место в рейтинге
  • 45641
  • 208
  • 34
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Проблемы высшего образования в Казахстане

На сегодняшний день в Казахстане во многих отраслях экономики остро стоит проблема с наличием высококвалифицированных специалистов. Парадоксальным является тот факт, что причиной нехватки квалифицированных специалистов не является недостаточность людских ресурсов или  учебных заведений, занимающихся подготовкой данных специалистов, напротив, в стране наблюдается высокий процент безработицы и избыточность учебных заведений. Процентный показатель количества учебных заведений к общему числу населения страны является одним из самых высоких в мире, и в разы превышает аналогичный показатель в европейских странах. А основной причиной нехватки квалифицированных специалистов является низкий средний уровень подготовленности выпускников в учебных заведениях страны.

 

Причины, повлиявшие на возникновение проблемы.

Причины такого низкого уровня образования в РК много, но одним из основных факторов повлиявшим на сферу образования были просчеты, допущенные на заре становления образовательной системы в независимом  Казахстане. В период существования СССР высшее образование можно было получить только в государственных ВУЗах, где набор студентов производился только по госзаказу, и из всех желающих получить высшее образование лишь малая часть имела возможность обучаться в ВУЗах.  С получением независимости и введением рыночной экономики коммерция стала входить во все сферы жизни общества, в том числе и в сферу образования; у населения появилась возможность получить высшее образование на платной основе, при этом, не проходя сложных экзаменов. Накопленный неудовлетворенный спрос наряду с текущим высоким спросом на получение высшего образования выразился в большом числе людей, готовых платить за получение образования. Данный ярко выраженный спрос подстегнул рынок образования к порождению предложения в виде быстрого открытия множества частных ВУЗов с широкой филиальной сетью. Совершенно логично, что открытие ВУЗов на скорую руку негативно повлияло на качество образования в данных ВУЗах. Вместе с тем обеспечение профессорско-педагогического состава в новых ВУЗах производилось за счет  привлечения преподавателей  с уже существовавших государственных ВУЗов, тем самым, ухудшая положение дел и в государственных ВУЗах. В итоге на основе реалии того времени сформировался неудовлетворительный средний уровень образования.

 

«Родительский долг»…

 

С годами спрос на высшее образование не снижался, напротив, среди населения сложился твердый стереотип, согласно которому обеспечение детей высшим образованием считалось одним из главных родительских обязательств. Все это стимулировало открытие все новых ВУЗов и расширению уже имеющихся. Но со временем рост числа обучающихся студентов прекратилось. Произошло это за счет того, что студенты, поступившие в университеты, в пике высокого спроса начали завершать свою учебу. Следовательно, число обучающихся студентов приобрело определенную константность за счет того, что число поступающих на учебу было примерно одинаково к числу завершающих учебу. Но, несмотря на то, что определились границы спроса, рынок предложения по инерции продолжил расширение, что неизбежно привело к росту конкуренции среди университетов. В данной ситуации большинство частных ВУЗов в сравнении с государственными ВУЗами оказалось в проигрышном положении, так как имели более слабую техническую оснащенность и профессорско-педагогический состав. Единственным  выходом в данной конкурентной борьбе было снижение оплаты за обучение, за счет этого они и смогли занять свою определенную нишу. Снижение платы за образование сопряженное со снижением числа студентов ограничивало возможности ВУЗа к капитальным вложениям, требовавшимся для улучшения качества образования, и многие ВУЗы ограничивались лишь покрытием текущих расходов, не вкладывая в качественное развитие ВУЗа. В дополнение к этому каждому из ВУЗов пришлось столкнуться с четко выраженным конфликтом интересов с одной стороны, согласно правилам студент с плохой успеваемостью  должен быть отчислен, но с другой стороны отчисление студента означает потерю дохода равной оплате за обучение данного студента. В данной ситуации, нередко учебные заведения  первостепенной задачей ставили получение прибыли и, как вследствии снижали свои требования к знаниям студентов. Также в стремлении привлечь все новых студентов, ВУЗы до минимума снижали свои требования к поступающим. В итоге сложилась ситуация когда де факто единственным ограничением для поступления в ВУЗ явилась оплата за обучение. В конечном результате все это привело к увеличению числа выпускаемых молодых дипломированных специалистов с низкой профессиональной подготовкой.

Порочный круг образования…

Отдельного внимания требует проблема низкого статуса высшего образования. Все эти годы среди выпускников школ сохранялся большой процент поступающих в ВУЗы, это привело к увеличению общего числа людей с высшим образованием, тем самым высшее образование лишилось своей элитарности и стало неотъемлемым общим признаком  для большинства соискателей работы.  В ситуации, когда наличие диплома с одной стороны стало общим признаком для большинства соискателей, и с другой стороны не гарантирует наличие необходимых знаний. Ценность диплома  снизилась, а работодателям пришлось искать дополнительные критерии отбора новых сотрудников по прошествии времени эволюционным путем, доминирующим критерием стало наличие у соискателя опыта работы, так как опыт работы давал определенные гарантии на наличие необходимых знаний и навыков. В дальнейшем соискатели, имеющие дипломы ВУЗов, но не имеющие опыта работы и не нашедшие работу по своей специальности стали вынужденно переходить на нишу, которую до этого традиционно занимали выпускники СУЗов, тем самым еще больше снижая статус высшего образования. В последствии, стало привычным, что работодатели привлекая соискателей на должности низшего и среднего звена необоснованно указывают обязательным условием наличие высшего образования. В результате складывается порочный круг, с одной стороны за счет снижения статуса высшего образования даже на вакансии низшего и среднего звена обязательно требуется высшее образование. Это означает, что если у соискателя не будет высшего образования, его шансы на трудоустройство даже на среднее и низшее звено резко снижаются. Вполне логично, что этот факт подталкивает соискателя к получению любой ценой высшего образования. С другой стороны тот факт, что все будущие соискатели повально получают высшее образование, способствует еще большему снижению статуса высшего образования и вот так вот и замыкается порочный круг образования.   Необходимо учесть, что негатив, присутствовавший в ВУЗах существовал и в СУЗах. При этом в отдельных случаях положение могло принять еще более худшую форму. Но самое главное на фоне общего недоверия работодателей дипломам ВУЗов, которые является локомотивом всей системы образования, дипломы СУЗов оказались в еще более проигрышном положении.

 

Легко в учении тяжело в бою…

Необходимо отдельно сказать и о проблеме того, что используемая учебная программа не в полной мере дает знания и навыки  необходимые в реальной практической деятельности будущего работника. Отчасти это складывается за счет низкой мобильности учебных заведений, которые не успевают внедрять в свою учебную программу все новшества, требуемые в работе современного сотрудника.

Все вышесказанное не может не сказаться на низкой мотивации студента к активному и качественному усвоению учебной программы. Говоря более конкретно, то можно отметить, что в процессе учебы, у среднего студента отсутствует «кнут» в виде жестких требований к знаниям, вместе с тем отсутствует и «пряник», так как хорошее усвоение учебной программы не дает больших преимуществ при дальнейшем трудоустройстве. Это связано сразу с несколькими причинами: во-первых, существует не совсем тесная увязка учебной программы и реальных знаний и навыков, требуемых на потенциальной работе; во-вторых, низким статусом высшего образования, которое не может существенно повлиять на выбор работодателя. Все это сказывается на отношении студента к обучению как некой формальности, не требующей от него реальных усилий.

В конечном  результате, мы имеем следующее положение дел на сегодня - в стране много дипломированных специалистов, но мало в действительности квалифицированных специалистов. Ярким примером может послужить ситуация с бухгалтерами, на рынке труда существует дефицит квалифицированных бухгалтеров, но вместе с тем существует огромное количество соискателей с дипломами бухгалтеров. В реальности для работодателя более ценен человек который прошел месячные курсы 1 С бухгалтерии и пол года проработал помощником бухгалтера нежели новоиспеченный выпускник ВУЗа который 4 года учился по специальности бухучет и аудит.

Образно говоря, в университетах 4 года учат воевать на мечах и луках, в то время как в реальном мире требуются навыки ведения боя с автоматом и гранатами.

 

Почему проблема не решается…

 

Необходимо заметить, что министерство образования периодически проводит работу с целью исправления сложившейся ситуации. В частности снижалось число ВУЗов и их филиалов, ужесточались требования при прохождении ВУЗами и СУЗами плановой аккредитации, а также целый ряд реформ коснулись самого процесса обучения, взаимоотношении преподавателей со студентами, форм проверок знании студентов, требований к преподавателям и т.п.. Но несмотря на все это Казахстан так и не получил конечного результата в виде хорошо подготовленных кадров, которые бы удовлетворяли внутренние потребности рынка труда, как с позиции количества, так и качества.

И главной причиной такого негативного результата является – конфликт интересов. Все это время данную проблему пытались решать только локальной работой в сфере образования, а это значит,  что одни и те же лица оказались ответственными за качественное усвоение учебной программы и в тоже время и за контроль за качеством. Вполне  логично что никто не хочет заниматься самобичеванием… И это проявляется начиная с самых низов, когда в вузах проводиться комплексная проверка каждый преподаватель пытается помочь своей группе успешно пройти экзамен (так как в случае не прохождения группой данного экзамена начальство вуза «спросит» с данного преподавателя) и возможны случаи когда преподаватель заранее ознакомляет студентов с будущим тестом или дает им возможность использовать шпаргалки и т. п.) В свою очередь руководство вуза не препятствует преподавателям в оказании помощи студентам, так как оно заинтересованы в том, чтобы вуз в целом успешно прошел экзамен (всем очень важно, какое место возьмет его вуз в последующем рейтинге мин. образования в соответствии с результатами тестов). В свою очередь мин образование, которое отвечает за работу всех вузов в целом, не хочет признавать свою работу неудовлетворительной и придерживается позиции «в Багдаде все спокойно»…

Отдельного внимания требует конфликт интересов, возникающий в финансовом вопросе, как уже говорилось выше, вузы часто не хотят лишаться денег, которые студент оплачивает за обучение и всеми правдами и неправдами избегают отчисления студента даже, несмотря на плохую успеваемость.

 

Ключ к решению

 

В первую очередь необходимо посмотреть на проблему более масштабно и не ограничиваться только лишь проблемами учебных заведений, а искать комплексное решение. Данная проблема связана с интересами разных участников рынка труда. В первую очередь нужно определить, чьи интересы являются первостепенными, а чьи интересы являются второстепенными. Для этого необходимо провести четкую градацию интересов участников рынка труда.

Первостепенными интересами должны стать интересы государства, а последующее место отводиться интересам работодателя. Далее, необходимо указать интересы соискателей и только в последнюю очередь нужно рассматривать интересы учебных заведений.

1. Интересы государства

2. Интересы работодателей

3. Интересы соискателей

4. Интересы учебных заведений

 

На сегодняшний день все эти интересы не имеют тесной взаимосвязи между собой. К примеру, учебные заведения в своей работе не в полной мере считаются с интересами работодателей и больше ориентированы на спрос населения и привлечение студентов. Вследствие чего наблюдаются перегибы в обучении определенных специальностей (эконом, юристы). Учитывая, что среди определенной части населения имеется спрос на формальное прохождение обучения с последующим получением диплома, часть учебных заведений идут на поводу данного спроса и предоставляют возможность к прохождению обучения без особых усилий. По завершению предоставляют официальный диплом и тем самым, удовлетворяя интересы только соискателей и учебных заведений, без учета интересов государства и работодателей.

Следует учесть, что в данном аспекте интересны государства и работодателей совпадают и им нужно, чтобы выпускники  не имели формальных дипломов, а имели реальные прикладные знания.  В этой связи на рынке труда требуется игрок, который будет являться связующим звеном между интересами всех участников рынка труда и в первую очередь будет представлять интересы работодателей.

Вариантов работы данного игрока очень много, все зависит от полноты полномочии которые будут в его распоряжении. Одним из направлении его работы могло бы быть проведение независимой и объективной проверки знаний соискателей, с последующей выдачей сертификатов подтверждающих их реальный уровень знаний. Благодаря этому, в мотивации студента появиться «пряник» так как он будет знать, что при наличии хороших знаний он сможет документально доказать работодателю что он является перспективным соискателем.

Данная проверка ни в коем случае не должна быть обязательной, а должна проводиться только на добровольных началах, так как обязательная форма неизбежно приведет к негативным результатам. Главной задачей данной проверки должно быть предоставление соискателю с реальными хорошими знаниями возможности документального доказательства наличия хороших знаний (необходимо заметить что мин образование вводит в вузах систему сертификации но учитывая она будет, проходит в обязательном порядке и проводится через вузы  в конечном результате де факто станет простым очередным гос экзаменом).

На сегодняшний день работодатели уже уставшие от формальных дипломов  начали внедрять практику проведения экзаменов у потенциальных соискателей, в этой связи они расширяют свой HR штат  и выстраивают мини университеты при HRотделах которые не только проводят отбор соискателей, но и переучивают уже набранных сотрудников в соответствии со знаниями, которые им реально  требуются. Но такую практику могут себе позволить только крупные компании, а более мелкие компании должны мирится со сложившемся положением дел.

Показательным является пример с тестовыми центрами TOEFL, данные центры проводят тестирование по всему миру на предмет определения уровня знаний английского языка. При этом данный центр гарантирует и обеспечивает полною объективность проверки знании тестируемых. И если какой то иностранный вуз или работодатель хочет быть уверен, что вы знаете английский язык, он просит вас пройти тест в данном центре и в случае  если Вы успешно прошли, тест, работодатель будет уверен, что вы реально знаете английский язык и не важно где вы заканчивали вуз в Казахстане, Германии или в Монголии.

В прочем это только один из примеров работы данного игрока главное чтобы данный игрок был совершенно независим от всех участников рынка, в случае, какой-либо зависимости возможно возникновение конфликта интересов.

Бахтияр KazAnalitik
30 января 2013, 0:57
15998

Загрузка...

Комментарии

Быть не дипломированным специалистом, а в действительности квалифицированным специалистом очень важно, я полностью согласен, Многое из того что написано было упомянуть кстати. Можно было еще и добавить и то что существуют в Казахстане помимо платного обучения и система образовательных грантов. Могу сказать что этот "пряник" мотивирует абитуриентов оканчивать школы с отличие а далее и учиться без плохих оценок в университете чтобы не лишиться того самого же гранта или стипендии. Так что есть обратная сторона сложившейся ситуации, нельзя сразу искать черного кота в темной комнате. Министерство образования также заинтересованно в квалифицированных специалистах, поэтому система налаживаться будет однозначно, принимая во внимание факт того что есть некоторый "конфликт интересов".
kas
0
2
толку от этих краснодипломщиков? Их знания со временем улетучиваются, а характер - полное следование программе, лишает их возможности развиваться самостоятельно. Они очень ограниченные люди.
Отвечу, Вам как человек закончивший политех с красным дипломом. Не надо грести всех под одно гребенку. Но мысль Ваша правильная. И знаете почему? Потому что изначально руководству универов пофиг как учатся их студенты. АБСОЛЮТНО ПОФИГ. Пример чтобы не быть голословным.
При поступлении в магистратуру я столкнулся с рядом препятствий со стороны руководства. И в итоге сейчас на гранте учатся люди не умеющие читать по английски, незнающие свои предметы., незаинтересованные в своем образовании.
И руководство на это пофиг.
Так что начинать нужно с верхов, изменить руководство, отношение его к работе.
Второе следить за учебой, и отчислять тех кто забивают.
Представим что Вся информация которая преподавалась в ВУЗе условно в 100%.

Какой процент знании у вас остался сейчас? сомневаюсь что выше 5%
С тем учетом что я сейчас продолжаю учиться и работать по специальности то 98% Плюс к самообразованию
Видимо вы не поняли что я имел ввиду, под 100%. это ВЕСЬ курс. ВСЁ что должен знать студент.

Что то мне подсказывает, даже если возьму ПДС твоего прошлогоднего предмета, то ты не ответишь на 98% вопросов.
Если только ты не Гении ))
Вы написали что все краснодипломщики ограниченные люди. Обоснуйте про всех краснодипломщиков.
Специально для вас, не все следуют всем пунктам.
нет я не гений. Но однако я помню. Все кроме философии
погорячился. нужно было уточнить. что большинство.

Ограниченность присваивается слепой следовании программы. В наше время, учиться не модно. А те кому реально интересно получать знания, обычно считают скучным преподаваемый материал. И тут выходят на сцену те, кто Абсолютно уверен в ВЫСОЧАЙШЕЙ ценности красного диплома, те кто надрачивает и наяривает оценки. При этом, из за гиперболизированной ценности Диплома, остальные ценности уже не так ценны.
Вот тут я согласен двумя руками и ногами.
А вот ваша мысль что учиться не модно. Это лейтмотив блога. Заметьте большинство современного материала реально идет не продуманное преподавание. И когда студент(ученик) пытается показать, что скажем образный пример, решить уравнение можно по другому, преподу просто пофи или программа это не предусматривает.
А задроты я считаю это плохо, по сути это люди с небольшими отклонениями в психике.
ПС: пожалуйста, в следующий раз не гребите всех под одну гребенку. Зарание спасибо.
Для людей у кого по роду деятельности надо знать английский, я бы TOEFL/IELTS сделал бы обязательным. Не обязательно высокие балы набирать. Но хоть базовый уровень.
Во многих технических и экономических ВУЗах, бесплатные онлайн курсы MIT, Harvard и прочих (через Coursera) - тоже сделал бы обязательной частью программы обучения.
А то бюрократия и отсталось методик с материалами настолько все задушили, что наше высшее образование превратилась в фабрику по выпуску недоучек.
ТарланТ - обычно в мире любой человек с высшим образованием знает английский язык. У нас же после ВУЗа многие не в состоянии НИ НА ОДНОМ языке грамотно писать. ))
Так что я только ЗА обязательные тесты по английскому языке после окончания ВУЗа.

Также я за поднятие уровня математики во время школьного обучения. Выдавать гранты в первую очередь, тем кто набирает высшие результаты по математике. А затем уже проводить общий конкурс среди остальных. Для всех помимо общего минимального проходного балла, сделать минимальный балл по математике - например половина. Если человек не может набрать половину - то пусть идет либо на творческие специальности, либо в колледж. в ВУЗе ему делать нечего, даже если специальнось не предусматривает точных наук.


Ой не факт, далеко не факт. У нас в университете немцы по-английски говорят не очень. И читают как написано. И не понимают наипростейших вопросов. И это не только проблема одного вуза, это в принципе проблема немцев. Не очень много немцев говорят на приличном английском... Также и французы :))
Вы, конечно, извините, но что за притеснения. Математика - это здорово. Я экономист, поддерживаю, что это важно. Но сейчас итак люди, которые выбирают социальные науки потом нифига работу найти не могут. Так еще и гранты что ли получать не будут. Это как-то однобоко, имо.
izzya
0
0
Тут не исправить уже ничего. Господь, жги!
Ka1r
0
0
Наличие стрежня к лучшей жизни собственным умом должно стимулировать любого человека к приобретению знаний. Но то, что происходит у нас в стране, ну и не только, никоим образом невозможно изменить, пока что. Пока богатые богатеют и наглеют, бедные так и будут продолжать беднеть и тупеть, такова цена истины и жалкого стремления к справедливости!.. Следует менять саму парадигму сознания человечества, к тому, что следует уже избавляться от прошлых закостенелых убеждений, которые были созданы на уровне ценностей и доминирования. Но этого к сожалению никому не изменить и создавать еще один "инструмент" не вариант. С нашим коррупционным сознанием не факт, что он управится с поставленными задачами также независимо, как и преподаватели и те же ВУЗы поддерживающие своих студентов!..
Понимаете, только одно поможет нашему образованию на данный момент, это осознанное положение уровня собственного разума, причем каждого по отношению себя самого. Но ведь никто не думает, что его уровень знаний низок от природы, все мы думаем, что профессора и мегамозги заслуживающие чего то большего, чем своего жалкого на самом деле умишка!..
izzya
0
0
господь, не умничай, сказал жги, значит жги
Ваши слова, насчет бедных и тупых, зря вы так.
Простите, если тронул Ваши чувства...
Но, думаю, каждому свое, либо Вы понимаете хотя бы общие концепции теории относительности, либо стучите молотком днями на пролет...
Людям просто нужно изначально определяться, что у них лучше получается, заниматься физической деятельностью, умственной или же творчеством!.. Вот как понять в чем же Ваше сознание по настоящему сильно, это уже нужно рассматривать на уровне дет. садов, а не ВУЗов!.. Примите свой собственный потенциал, как должное, только это хотел сказать на самом деле!..
ДА теория хороша. Но вот вопрос не приведет ли это к расслоению дальнейшему расслоению общества. А понять в чем сознание сильнее может только сам человек. На мой взгляд не стоит разделять, человек должен уметь многое.
К какому еще дальнейшему расслоению общества?.. Вот не понимаю я людей, каждый блин мнит из себя сверхчувствительного и всепонимающего Творца, вот откуда это все у Вас?..
Хорошо давайте на примерах, сейчас вкратце я Вам постараюсь объяснить, что такое ЭГОИЗМ!.. Так Вот, любой человек не видит дальше своего окружения и поэтому как можно сильнее сужает это самое свое близкое окружение, будем рассматривать пример семьи, своей семьи, Вашей семьи, Ваших детей, которых возможно нет, но будут, Вы ведь стараетесь быть порядочным гражданином нашего государства, в этом, как Вы выразились не расслоенном еще до конца обществе, мля. О чем это я, так вот Вы закончили Политех на красный (кстати мой родной Универ, к слову), теперь пашете ради своего прекрасного будущего и своего потомства, и сделаете все, чтобы Ваши дети ни в чем не нуждались, чтобы они хорошо ели, пили, хорошо одевались, короче были лучшими, достойными, ну такими как Вы сами, ведь так?.. В чем же фишка, а фишка в том, что слово "СВОЕГО будущего", как я выразился отвечает за всех в этом Мире и Вам на самом деле плевать на других, кто Вас не касается... Вам плевать на меня, на этот топик, на автора этого поста, на то, что там написано, для Вас важно, что Вы участвуете в дискуссии и Вас якобы здесь кто-либо слушает, проявляя свою лояльность, ведь так?.. С другой стороны возьмите в пример меня, и картина ничем не будет отличаться, мне на самом деле плевать на все и всех и на Вас кстати тоже, только вот в чем разница то, я этого не скрываю!.. А теперь возьмите в пример всех людей в Мире, ВСЕМ ПЛЕВАТЬ!.. Ну вот что изменится, с выходом этого поста, что Вы думаете изменится в нашем образовании, неужели действительно думаете, что сможете на что-то влиять?..
Мир слишком циничен и заслуживает только иронии, в этом вся правда!.. Уметь многое говорите, не нужно заявлять подобное, все и так умеют столько сколько нужно, сколько от них требуется, и этого хватает!..
Я согласен, что всем плевать. Но если люди перестанут плевать на всех, на каждого, будет лучше намного. Да мир циничен, причем капец как. Но не стоит плевать.
Прекраснейщий пост, читал на одном дыхании со всем полностью согласен !
"Данный ярко выраженный спрос подстегнул рынок образования к порождению предложения в виде быстрого открытия множества частных ВУЗов с широкой филиальной сетью. Совершенно логично, что открытие ВУЗов на скорую руку негативно повлияло на качество образования в данных ВУЗах.". Насколько я информирован, сейчас качество образования лидирует в частных ВУЗах(не по рейтингу а по качеству), как SDU(Suleyman Demirel University), KBTU(Kazakh-British Technical University), KIMEP и т.д., и конечно же есть и государственные, как КАЗНУ(КАЗГУ).
Согласен с Вами… Но здесь описывается ситуация конца 90-х и все же и Вы тоже должны согласиться с тем число частных вузов с неудовлетворительным уровнем гораздо больше нежели таких флагманов о которых Вы говорите.
SDU и KIMEP, это скорее исключения из числа частных вузов. В SDU ректор - иностранец (это раз), для них репутация гораздо важнее денег (это два), при том, что первые годы его спонсировало турецкое правительство (это три). В КИМЕПе тоже ректор иностранец, и для них (иностранных ректоров с международными степенями) дико выпускать большинство студентов без практических знаний и навыков. В КБТУ аналогично. А в бывшем КАЗГУ можно и учиться на взятках, и получить диплом без знаний. К моему глубокому сожалению, не припомню ни один гос. ВУЗ с качественным образованием без каких-либо нареканий.
Отличная статья! Пишите еще.
Вот еще один пример того, как ВУЗы ставят деньги выше каких-либо требований. Несколько лет назад моя сестра решила получить образование связанное с нефтедобычей. Подала документы в ВУЗ, но в силу некоторых причин не смогла прийти на экзамены. Через некоторое время ей звонят и говорят, чтобы она посещала занятия и самое главное оплатила обучение. От такого она в ужасе! Пришла к ним, чтобы забрать документы, но они ей отказали, что мол она поступила и уже зачислена. В итоге два месяца битвы и документы были получены с недовольными репликами, мол, что людям делаешь добро, а они вот так берут и уходят.
отличная статья ! согласен на все 100
отличная статья ! согласен на все 100
Еще, что бесит .... Вот нет интересных профессий! даже выбирать не из чего....и когда учишься думаешь "блин куда я попал?"
соответственно и пропадает интерес к учебе.
для вас может быть и нету интересных профессий.нужно наверное просто узнать об этой профессии.я поступил в техникум на теплотехника,сначала тоже думал что не интересная но современен понял что это интересно,чем сидеть в офисе бог знает сколько времени.имхо
kas
1
2
Очень много воды. И вы смотрите не в корень. Лишь со стороны, косвенные проблемы. Да эти меры смогут заставить людей, отчаяннее учиться, но проблема не только в стремлении. Проблема в самой гос. программе обучения. Методологии. И самой информации которая преподается.

Ваши же меры, лишь усложнят жизнь студентов - результат будет, но не очень высокий. И это создаст стрессовую ситуацию в стране.
Согласен с автором поста и не согласен с вами. Как раз таки, в ситуации с нашей страной, автор и смотрит в корень. Если быть честными, "гос. программа обучения, методологии, информация которая преподается" и т.п. ну никак не поменяются за последующие 5-10 (а может и больше) лет в связи с перечисленными в статье причинами. Что же тогда делать студентам, реально желающим стать профессионалами в своем деле? Как раз таки, приходится дополнительно повышать квалификацию на различных курсах, сдавать экзамены TOEFL/IELTS и т.д.
А в стране и так стрессовая ситуация (о чем автор и рассказал нам), и студентам не остается ничего, как браться за дополнительное образование.
kas
0
2
ты ничего не понял. Если они не поменяются - значит ничего в системе образования не изменится. и останется она таким же дерьмом.

по сути. все что предлагает автор, это усложнить получение образования. Чтобы студенты больше Вьёбывали, трудились, и тратили больше сил. Чтобы это стало трудно доступным и прочее. Результатов не будет. Не то время, не те условия. Проблема в том что я описал. "гос. программа обучения, методологии, информация которая преподается"
Уважаемый Кас, я полностью с вами согласен в части того что нужно менять обучающий процесс и если Вы внимательно прочитали мой пост то в абзаце с подзаголовком «Легко в учении тяжело в бою» я об этом и писал.
И да, Вы правильно меня поняли в том что, по-моему, правильнее будет, чтобы студенты как Вы выразились «в…бывали». По мне правильно чтобы студенты все же грызли гранит, а не мармелад науки, и кому это не по зубам тех нужно отчислять. По сути если вузы заработают в нормальном режиме, тогда в Казахстане должно наблюдаться массовое отчисление студентов по причине неуспеваемости (не менее 30%). Поймите, в Казахстане львиная доля всех выпускников школ поступают (грант и коммерческое) в вузы и просто даже согласно теории вероятности не может так быть, что все они поголовно были умницы и умники. И если я не прав, тогда нужно обращаться в ООН с требованием признать казахстанцев самыми умными людьми в мире….
Согласен, что это не совсем честно по отношению к студентам, которые сейчас учатся. Образно говоря это тоже самое чтобы «духам» которые «отлетали» один год сказать а теперь на вас мы заканчиваем дедовщину - следующих новобранцев не трогать. Но учитывая интересы государства должно же это когда то остановиться.
Есть студенты краснодиплощики. Те кто учаться согласно гос. программе. Неужто вы таких сможете назвать специалистами?
yvision.kz
просто пример. С таким же успехом вы можете опросить любого "специалиста-выпускника"
это же не значит, что все краснодипломщики такие.
Ну да как же будут, Вы сами то верите что пишите? Экзамены будут так же сдаваться за деньги. Или из-за того что кто то кого то знает. Так что данный тип нововведения даст еще больше поводов для корупции. И не надо сразу писать что преподам денег мало платят, поэтому они и берут. Я согласен есть преподы которые дают знания по предмету с огоньком, с душой, и требуют только то что касается учебы. Но их все меньше и меньше. Так что образованию ЖОПА.
Коррупция не главная проблема. С помощью кое каких мер, её можно полностью пресечь. Будет желание - напишу пост.

Да коррупция не главная проблема. Главная проблема не желание учить и учиться.
kas
0
2
только пожалуйста. не будь очередным "гуманитарием" псевдо-интеллектуалом.

По сути, то что ТЫ написал про Дополнительные курсы, это касающееся недостатков системы образования. И при этом ты говоришь что нужно оставить нынешнюю? Ты сам запутался про что ты.
Хорошо, вы правы.
"Я поступал в универ, потому что считал, что армия не то место куда стоит идти. А теперь закончил, и думаю, а ведь армия не такой уж плохой вариант"

Английский...английский...английский да не нужен он здесь. В 90% случаях ваша работа (в Казахстане, тем более среди юристов, экономистов и прочих *истов), будет сведена к работе с бумагой сидя за компом, и не какого практического применения в нем вы не найдете. Это такой же "сложившийся твердый стереотип" о его необходимости.
Верно, можно было бы его учить, только где? Если его преподают так что уши вянут.
kazbei
0
0
Автору. Могу у себя на сайте опубликовать?
Конечно можете, только дайте пожалуйста ссылку на этот блог…
Уважаемый, аналитик! Не глубоко, ты, заглянул в казахстанское образование... А как же средне-специальное? Ведь вообще никто не учит...токарей, металлургов, плотников(Когда, ты, плотника видел, чтобы одним топором тебе дверь поставил?) Знаешь кто такой ТЕРМИСТ? А инженер станко-строения, диплом у кого?....
Комментарий удалён автором поста.
Полнейшая беспросветность(((!...
Вроде есть в школах психологи, которые "должны" направлять детей, помогать им с выбором профессии... Ан нет! У них тоже "купленный диплом! Действительно, замкнутый круг...
Полностью согласна во многом с автором поста. Скажу про свой опыт, я училась в Кимэпе, на факультете политологии. Взяток там нет, по-крайней мере за 4 года не разу не столкнулась. Но есть например, как и во всех других вузах, те кто пишет задания на заказ и предлагает эти услуги двоишникам. Я и сама хотела подзаработать в таком агентстве, 4 тыщ за страницу текста, неплохо=) но не стала в итоге. Продаются ответы на некоторые тесты. По слухам: ночью охранники за взятки открывают студентам преподавательские кабинеты и те шарятся у них в столах и воруют "ключи" к тестам.
С другой стороны те, кто хотят учиться, те получат знания. У нас например кафедра небольшая, так что вообще обстановка семейная можно сказать была. На семинарах - довольно активные обсуждения, можно всегда подойти к преподавателю в "офис ауэрс" спросить, что не понятно, поговорить.
В итоге я поступила на магистратуру в лондонский университет (University College London, четвертый в списке топовых в этом году, ы-ы-ы) я конечно вижу большую разницу между уровнем преподавания и вообще атмосферой здесь и в кимэпе. Кимэп кажется невинной шуткой, по сравнению со знаниями которые я здесь получаю. С другой стороны, пожалуй без него поступить бы мне пожалуй не удалось, это стоит признать.
надо бы написать пост про мой опыт здесь кстати, скоро напишу.
tygra
3
0
Хмм оставлю и я свое сугубо личное мнение : По мне нужно в корне менять систему обучения на более профильную . Мир очень быстро развивается , появилось много наукоемких и очень профильных профессий . Система образования не просто инертна , я бы сказал эта система вообще не меняется ! Есть в мире научно доказанные вещи , которые идут в разрез с некоторыми темами в наших учебниках , т.е. допустим какой нибудь постулат в наших учебниках считается аксиомой, а в мире уже научно опровергли данный факт , но кто будет менять данную информацию в учебниках ??? Да никто этого не делает , а мир не стоит на месте , информация меняется каждый день , а мы учим то что никому не нужно ибо оно уже не верно ! Как привлечь студентов учиться , а не "платить" за экзамены , просиживая семестры обучения плюя в потолок или вообще дома ? Да просто , заинтересуйте реальных специалистов зарплатой , а тех кто за барана на работу устроился , ограничить в зарплате сильно . Давайте разберемся , для чаго мы учимся ??? В школе потому что так нужно , это действительно нужно , очень мало детей (да почти их нет) которым действительно нравится ходить в школу , для того чтобы действительно учиться ! Дай волю детям не ходить в школу и их там первое время будет очень мало , потом родители будут внушать детям что школа это престижно и нужно ( потом , это имеется ввиду, когда поколение детей которые не пошли в школу станут сами родителями и будут реально понимать и учить своих детей что школа им нужна и дети будут это понимать ) , дети понимая это пойдут действительно учиться , а не как сейчас формально называется " посещать занятия " . Т.е. мотивация материальная , в итоге действительно учащийся человек должен иметь адекватную материальную компенсацию за его знание и желание эти знания получать . Сейчас развит интернет , кто хочет учиться может реально не напрягаясь заняться самообразованием , прошло то время когда за знаниями нужно было идти в институт или библиотеку . Я так думаю у институтов должен быть реальный "заказ" на своих студентов , не просто кого попало взяли с дипломом , а заказ на действительных специалистов , которые учась в институте проходили настоящую практику в предприятии , которое видя что да данный будущий специалист действительно тот кто им нужен , что он действительно учится , хочет и понимает с чем будет работать . За такого специалиста предприятие должно материально заинтересовывать институт . А сейчас как ? Учат кого попало , как попало , лижбы сострич денег и избавится от ученика , нет тот кто действительно хочет учится , тот учится , но таких еденицы . В итоге имеется выпуск юных "специалистов" из них еденицы настоящие специалисты , остальные "шарлотаны" . Как быть предприятию ? Как выбрать из кучки купленных дипломов настоящий ? Вот еще яркий и очень занимательный пример , не много не в тему . Из личного опыта : Вот у нас обучение почти все платное , получить грант тяжело , можно , но очень и очень не просто , при чем при получении требуется знание не нужных специальностей . Например : я хочу учится на физика , зачем мне сдавать предметы не имеющие вообще ничаго общего с даннной профессией для получения гранта ? Например история Казахстана ? Узкопрофильные технические специалисты имеют склад ума не совместимый с историей Казахстана или другими "левыми предметами" . Не много отвлекся , так вот , попытавшись поступить в наши вузы , везде попадал на бабки . Поехал в Новосибирск , взяли БЕСПЛАТНО , без экзаменов в НГУ , гражданина Казахстана , на основе собеседования и оценок в аттестате !!!!!! Сказать я был удивлен в тот момент , значит ничаго не сказать ... Много еще всяких глупых и не очень мыслей в голове , но время уже спать , после трудового дня , мысли не совсем складно клеются , утром подредактю ....
P\S Итого : Как вы наверно уже догадались я крайне негативно отношусь к нашей системе образования , как к системе в целом, так и в способах ее реализации . Мягко выражаясь негативно ....
Систему поменять не получится.
Можете только создать альтернативную частную систему, подчиняющуюся законам работодателя и способную создавать работодателей.
Государство в сегодняшнем виде — это анахронизм, замкнутый на воспроизведении себе подобных.
Когда специалисты будут ценнее, чем дипломы при собеседовании и соответствие знаний международным стандартам и наличие обязательного практического опыта перевесят фиктивную бумажку, полученную для легализации своего желания не идти в армию, — только тогда и будет толк от образования.
не знаю получиться ли поменять или модернизировать наше образование, но очень надеюсь, и верю в лучшее. Конечно же в Вузах дела кошмар. и все из кожи вон лезут и типа делают все возможное
я закончила Вуз только в этом году и не жалею о потраченном времени , силах и не говоря о деньгах. Я четыре раза сдавала Ент, и два раза на грант.Когда училась в меде на платном отделении, жизнь была как бы в долг, да родители платили, но меня это не устраивало. хотела все сама. только после школы я проработала лишь год и денег было мало. учиться и работать тоже не выходило. пробовала и это. одна надежда на грант. на очном гранте проучилась полгода и поняла, в Ату на технолога учиться все равно что санитаркой быть с высшим. Хотя все довольные ходили, старшие курсы перед дипломом. А мне жутко было, зачем заканчивать высшее ради корочки? просидела неделю в библиотеке им.Абылай хана. все просмотрев наткнулась на гранты заочного отделения. и информатика и программирование. Специальность педагог. И я сдала снова. и не прогадала. Конечно в вузе училась на совесть. да были и те кто факультет от деканата отличить не могли. и они тоже получили диплом...
У нашем семьи пекарня работает уже 15 лет, и могу сказать одно этих типа с высшем образованием у нас проработало около 400 и более. и работники из хуже чем из необразованных.
МОЖЕТ НАДО КАК У МЕДИКОВ, ГОД НА ПРАКТИКУ ДАВАТЬ, И ЕСЛИ НА РАБОТЕ НЕ ПОКАЖЕШЬ СЕБЯ ТО И ДИПЛОМ АННУЛИРУЕТСЯ ? ЖЕСТКО? А МОЖЕТ ТАК И НАДО?

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - осуждения кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки...
socium_kzo
5 дек. 2016 / 15:19
  • 10888
  • 19
Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

"Мужчины должны у вас тут права качать, ибо их процент в вашей численности населения уступает проценту женщин". Я машинально начала уверять, что у нас в стране таковых не имеется...
Sapientia
5 дек. 2016 / 10:52
  • 9129
  • 67
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 6022
  • 20
Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Конечно, Алматы заслужил эту дорогу. Невзирая на все издержки, которые могут возникнуть. Заслужил и как крупнейший город Казахстана, и как субъект, формирующий своими налогами около четверти всех...
merurg
вчера / 12:35
  • 4930
  • 15
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
2 дек. 2016 / 13:57
  • 4429
  • 4
Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Трамп и не подозревает, что 16 декабря 1991 Казахстан не создал, а восстановил свою национальную государственность. Иначе бы он упомянул не только 25 лет, а больше чем 550 лет казахской истории.
Stehlikova
2 дек. 2016 / 9:02
  • 5071
  • 88
10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

Я почти год проработала в школе, и когда уходила оттуда, была самым счастливым человеком в мире. Тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.
demonica
6 дек. 2016 / 17:21
  • 4643
  • 76
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться.
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 3456
  • 17
После крупной пьяной аварии бизнесмены в Чечне отказались торговать спиртным. В Казахстане едва ли такое возможно

После крупной пьяной аварии бизнесмены в Чечне отказались торговать спиртным. В Казахстане едва ли такое возможно

После тяжкого ДТП по вине пьяного водителя в Чечне закрылись все магазины, торгующие алкоголем. Их владельцы – 14 бизнесменов – добровольно отказались от выданных им лицензий.
openqazaqstan
5 дек. 2016 / 13:09