Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
18:09, 10 февраля 2013

Сезон Наград. Любовь

Лаконичное название этого фильма не должно вводить вас в заблуждение. Этого светлого чувства в картине достаточно, я бы даже сказал, что все два часа кинопленки пропитаны любовью. Вот только настроение у этого слова в этом фильме совсем не такое, к которому привыкли зрители.

Жорж и Анна, пожилая пара бывших учителей в консерватории, живет тихой жизнью в небольшой квартирке где-то во Франции. Их единственная дочь изредка навещает их, то ли, чтобы проведать, то ли, чтобы убежать на пару дней из Англии, где она живет со своим мужем. Но однажды утром у Анны случается приступ, после которого ее состояние только ухудшается – сначала отказывают ноги, затем остальные суставы и т.д. Жоржу же приходится наблюдать за тем, как любовь его жизни угасает на его глазах.

«Любовь» — первый просмотренный мною фильм Микаэля Ханеке – режиссера, которого обожают на европейских фестивалях. Я не знал, чего ожидать и начал просмотр с чистого листа. И в первой же сцене режиссер удивил, убив единственную интригу, которую мог в теории нести этот фильм, наповал. С пятой минуты все действие фильма проходит в квартире главных героев, камера ведет себя исключительно академично, а актеры разыгрывают одну из самых «мучительных»  для просмотра историй в течение двух часов, напоминая зрителям о своих еще не заржавевших актерских талантах. То, что я слышал о Ханеке и его предыдущих лентах, сводилось к двум словам – бескомпромиссность и жестокость по отношению к зрителю. Не изменил он себе и в этой ленте. И, тем не менее, ощущения после просмотра могут быть совершенно диаметральны настроению самого фильма.

Blog post image

Микаэль Ханеке

Я не знаю, могу ли я вообще полностью понять эту картину. Мне – 25, героям ленты – за 80, режиссеру – 70 лет. Кто знает, может быть через лет 20-30, пересматривая эту картину, мне на ум будут приходить совершенно другие вещи, но сейчас – «Любовь» действует на меня как…   мощный анти-депрессант. Наблюдая в течение двух часов за двумя пожилыми людьми, которые ограничены и физически, а в случае с Анной, с определенного момента, и умственно, мне все яснее представлялась моя собственная старость. Если я доживу до таких же лет, как главные герои, то, очень вероятно, у меня будут такие же проблемы со зрением, я так же буду неуклюже ловить голубя, случайно залетевшего в мою квартиру, и, возможно, у меня будут проблемы с рассудком, учитывая всю эту работу с компьютерами и окружающую нас реальность. И все это произойдет очень обыденно и естественно, потому, что это происходит с каждым из нас каждый день. И именно поэтому, после просмотра, осознавая, что мне все еще 25, и то, что я относительно здоровый молодой человек, мое настроение стремительно повысилось, и я ощутил приток новых сил. Да, меня, возможно, ждет старость с ее проблемами и ее мудростью. Но, благодаря герру Ханеке, я вспомнил, что ее совершенно глупо бояться, она – часть нашей жизни, как и то, что происходит в этой жизни прямо сейчас.

Не смотря на все вышесказанное, я не могу рекомендовать этот фильм для просмотра. В конце концов, моя реакция на картину достаточно уникальна, а большинство рецензентов отзывались о ней, как о «фильме, который бесспорно является одной из самых лучших картин ушедшего года, но который я больше никогда пересматривать не буду». Он мрачен, он может показаться затянутым. Зрителям, не привыкшим к европейскому кино и долгим планам, смотреть «Любовь» не рекомендуется. Но у меня такое ощущение, что людям, которые находятся в небольшом духовном или моральном кризисе, просмотр этого фильма может помочь вернуть себя в порядок.

В завершении, нужно вспомнить почему «Любовь» попала в список фильмов, о которых я пишу в этой небольшой серии постов, посвященному Сезону Наград. Картина Ханеке совершенно неожиданно отхватила пять номинаций на предстоящем Оскаре. Одну статуэтку режиссер точно заберет к себе домой – фильм обязательно станет лучшим среди картин на иностранном языке. Для победы в главной номинации – «лучший фильм» — не хватает номинации на монтажную награду. Без нее, если верить статистике, победить очень сложно. В сценарной номинации конкуренты тоже уж слишком сильны – и «Королевство Полной Луны», и «Джанго Освобожденный», и «Цель Номер Один» имеют свои козыри в Академии, которых не хватает австрийской ленте. А вот на режиссера и главную женскую роль шансы есть, пусть и не большие.

В данный момент все возможные режиссерские награды собирает Бен Аффлек, которого в числе номинантов на «Оскар» нет. Куда уйдут эти голоса – пока непонятно. Ясно, что есть тяжелые фавориты (Спилберг и Энг Ли), но номинация Ханеке пришла не из неоткуда. Как я упоминал в первом посте, больше половины академиков старше 60 лет. Тема «Любви» близка этим людям и, вполне возможно, они захотят вознаградить режиссера или исполнительницу главной роли (Эммануэль Рива) за ту работу, которую они проделали.

Blog post image

Эммануэль Рива

Как бы то ни было, «Любовь» — исключительно редкостная работа и у меня в коллекции этой картине всегда найдется место, за ее прямоту и реалистичность. Да и просто, ради того, чтобы взглянуть на этот фильм спустя десяток лет и сравнить свои ощущения с нынешними. Ведь это чрезвычайно интересно.

5
221
1