место в рейтинге
  • 24249
  • 113
  • 6
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Мусорная куча. Анализ одного бюрократического софизма.

В IV в. до Р.Х. жил в Древней Греции  философ Евбулид, который вошел в историю благодаря своему таланту задавать каверзные вопросы. Они широко известны, и вы наверняка с ними знакомы. Например, софизм «Куча»:

Одно зерно кучи не составляет. Если прибавить ещё одно зерно — это тоже не куча. Так с какого же зерна начинается куча?

Действительно, если выставить зерна в ряд: одно, потом два, потом три и т.д., то какая по счету горстка с уверенностью будет названа нами кучей? И если мы назвали кучей ту, в которой 2 598 876 зерен, то почему предыдущую, с 2 598 875 зернами мы кучей не назвали? Ведь отличие-то всего на одно зерно, а очевидно, что не одно зерно делает кучу кучей.

В отношении планов постройки на Кок-Жайляу международного горнолыжного курорта я наблюдаю ту же самую софистическую логику. Выходит, например, директор ТОО «Каспийэколоджи» М. Киреев к журналистам, и говорит:

«С точки зрения экологического риска - он (проект застройки К-Ж – А.К.) приемлем. Экологическая оценка позволяет двигать проект. В плане экологического риска, он не так страшен, как говорят защитники природы»,

- и получается, что продолжать разговор незачем, что это всего лишь один фантик, брошенный на землю, а не мусорная куча, как пытаются представить противники проекта.

Между тем, и сам фантик оказывается не таким уж и маленьким, и бросают его отнюдь не на чистую землю, а в среду, уже вполне созревшую для того, чтобы быть названной мусорной кучей. Просто для того, чтобы это увидеть, необходимо обратить внимание на все элементы этой кучи, а не на один из них. Вот это я вам и предлагаю сделать.

 

***

Для начала посмотрим историю родного города. Приблизительно так вот менялись южные границы города с течением времени.

Включение новых территорий в границы города не влекло за собой моментального ухудшения экологической ситуации, все происходило постепенно, зернышко к зернышку.

Головной арык, что и теперь протекает по пр.Абая, был границей города с тех времен, когда город еще назывался Верным. Тогда не было микрорайонов Самал и Орбита, тогда даже Коктема еще не было.  Вместо них были сады и кустарники, а по ущелью шли лесочки. Однако, уже тогда было понимание значимости лесов в южных предгорьях для экологии региона. Например, в 1867 году губернатор Г.А.Колпаковский «совершенно запретил постройку деревянных домов и служб» (см. А.Г.Лухтанов, «Город Верный и Семиреченская область», стр. 158).

Отменить этот запрет пришлось после землетрясения 1889 г., которое показало преимущество деревянных домов над каменными, и теперь уже было решено строить дома только из дерева. Другими словами, только прямая угроза жизни горожан заставила пойти на вырубку лесов, и это в те времена, когда леса было значительно больше, чем сегодня.

Вот в таком зеленом городе уже понимали значение лесов для экологии региона.

 
Но если тогда снятие запрета можно было объяснить, поскольку речь шла о человеческих жизнях, то сегодняшнее желание акимата города враз вырубить 27 га деревьев в рамках проекта горнолыжного курорта вряд ли можно назвать заботой о здоровье.
 

Развитие города потребовало расширения его границ, а поскольку севернее нынешнего пр.Райымбека сейсмологическая обстановка была неблагоприятной, то расти город начал на юго-запад.  Впрочем, и в южном направлении город тоже развивался, правда, там намечалась рекреационная зона.  С 1954 начал работать Чимбулак, в 1972 году построили современный каток Медео. Была проведена асфальтовая дорога, вокруг начали строить дома отдыха, пионерлагеря, рестораны и т.д. и т.п.

 

В 1978 году в городскую черту включают урочище Медеу, Каменское плато, земли хозяйств Коктюбе и Горного Гиганта. Строительство в советское время велось с значительно большим вниманием к СНиПам и ГОСТам, однако, на продуваемости города застройка сказывалась отрицательно.

 

Вот так изменилась роза ветров в городе со времен первого ген-плана: благоприятные юго-восточные и юго-западные ветры значительно уменьшились. (Рисунок из технико-экономического обоснования (ТЭО) ГК Кок-Жайляу)

Почему благоприятные? Дело в том, что существует зависимость Индекса Загрязнения Атмосферы (ИЗА5)  от направления ветра: восточные, западные и др. его понижают, северный – повышает, а южный никак не влияет.

 

Значимые (на 5% уровне) парные коэффициенты корреляции между величиной ИЗА и направлением ветров.

А вот цитата из ТЭО ГК Кок-Жайляу: «В настоящее время оптимальная аэрация горным стоком в ночное время ограничивается небольшой южной частью города в пределах 20 км от подножий гор. С продолжением застройки этой части города высотными зданиями, эта полоса скорее всего уменьшится» (стр. 59, п. 2.11.1.1), что означает, что далее ветры будут продувать город еще меньше.

Понятно, что границы города росли в первую очередь потому, что росло население.

Другое дело, что не поспевали они за этим ростом, и отставание это началось с самого первого генплана от 1936 года. В соответствии с этим проектом, население города к 1960 году должно было составить 360 тысяч жителей, по факту на этот год оно превышало запланированную цифру на 100 тысяч.

Генплан от 1963 года предполагал на 1980 год 750 тысяч жителей, а по факту в этом году проживало уже около 1 миллиона. И, наконец, генплан от 2001 года разрабатывался для 1 500 000 жителей с приезжими, а нас и без них и уже сегодня полтора миллиона, то есть к 2020 году реальное число жителей будет около 2 млн., что на полмиллиона больше, чем предполагает план города. И это, повторю, без учета приезжих из городов-спутников, которые увеличат цифру до 2,5 млн.

А если добавить к этому те 10 млн. туристов, которые должны, согласно  Технико-экономического обоснования лыжного курорта, ежегодно посещать горнолыжные трассы, а следовательно и город, так и вовсе картина получится малопривлекательной.

В 90-е годы происходит передача земель города в частную собственность, в том числе, и на землю, расположенную в предгорьях. Впрочем, вряд ли кто из горожан не помнит о судьбе яблочных садов, расположенных на этих предгорьях. Исчезли они благодаря доброму нраву акима В.В.Храпунова, который любил наградить земельным наделом того или иного милого его душе человека. Логика, которой руководствовался Виктор Вячеславович, вполне могла соответствовать  логике софизмов Евбулида: ну, подумаешь, пару участков передам, от садов не убудет. В 1991 г. - сады еще были, а в 2000 г. началась программа возрождения алматинского апорта.

Вполне возможно, что спустя 10-20 лет после освоения земель Кок-Жайляу муниципалитет инициирует программу возрождения животного и растительного многообразия Заилийского Алатау.

При этом, предгорья Заилийского Алатау считаются исторической родиной яблони. Знай Храпунов наперед, что случится с садами и с городом, как дальновидный руководитель он наверняка бы позаботился о том, чтобы сделать из садов объект туризма: кто бы отказался посетить родину яблони и попробовать всевозможные сорта в одном месте. Но, за зернышками Виктор Вячеславович не увидел кучи, и сады исчезли безвозвратно.

С переходом к рынку начинает активно расти автопарк города

Если темпы его роста сохранятся, то к 2020 г. в Алматы будет уже 1,40 млн. автомобилей, а если идея с курортом заработает, то количество машин будет расти еще быстрее, пополняясь приезжими автолюбителями. При этом, именно автомобильный транспорт является основным источником загрязнения воздуха.

Это данные Индекса Загрязнения Атмосферы ИЗА5 (данные АСРК).  Чем он выше, тем грязнее воздух. Выше 7,5 – загрязненный воздух, выше 12,5 – сильно загрязненный, 22,5 – высоко загрязненный, 53,5 – экстремально загрязненный.

«Величина ИЗА в г. Алматы колеблется от загрязненной до сильно загрязненной атмосферы» - это не моя фраза, это снова цитата из ТЭО (стр. 57, п. 2.11.1.1). Не «падает», а «колеблется». Текущее снижение акимат связывает с программой газификации, но по факту может оказаться, что просто ветры в эти годы преобладали другие потому, что, повторюсь, ключевой фактор влияния – это автомобили, а их количество только увеличивается.

Один из компонентов выхлопных газов – диоксид азота. В некоторые дни предельно-допустимая концентрация (ПДК) в Алматы по этому газу оказывается превышенной в 4-5 раз, но чаще превышение составляет от 1,2 до 2 ПДК. Диоксид азота сказывается на здоровье человека, в первую очередь влияя на органы дыхания. Статистика этих болезней в Алматы представлена в таблице ниже.

Болезни органов дыхания в Алматы (АСРК)

Выхлопные газы тяжелые и стремятся вниз, поэтому со строительством дороги на Кок-Жайляу загазованность в городе повысится, а здоровье горожан – понизится.

Вот в таком городе мы живем. Неудивительно, что в 2008 г. Forbes отметил Алматы на 9 месте рейтинга самых загрязненных городов мира.

 

***

Выше я приводил высказывание М.Киреева для журналистов, однако, в заключении ТЭО, соавтором которого он является, не говорится о том, что строительство «не страшно».  Вот пара цитат из заключения:

 

«Предварительная оценка воздействия проведена … на основании имевшейся экологической информации о состоянии окружающей среды, охватывающей различные периоды и сроки давности по этой территории. По многим ключевым компонентам экосистемы нет данных систематических наблюдений на изучаемой территории.» (стр. 133)

 

«Воздействие высокой значимости будет оказано на природные компоненты, чувствительность которых к планируемому развитию была оценена как высокая: почвы, растительность и животные.» (стр. 133)

 

Сразу рисуется другая картина:  воздействие на природу однозначно будет, а в каком объеме сказать не могут, потому что данных для этого не достаточно. При чем, это только фразы из заключения, а если прочитать ТЭО целиком, то можно узнать и о растениях и животных Кок-Жайляу, внесенных в Красную книгу, и о проблемах с водными ресурсами, и о повышенном уровне сейсмической опасности…  В общем, по всему видно, что не так уж и мал этот фантик, бросаемый на нашу мусорную кучу.

5 февраля 2013, 14:58
6334

Загрузка...

Комментарии

Спасибо, очень интересно!
раньше росли цветочки, лесочки, чистая водичка...
nobel
0
0
Грамотный пост! Жаль, его читают не те ...
Спасибо )
А чем вы не тот? Мне кажется, что зря люди так рукой махнули: "берите деньги, все равно с вами не справится." Праворульки отстояли. Шанырак не снесли. На власти можно и нужно влиять. В конце концов, это наше с вами здоровье, нельзя так наплевательски к этому относиться.
Друзья, вот тут информация для тех, кто решит в кампании поучаствовать: auto.lafa.kz
проработанный хороший пост, спасибо!
Да, еще момент.
В настоящее время инициативная группа работает по сбору подписей под обращением к президенту, депутатам и в ряд министерств. Подписались уже около 5000 человек. Если вы против застройки Кок-Жайляу - скажите об этом застройщикам! Ознакомиться с текстом обращения и подписать можно здесь: k-zh.kz

есть такая поговорка старая казахская... на русском смысл такой - овцы бая - овцы врага... и еще бы отметил одну...- скажешь казах - себя заденешь, о женщинах - бабушка моя тоже паровозом пойдет... эта природа богатого народа, но для чиновников и руководящего состава это все имущество - Врага... эти казахстанцы враги, депутатам... и мы им мешаем спокойно жить... так вот скажешь о них как о казахах... так и себя заденешь... вот и приходится отсчитывать свои денечки в тенечке... наши предки не дожили до благих времен... и нам не светит...
Уважаемый автор спасибо за пост. Но на мой взгляд не получиться отстоять. Во первых даже если мы все тут подписавшиеся, нашим депутатам пофиг. До президента это вряд ли дойдет. Ну а начальству фирмы которая это строит в обще до фонаря дверца, этот человек видимо не в курсе даже что такое роза ветров.
Дмитрий, есть Орхусская конвенция, которая ратифицирована Казахстаном, и в соответствии с которой общественное мнение в подобных проектах играет такое же значение, как чисто физические ограничения. Другими словами, несогласие горожан с проектом должно восприниматься так же, как, например, "несогласие" ландшафта, который не дает возможности проложить лыжные трассы требуемой протяженности. Поэтому, важно, чтобы это не было до фонаря вам лично и остальным алматинцам. Охота строить - стройте. Но не над Алматами. Тут и так дышать нечем.
Кстати о ландшафте и трассах - первоначально обещали 500 километров трасс, в итоге их будет всего 62 км. Как то слабовато для "курорта международного уровня". Про рабочие места даже говорить смешно - в начале обозначили 100 тыс, потом 30 тыс, в итоге 750 постоянных рабочих мест. Это что решит проблемы 2-х миллионного мегаполиса?
Метаморфоза 500 км в 62 км произошла благодаря противодействию со стороны общественности, указавшей на это очевидное вранье (500 км). Без этого противодействия, очевидно, по-прежнему писали бы про 500 км и деньги просили бы из бюджета под эти 500 км.
kvozi
3
0
Подписал онлайн петицию. Ещё что-то можно сделать, чтобы помочь предотвратить этот варварский проект и ему подобные?
Спасибо!
Присоединяйтесь к группам в соц-сетях на ФБ www.facebook.com и Вконтакте vk.com там идет информация о планируемых акциях. Можете предлагать свои, можете помогать другим.
Я думаю, следить за новыми публикациями в СМИ, в социальных сетях, критикующими строительство курорта, рассказывающих об инициативах защитников КЖ. И репостить их через ФБ, Твиттер и т. д. Это тоже форма поддержки.
хорошая статья, убедительная...есть еще один важный аспект который не учитывают терминаторы Кок Жайляу - несоответствие требований к программе "освоения" Кок Жайляу с точки зрения правильного проектного управления...
Пару дополнений и замечаний.
"Понятно, что границы города росли в первую очередь потому, что росло население."
И так, и не так. Рост населения происходил также за счет расширения границ (так как на новых территориях тоже жили люди).
В годы ВОВ зеленым насаждениям в городе нанесли большой урон. В связи с тяжелыми условиями военных времен жители бесконтрольно вырубили много деревьев на отопление. Потом прилагали усилия по восстановлению.
Тополь - быстро растущее дерево. Не случайно китайцы сейчас делают ставку на него в тех отраслях, где нужна древесина. И у нас их было много. Но много повырубали по прихоти одного человека в 1990-е годы.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - осуждения кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки...
socium_kzo
5 дек. 2016 / 15:19
  • 29937
  • 30
Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

ГПК содержит 505 статей, многие из которых написаны несколько сложным юридическим языком. Однако теперь понять их можно проще и без обращения к юристу.
RuSnake
6 дек. 2016 / 10:31
  • 11019
  • 0
Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

"Мужчины должны у вас тут права качать, ибо их процент в вашей численности населения уступает проценту женщин". Я машинально начала уверять, что у нас в стране таковых не имеется...
Sapientia
5 дек. 2016 / 10:52
  • 10819
  • 71
Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

С 26 по 30 ноября в Алматы гостил известный европейский фотограф Ян Маклайн в рамках реализации совместного проекта с Казахстаном. Подробности не уточняются, однако ходят слухи о том, что этот...
Muchacho55
7 дек. 2016 / 18:29
  • 9386
  • 8
Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Конечно, Алматы заслужил эту дорогу. Невзирая на все издержки, которые могут возникнуть. Заслужил и как крупнейший город Казахстана, и как субъект, формирующий своими налогами около четверти всех...
merurg
7 дек. 2016 / 12:35
  • 7448
  • 20
Невозвращенцы-болашаковцы должны государству почти 2 млрд тенге. Кто их теперь вернет?

Невозвращенцы-болашаковцы должны государству почти 2 млрд тенге. Кто их теперь вернет?

Как сообщают новостные порталы, в Нью-Йорке нашёлся бывший болашаковец Ержан Еликов, исчезнувший пять лет назад и всё это время не выходивший на связь с родителями. Да-да, это именно он, «тот самый».
openqazaqstan
вчера / 14:31
  • 6968
  • 23
«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

Казнет уже которые сутки подряд обсуждает страшную аварию на трассе Астана – Боровое, где сошлись страшные мистические знаки и где из-за банальной человеческой безответственности гибли люди..
openqazaqstan
8 дек. 2016 / 13:14
  • 6633
  • 6
10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

Я почти год проработала в школе, и когда уходила оттуда, была самым счастливым человеком в мире. Тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.
demonica
6 дек. 2016 / 17:21
  • 6362
  • 78
На самом деле дела плохи: казахстанские школьники на 49-м, а не на 12-м месте по математике

На самом деле дела плохи: казахстанские школьники на 49-м, а не на 12-м месте по математике

О том, как масс-медиа раздула миф о казахстанских вундеркидов в розовый воздушный шар, пока его не проколола правда-иголка. Получается, что казахстанские дети не могут применить теорию в практике...
ardakzhurynov
7 дек. 2016 / 0:17
  • 5948
  • 36