценарии. Рустам Мусин ещё с 90-ых удачно сочетает карьеру музыканта и бизнесмена – он президент компании «Самат Шоу Техник». Айдос Сагатов работал на радио. Ему, по мнению Нурлана, как профессиональному музыканту, тяжелее всего пришлось. Что Айдос сам косвенно подтверждает:

«Боль казахского шоу-бизнеса – платная ротация. Мало того, что это той-бизнес, так ещё нет и рынка сбыта. Из 15 млн. населения активные покупатели отечественной музыки – 1-2%. Плюс политика каналов, которые не развивают хороший контент. Они бесплатно ставят россиян и фирмачей, а с наших дерут деньги. 80-90% местного продукта – ярмарка тщеславия. Многие, видя какое качество на экране, думают, что я так тоже могу – качество соответственно падает. Я не вижу смысла издавать новую музыку в этой стране. Хотя нас продолжают приглашать на всякие корпоративы, случаются мероприятия официального характера. Моя оценка нашего шоу-бизнеса – это той-бизнес и платное телевидение. Нет творческого подхода нигде, не поощряется желание создавать – лучше стырить или купить. Шоу-бизнес – зеркало того, что происходит в обществе».


Из архива Айдоса Сагата.

Что бы ни происходило сегодня, я ставил целью рассказать о становлении группы Үркер. На мой взгляд, ранняя музыка несла в себе свежесть, глубокий эмоциональный заряд и настоящий драйв рок-н-ролла. Очень жаль, что эти записи не сохранились, я даже обращался на телеканалы в надежде, что у них в архивах пылятся плёнки с «Жас каната» или «Азия дауысы» 1994 года. Говорят – что нет, но я думаю, что просто никому неохота копаться в архивах. И мне не совсем понятно отношение самих музыкантов к своему прошлому творчеству. Да, с высоты прожитых лет они утверждают, что сыграно на первом альбоме неровно, но ведь это прошлое, и его не стоит стыдиться. Я надеюсь, что после прочтения этого очерка где-нибудь у кого-нибудь случайно всплывёт кассета с записью первого альбома. «Я Айдосу периодически предлагаю поднять старые вещи, но как-то идея не развивается», - пожимает плечами Рустам.

Как бы то ни было, Үркер вне всякого сомнения оставили яркий след в казахстанской музыке. И я надеюсь, они ещё напишут новые главы своей музыкальной книги. Ведь Үркер переводится как созвездие Плеяды, олицетворение гнева и упорства. На Плеяды также – это и «созвездие надежды». Надеюсь, мы ещё услышим от них что-то новенькое.

p.s. Хочу поблагодарить Айдоса Сагата, Бейбарса Джуманиязова, Рустама Мусина, Нурлана Сейлова и Оралтая Билялова за интервью и за предоставленные фотоматериалы.

snatch
4 марта 2013, 13:01
5575

Загрузка...

Комментарии

Классная статья, спасибо.

Уркер - одна из самых достойных популярных рок групп в Казахстане за все время(+ Мотороллеры).
Жаль, что сейчас нет такой музыки в этой стране и любовью пользуется откровенное говно в виде казахской попсы.
snatch
0
0
Сейчас они рок в общем-то не играют, но качество все равно на высоте.))
Спасибо за познавательный и ценный для истории отечественной музыки пост, в который вы вложили душу.
Я, с вашего разрешения, вставлю ссылки на два записанных мной подкаста, в которых рассказал о песнях группы "Үркер":
"Наурыз" - yvision.kz
"Туған елім" - yvision.kz
snatch
0
0
Да конечно, я только за.)))
Вам спасибо!
Большое спасибо за статью!
Искренна рада за Вас ценителей музыки!! Уркер особенная этно-поп группа))
snatch
0
0
А Вы музыку не цените? :-)
спасибо за статью, в свое время не мог найти людей кто мог бы привезти с алматы альбом уркера. не верится что коллективу 20 лет. Интересно они будут его как нибудь отмечать? тур по городам?
Даа шикарная группа Уркер! Это наши Скорпионс!)) Очень люблю слушть их иногда. Они вселяют такой дух патриотичный!))
слишком длинно не дочитал до конца прочел про анашу улыбнулся,потому что я с Джамбула.А если чесно в казахстанском роке кроме Адаптации не кого не воспринимал всерьез аж захотелось послушать их именно первый альбом который так здесь разрекламировали.
Мне очень понравилась песня про "Наурыз")))
Не знаю кто считает Уркер класной группой, но у их соллиста Айдоса плохая дикция, непонятно о чем поет. Одно мяуканье.
Слишком преувеличена роль Уркеров! Попса!!!
Заказуха? Уркер теряет себя?
snatch
0
0
Конечно заказуха! Я сам себе заказал.
Если бы вы про Кайрата Нуртаса написали бы такую душевную статью, то уж точно заказухой бы пахло.

А так ведь с теплотой напомнили об одной из уважаемых музыкальных групп.
А вдруг я горячий фанат Кайрата Нуртаса?
ali_kz
0
0
Айдоос и Рустааам!!!! Если вы выпустите 2-й (Ансарым) и 3-й (Той Бастар) альбом в том же исполнении, что в 90-х, то коммерческий успех от продаж гарантрован!
Я как и все Ваши поклонники ищу качественный диск в Меломане (2-3 альбомы), но их нет. Если даже есть те песни из альбомов, то они просто перепеты с новыми участниками как Нурлан Албан в 2000-х. Это совсем не то, что было в 90-х...
Дайте народу качественный продукт записанный в 90-х!!! А то те аудио касеты уже рассыпались и затерялись! Вид диска должен быть как альбом Асылбека Енсепова "Жібек жолы" в кожанной или другой оригинальной упаковке, и желательно 2 альбома в одном!
van1
0
0
кстати, есть у кого кассеты ансарым и тойбастар? очень хочется послушать
snatch
0
0
На кассетах до сих пор лежат
Хорошая музыка. Только вот манера исполнения у солиста своеобразная, не каждому музыканту привычна.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Свыше 10 известных университетов приглашают его обучаться зарубежом, но выбор будет оставаться за Сакеном. Он выберет обучение The University of Edinburgh и отправляется в эту удивительную страну...
socium_kzo
30 нояб. 2016 / 11:06
  • 11048
  • 10
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза или...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 4720
  • 14
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
2 дек. 2016 / 13:57
  • 3956
  • 4
Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Когда на тебя смотрят как на говно. На работе многие считали, что они выше меня уровнем

Дело было летом 2012 года. Мне было почти 20 лет, жил я от сессии до сессии довольно весело. В голове машины, клубы, тёлки. Жизнь размеренная и неторопливая. Вдруг мне приходит в голову идея...
almatinec_92
28 нояб. 2016 / 16:57
Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Трамп и не подозревает, что 16 декабря 1991 Казахстан не создал, а восстановил свою национальную государственность. Иначе бы он упомянул не только 25 лет, а больше чем 550 лет казахской истории.
Stehlikova
2 дек. 2016 / 9:02
  • 4082
  • 86
О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

О переименовании столицы: Казнет не зря взорвался едкими комментариями

Сеть облетело очень символичное видео, где г-ну Султанову в ходе пресс-конференции прямо задают этот вопрос. «Вы советовались с народом?!» – спрашивают его журналисты. На что депутат так и не смог вразумительно ответить.
openqazaqstan
28 нояб. 2016 / 14:35
  • 3665
  • 15
Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Недавно пролетал через аэропорт Амстердама - Схипхол. Так как улетал из аэропорта Алматы, то не мог не начать сравнивать эти аэропорты.
Superkurt
30 нояб. 2016 / 10:09
  • 3318
  • 12
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться. Она не...
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 3097
  • 11
Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Президент Назарбаев предложил амнистию для совершивших преступления небольшой тяжести несовершеннолетних, пожилых, женщин и других социально уязвимых категорий осуждённых
openqazaqstan
30 нояб. 2016 / 13:45
  • 2924
  • 19