Труд, амбиции и халява


Сегодня самую приятную жизнь на земле ведут бушмены Канг. Мужчины и женщины этого африканского племени ничего не выращивают и не разводят скот, а питаются орехами монгонго. Орехи валяются прямо под ногами, и на их сбор уходит не больше 15 часов в неделю. Остальное время Канг весело проводят за своим любимым занятием - песнями и танцами. Это племя – последнее на земле общество блестящего всеобщего безделья. Чтобы выковать из него общество сурового всеобщего труда, по всем законам социологии, понадобилось бы не менее тысячи лет. А сколько понадобится Моисею, чтобы привести казахстанцев в трудовой рай?

На свалке истории

Рабочие, перешучиваясь между собой, весело закидывали в грузовики связки каких-то книг. Кузов машины уже доверху был набит толстыми, как кирпичи, томами. Приглядевшись, Серикжан Берешев увидел, что это труды Ленина, Маркса и – прочитав обложку еще одной книжки – он закричал страшным голосом на грузчиков: что вы делаете?!
Вместе с классиками марксизма-ленинизма на свалку истории отправлялся, собственно, труд. Именно так заместитель директора республиканского НИИ труда расценил уничтожение всей профессиональной литературы по труду на одном из промышленных предприятий Алматы.

Это было самое начало 1990-х – годы экономического романтизма – как называет их Берешев. Потом он еще не раз  видел, как на макулатуру шли книги, методические пособия, рекомендации по норме труда и производительности. Сотни, если не тысячи томов. На одном заводе рабочие поленились и после двух рейсов, решили оставшиеся книги сжечь на ближайшем пустыре. Так символически на костре перестроечной инквизиции сгорели все наработанные понятия о труде и его нормах. А новые так и не были созданы.
«Невозможно сказать по какому принципу мы сегодня работаем – это не социализм и не капитализм. Мы создали странную, паразитическую систему».
В Казахстане до сих пор никто не знает, что такое труд и с чем его едят. Какой должна быть производительность здоровых мужчин и женщин активного возраста; сколько кирпичей в день должен выжигать рабочий – сто или тысячу; каков оптимальный численный состав бригады, отдела, департамента? Ответа на все эти вопросы нет, поскольку нет нормы.
А без нормы гордые члены, без пяти минут общества всеобщего труда, получают зарплату не за работу, а в лучшем случае, за часы жизни, проведенные на ней. В худшем - за добросовестный труд коллеги: большинство предприятий делят общую выработку на всех сотрудников. В рыночном Казахстане все еще сильна уравниловка. Капиталистическая разница в оплате труда по-казахстански заключается в том, что слесарь 3 разряда за одну и ту же работу может получать 100 тысяч тенге в месяц, а может и все триста. Все зависит от предприятия, руководства, отрасли – тут как повезет устроиться, но уже внутри самого предприятия конкурентных зарплат нет.    
- Представьте, что в вашей редакции общее количество статей делят поровну на всех сотрудников, и платят всем одинаковый гонорар, – именно это происходит на наших предприятиях, – удивляется Серикжан Берешев, теперь уже директор частного НИИ труда, – А в западных странах даже в трудовых соглашениях записано, что зарплата не может зависеть от деятельности предприятия. Оцениваются результаты каждого работника.  
Поэтому рабочий немецкого завода БМВ, куда Берешев ездил за опытом, после 7-часов рабочего дня способен только добраться до дома, поужинать и упасть замертво в кровать – настолько высока интенсификация. «Из человека, буквально, выжимают все соки».

Рис, зерно и баран

Прочитав программу общества всеобщего труда в первый раз, я хмыкнула – передо мной лежал то ли манифест протестантской трудовой этики, то ли конфуцианский кодекс. При всем уважении и к тому и к другому я усомнилась, что такое усердие можно взрастить на нашей почве. Культура труда – часть национального характера формируемого веками. Любовь к работе встроена в ген немецкого рабочего и китайского крестьянина – громкие слова тут бессильны. Не так-то просто заставить мужика впрячься в плуг, если в его историческом опыте веками прославляемое безделье, бедность и любовь к халяве.
В чем кроется секрет, причины легендарного трудолюбия китайцев? Все дело в рисе. По оценкам историков, азиатский крестьянин трудился около 3000 часов в год. Рис – самая сложная агрокультура, требовавшая не только постоянного, скрупулезного ухода, но  ума, высокого мастерства, сообразительности, практических знаний математики и геометрии. Крестьяне большую часть времени проводили в поле, согнув спины под палящим солнцем, но при этом их труд был содержательным.

Рис в отличие от европейской пшеницы нельзя просто кинуть в землю и ждать всходов – надо построить дамбу, ирригационную систему, расчистить поле, идеально его выровнять, заложить верхний глинистый слой почвы, отмерить строго определенный уровень воды и равномерно высаживать семена, по миллиметру отмеряя драгоценную дефицитную землю. А потом полоть, окучивать, удобрять, постоянно следить за уровнем воды, и все это дважды в год. Рисовая культура основана на мастерстве, говорит антрополог Франческа Брей. Каждый китайский, японский или корейский крестьянин, по сути, был предпринимателем, хозяином собственного бизнеса, с четким планом, тактикой и стратегией.
Условия жизни европейских крестьян – ландшафт, климат, обилие земли, характер возделываемых культур – не требовали от них такого фанатического усердия. И работали европейцы предсказуемо в два с половиной раза меньше азиатских коллег – 1200 часов в год. А теперь внимание – сколько вы думаете, работали казахские кочевники-животноводы? – максимум, 810 часов в год. Это треть рабочего времени корейского или китайского крестьянина. Историк, беллетрист, автор исторических книг Радик Темиргалиев в своей оценке опирается на исследования видного ученого в области социально-экономической истории Казахстана Толыбекова.
«Для хозяйства чисто кочевой казахской семьи из 4-6 человек было необходимо 15-20 верблюдов, 4-5 лошадей, 100-150 овец и коз. Ниже этого уровня не могло осуществляться даже простое воспроизводство скота. Хозяйство такого рода более всего подходит для расчета времени труда у кочевников, поскольку для ухода за указанным количеством скота семье хватало собственных сил, в среднем, три полноценных работника. Более зажиточные семьи обычно были многочисленней и привлекали рабочую силу со стороны. В свою очередь, бедные вынуждены были заниматься различными видами приработка. Современные нормативы затрат труда на сельскохозяйственную продукцию говорят о том, что, время труда в семье казахов-животноводов составляло в среднем 2428 часов, что в пересчете на одного работника дает 810 часов в год».

К тому же в отличие от земледелия, труд скотовода-кочевника не является технологичным. Он не шлифует такие черты характера как скрупулезность, трудолюбие, стремление к мастерству и предпринимательству. Я, потомок кочевников, оседлая городская жительница, максимум, в четвертом поколении, пишу это не для того чтобы посыпать свою голову пеплом – я веду к исторической традиции. Которая тянется еще много-много поколений после того как жизнь людей кардинально меняется – они переезжают в большие города, селятся в благоустроенных домах, покупают продукты в супермаркете.
Современные социологи ругают русское общинное хозяйство, считая, что оно душило инициативность народа. Если один русский крестьянин расчищал поле, то на следующий день к нему являлась вся община и поле экспроприировала – оно становилось общим. Такова была сердобольная народная мораль, подавлявшая личную инициативу. Зачем расчищать поле, сеять зерна и лелеять всходы, если завтра все будет поделено поровну между общиной, включая пьяниц и тунеядцев? В итоге, общины давно нет, а характер остался.
Кстати, вышеупомянутое правило казахстанских предприятий – равный дележ на всех общей выработки – напоминает не только советскую уравниловку, но и русскую общину. Время идет, меняются общественно-политические формации и государства, но некоторые принципы, подобно простейшим одноклеточным организмам, проявляют феноменальную живучесть.

Не надо тут умничать!

Молодой, честолюбивый хозяин акмолинской инновационной компании «Аналитический центр Профессионал» Алмаз Бубинеев был полон решимости изменить правила игры на селе. Он продавал высокотехнологичную систему, которая кардинально меняет управление, контроль и работу в сельском хозяйстве. На комбайнах и тракторах устанавливается GPS-навигация, и все  происходящее на полях, видно на компьютере. Выгоды для всех участников трудового процесса очевидны: владелец избавляется от воровства, ведь система контролирует движение машин и расход топлива; а рабочие получают справедливую оплату – техника учитывает объем выполненных работ каждого, а не всех вместе взятых. Однако народная поговорка – сколько потопал, столько полопал – неожиданно пришлась не ко двору. Начался целенаправленный саботаж: технику ломали, датчики снимали, а если это не помогало, то народ прямо на собраниях массово увольнялся и уходил в соседние хозяйства без технических диковинок. Пусть на меньшую зарплату, но где можно воровать.

Не надо умничать! – говорил народ хозяевам предприятий. И последние ломались. В Акмолинской области из тридцати фирм пытавшихся внедрить современные технологии, с новатором Бубинеевым остались только три. Эти трое сократили расходы топлива, износ техники, которую уже нельзя было гонять налево на халтуру, повысили рентабельность и зарплаты сотрудников. Но даже последнее обстоятельство в глазах соседей выглядит неубедительно.
Потому что у нас и так можно получать больше чем работаешь. И сопротивляющееся переменам село, и рабочие, и офисный планктон получают  больше, чем зарабатывают, говорит Берешев. Но эта халява завтра закончится, вместе с углеводородными запасами. Так что разумно уже сегодня приучать себя к эффективному труду, а не просиживанию человеко-часов на офисном стуле. И тут вам в помощь мотивация, утверждают специалисты по труду.

Мотивируй это

Что заставляет людей каждое утро вставать и идти на работу? В ответе на этот вопрос заключено очень многое – целая судьба.
Директор консалтингового агентства Optimum Салтанат Абильтаева несколько лет по заказу клиентов проводит комплексную оценку персонала. Она работает по лицензионной научной методике лаборатории Human technology на базе факультета психологии МГУ. Фактически это дорогое социологическое исследование, которое заказывают крупные компании. Сотрудники отвечают на хитро составленные вопросы, так чтобы исключить предвзятые, неискренние ответы. По моей просьбе Салтанат составила бесстрастную статистику результатов тестов на мотивацию сотрудников сорока пяти казахстанских компаний.

Ведущей мотивацией представителей титульной нации, казахов, оказалось признание. Я хочу, чтобы меня заметили, оценили, поясняет Hr-специалист. Вторая мотивация стара как мир – деньги; она из той же матрицы – признание, деньги, обладание. Наверное, это и есть то, что называют «казахские понты», - размышляет над статистикой Абильтаева.
Следующая мотивация, довлеющая над выбором работы казахского сотрудника – это связи.  Человека мотивируют контакты, знакомства, которые он может установить в данной компании или выполняя проект.
«Вот я сейчас иду со встречи с клиентом, первым руководителем фармацевтической компании. Он работает напрямую с акционерами, и для него это очень важно, он постоянно говорит об этом. Нашему человеку хочется ощущать свою причастность к богатым, влиятельным людям». 
Рядом стоят мотивации на общение и руководство, причем общение находится выше руководства.
- Думаю, это склонность национального характера, - объясняет Салтанат, - когда-то казахи готовы были проехать 100 километров, чтобы пообщаться с родственниками, и сегодня на работе они высоко ценят возможность общения.
- Это не пересекается с мотивом связи?
- Нет, это абсолютно другая шкала, это стремление к коммуникации, общению, разговорам с коллегами. Это ни хорошо и ни плохо, в hr вообще нет понятия негативного мотива – есть только инструмент.
Правда, сама директор hr-компании призналась, что не принимает на работу кандидатов показывающих высокую шкалу общения. «Был опыт, потом болтовня в офисе не прекращается», неохотно пояснила она.

У другого крупнейшего этноса страны – русских –
мотиваторы располагаются несколько иначе. Первое – руководство; даже тесты 23-летних мальчиков, еще ничего не знающих и не умеющих, показывают зашкаливающее стремление к лидерству. Здесь Салтанат начинает осторожно подбирать слова: «Я не знаю с чем это связано, возможно, это ментальные фантомы имперского мышления, хотя не уверена, стоит ли говорить об этом. Следующий мотив – уже знакомое нам честолюбивое желание быть признанным. На третьем месте, без сюрпризов – деньги, а вот потом неожиданно возникает мотив служения людям, обществу. Почему неожиданно – объясню позже. Следующие позиции – общение, еще ниже связи – русские гораздо меньше ориентированы на установление полезных связей. Зато очень высок показатель включенности в команду, командный дух, который не показывают казахские респонденты.»
За время нашего интервью Салтанат Абильтаева несколько раз настойчиво повторяла, что в HR нет отрицательных и положительных мотиваций. Есть люди со своими тайными желаниями, мечтами, амбициями, надеждами, страхами – и со всем этим ментальным мусором надо работать. В HR нет мотивов плохих и хороших, но есть внешние и внутренние. Внешние нацелены на показательный успех – это признание, власть, деньги – все, о чем мечтает большинство казахстанских белых воротничков, судя по тестам психологов МГУ. А внутренние мотивы – это любовь к работе, к процессу труда, нацеленность на результат, творческое удовлетворение – личностный стержень, фатально отсутствующий в наших опросах. Единственное исключение – это служение людям, удивившее самого HR-специалиста. Салтанат призналась, что долго думала об истоках данной мотивации – такой одинокой среди эгоистичных помыслов – и ничего не придумала.
Внешняя мотивация не хуже и не лучше внутренней – амбиции двигают компании вперед к успехам и победам на рынках. При одном условии: если соблюдается баланс. Иначе желание быть признанным, высокооплачиваемым при равнодушии к самому процессу работы чревато крахом. И для работников, и для работодателей и для государства. Труд никому не приносит удовольствия, в погоне за миражами люди бесконечно меняют работу; жизнь превращается в бессмысленную гонку по кругу, без результатов и пользы. Нельзя любить успех, который приносит работа, но не любить саму работу.

Оккупай территорию

Однажды директор Центра бизнес психологии «Кокжиек» Мухтар Бекжанов не дождавшись отчета от сотрудника, вошел к нему в кабинет, попросил уступить стул, сел за его компьютер, написал все что нужно и отправил на собственный адрес. С тех пор сотрудник присылал ему подробно составленный отчет раньше всех, день в день, в одно и то же время. Хотя раньше не помогали даже публичные выговоры на планерке.
Так Мухтар Бекжанов применил на практике свою любимую теорию «территоризма», о чем с удовольствием рассказывает на публичных тренингах. Он нарушил личную территорию нерадивого сотрудника: сел на его стул, занял компьютер, зашел на почту – и это задело человека сильнее, чем любые штрафные санкции. Исходя от обратного, ничто так не стимулирует людей как расширение личного пространства.
Делегируй человеку новую территорию, сферу полномочий, свободу действий – и это вдохновит его на великие свершения. Отбери – и отбей всякое желание и инициативу. Мухтар Бекжанов всегда повторяет своим клиентам, среди которых есть и парочка фигурантов казахстанского списка Forbs, что внимательное и уважительное отношение к личному профессиональному пространству сотрудников может принести даже большие трудовые успехи, чем простое повышение зарплаты. 

Так почему бы не экстраполировать эту теорию на всю страну? Другого народа у нас нет, в общество труда придется идти с теми, кто есть и лучше, если они будут гордыми и свободными. Вернее, это единственный из вариантов, выбора все равно нет – подневольный человек еще никогда в истории не показывал высокую производительность. Однако провозглашая на словах громкие прожекты, государство на деле ведет себя не лучше того люмпенизированного тракториста, убежденного, что все ему чего-то должны. Государство постоянно входит в кабинеты своих граждан. садится на их стулья, забирает компьютеры и лазит в личную почту; иногда оно даже пьет чай из их кружек. А вот стимулировать людей не спешит. 
Во всех фактических, а не самопровозглашенных обществах труда государство минимально вмешивается в деятельность своих граждан и законы рынка, ведь ничто так не заставляет людей трудиться как свободный дух предпринимательства. У нас система наоборот стремиться к максимальному регулированию: законы явно или подспудно лоббируют интересы государства и нацкомпаний, а не частного бизнеса. Пример из жизни. Закон о недропользовании предоставляет приоритетное право приобретения объектов государству – тем самым нарушается свобода договора, но бог с ним. Главное, что реализация права «первой ночи» уже погубила общество труда в отдельно взятом коллективе, о чем на правах инкогнито мне рассказала главный юрист одной добывающей компании. Фирма выставила на продажу объект – перспективное месторождение, которым заинтересовался канадский инвестор. Но после того как потенциальный покупатель провел всю аудиторскую и разведывательную работу, царственный взор на месторождение обратил государственный холдинг Самрук. И вот уже более полугода вся коммерческая документация, включая работу канадцев, гуляет где-то в недрах правительства. А у продавца в условиях неопределенности заморожены работа и счета, сделки не совершаются, зарплаты не выплачиваются и половина сотрудников уже благополучно уволилась.

Призывая к инициативности и трудолюбию, нельзя выдавать преференции тому, кто в силу своей природы таковым быть не может – государственной бюрократической машине. Власть понимает это, но иначе действовать, видимо, уже не может. Велика сила инерции. Поэтому красивая и по сути правильная идея реального, производительного труда в итоге свелась к призыву увеличить рабочий день казахстанцев до 9 часов. Ну, это не сложно. И люди не будут сильно возражать, ведь они любят общаться. А тут, получается, одним часом больше.

Оригинал статьи был опубликован в журнале Esquire, декабрь, 2012г.

Заметки о рисовой культуры вдохновлены книгами Малкольма Гладуэлла "Гении и аутсайдеры", "Переломный момент", Марселя Граде "Мысль Китая", Попова "Три капельки воды", Сборник статей под общим названием "Этика и ритуалы Китая", а еще много, много, много других.

Gulnara Bazhkenova Bazhkenova
9 января 2013, 11:54
3891

Комментарии

Конечно хорошая статья, да еще и в журнале напечатана - только один вопрос к автору - если уж говорить про труд, то почему автор выдает мысли и идеи из книги "Outliers" ("Гении и аутсайдеры"), автора Malcolm Gladwell, за свои? Например про "Задумайтесь хоть на минуту о причинах легендарного трудолюбия китайцев...", и даже эпитеты про аборигенов. Плагиат - это даже если "своими словами" пересказываешь (тем более без указания источников).
Ту Жан.кз. Я про рисовую культуру и китайский характер перемолола в своей жизни кучу литературы, и все это использовала, вообще всегда использую при написании статей. Удачи вам! :)
Комментарий удалён автором поста.
"Однажды директор Центра бизнес психологии «Кокжиек» Мухтар Бекжанов не дождавшись отчета от сотрудника, вошел к нему в кабинет, попросил уступить стул, сел за его компьютер, написал все что нужно и отправил на собственный адрес. С тех пор сотрудник присылал ему подробно составленный отчет раньше всех, день в день, в одно и то же время. Хотя раньше не помогали даже публичные выговоры на планерке."

Ценнейший абзац, в избранное!
Тоже привлекло внимание особенно этот абзац)
мой отчет отправляется по расписанию компьютером каждый понедельник утром.
в течении недели добавляю в отчет все что нужно.
если в течении недели ничего не добавил в отчет значит будет пустое письмо. это меня стимулирует во время заполнять свой отчет.
РС Хотя. добавлю какие книги вдохновили на абзац про китайскую рисовую культуру
Комментарий удалён автором поста.
Комментарий удалён автором поста.
Комментарий удалён автором поста.
Гульнар, как всегда, бесподобна, жаль, что я про территоризм не прочитала раньше ))) Переписывала бы журналистские тексты за их компами! )))))

"Работа - не волк, работа - ворк. А волк - это гулять!"
Анна, не впервые получаю от вас положительные комментарии и радуюсь даже не за себя, а за журналистов, за пишущую братию. За то что осталось еще в нашем цехе это редкое умение похвалить коллегу, если считаешь его работу дейсвительно хорошей. На самом деле, это великодушно, я привыкла, признаться, к другому - к злобному шипению за спиной... когда твоя вина заключается только лишь в том что ты умеешь рассказывать истории.
Гульнар, наверное, злобно шипят те, кто так не умеет и не сумеет, вот и завидуют. Я, конечно, ТАК, может, и не сумею, но у меня вообще другой профиль, и мне дико приятно, что есть у нас журналисты, которых всегда читаешь с удовольствием. Поэтому я о вас точно не в последний раз так восторженно отзываюсь ;)
Понравилась статья, наверное потому что нахожу в ней некоторые оправдания каких-то своих слабостей. :)
Кстати, Мухтар преподавал когда-то у нас и запомнился хорошо и по-хорошему. Я помню, что в "Мафию" мы сыграли в первый раз под его руководством.
Учиться и работать надо, а не воровать. Но увы у нас такого не будет.
Отличная статья. Выводы в конце, особенно про то, что ТАМ государство экономику не регулирует, с моей т.з. спорные, но это второстепенный момент. Главное - очень точно поставлен диагноз, с истинно научным подходом, а потому он интересен и вызывает доверие.
Статья конечно хорошая, как говориться слов нет.
А продолжение будет ?

что-то неправдоподобно насчет животноводства. вы можете себе представить какой это труд? попробуйте хотя бы три коровы содержать и перерабатывать все, что они производят. молоко, кефир, масло, курт. потом уже говорите о производительности труда.я тоже городской человек, но мне показалось, что ваша статья очень субъективна.
Да, кстати. К тому же не учитывается объем работы в домохозяйстве, включая приготовление пищи - мясо и молочные продукты готовить сложнее, чем рис))
Зачем все перерабатывать. Можно по необходимости.
Невозможно не перерабатывать, когда есть скот. Или все остатки на помойку. Как одна знакомая выразилась:"у нас безотходное хозяйство" - ничего не выбрасывается, даже навоз. Просто меня немного покоробил момент про то, что скотоводство не такое уж и обременительное дело, судя по статье. Но судя по моим родственникам в ауле, которые встают ни свет ни заря, чтобы содержать скот, я считаю, что у автора перебор с этими выводами.
можно же к примеру надоить молоко по необходимости, а остальное теленку.
к сожалению в селах скот содержат чтобы выжить(выжать из скотины максимум прибыли).
я хотел сказать что при наличии определенного количества и условии для выпаса скот может сам воспроизводить ся без лишних трат времени.
Если следовать теории данной статьи)), тогда казахов надо отправлять в управленцы топ менедеры)). Ведь это ж сколько нужно такие навки чтобы координировать отару или табун живности.)) А на счет труда да, тезек жасау. И еще надо учитывать климат наш суровый).
Интересно, у кого тогда производительность труда лучше
азиаты работают 3000 часов в год
европейцы 1200
казахи 810

КАЗАХИ !!!
Вообще-то, если вам это неведомо, производительность труда измеряется соотношением потраченного времени к ПРОИЗВЕДЕННОМУ ТОВАРУ. Думаю нам казахам (казахстанцам) в этом плане хвастаться особо нечем.
Вообще-то, если вам это неведомо, производительность труда измеряется соотношением потраченного времени к ПРОИЗВЕДЕННОМУ ТОВАРУ. Думаю нам казахам (казахстанцам) в этом плане хвастаться особо нечем.
это вам неведома логика
это казах ТРАТИЛ меньше времени для производства ТОВАРА(Еды, одежды и т.п.)

Ну и где твоя еда и одежда произведенная казахами? Половина пищевых продуктов российкие. 100% одежды привозное, в основном китайское. 100% автотранспорта импортное. 100% бытовой техники и электроники тоже импортное.
Вот к примеру в Корее есть компания Posco. Занимает второе место в мире среди металлургических предприятий, при том что в самой Корее практически нет залежей железной руды. Они покупают руду, везут ее по морю тысячи киллометров и обрабатывают у себя. У них в стране все мосты, здания и другие сооружения строятся чисто из металла. Они делают машины Hyundai, Kia, Ssangyong. Пусть это не Мерс, но покупают их по всему миру. Вот это я называю результатом трудолюбия.
Если ты все еще думаешь что по производительности труда казахи круче всех в мире - просто выгляни в окно.
Подожди только 20 лет независимости.) после 70 лет в роли сырьевого придатка Москвы).
в статье пишется про труд кочевников скотоводов в прошлом.
Я хотел довести до вашего ума что казахи при ведении традиционного хозяйства (18-19- начало 20 вв)
были самыми эффективными менеджерами и то что они мало работали и это не признак ленивости народа.
К тому же это СВОБОДНОЕ ОТ ТРУДА время способствовало рассвету народного творчества(культуры)
Так что ПО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАЗАХИ БЫЛИ КРУЧЕ ВСЕХ В МИРЕ!!!

З.Ы. Про настоящее время я с вами конечно согласен. Но это отдельная тема, причем сложная и многогранная.

Предлагаю в целях повышения производительности труда укоротить рабочий день до пяти часов с 9-10 до 14-15. Тогда всю работу придется выполнять тот же объем работы за более короткий срок, следовательно меньше время будет тратиться на праздное времяпровождение на рабочем месте (чем я сейчас, собственно, и занят).
тогда станем как греки - у них очень короткие рабочие дни )))
да не только Греки, но и чехи, арабы и пол Европы имеют короткий рабочий день до обеда.
Интересно, это как-то связано с их экономическим кризисом?))
не не не ))))))) никак )))))) в их экономическом кризисе виноват евросоюз )))))))))))))))))))
Помню как греки обиделись на слова одного немецкого политика, который на вопрос почему немецкий рабочий получает вдвое-втрое больше греческого, ответил, что у немцев такая грамотная организация труда, что немецкий рабочий производит двое больше товара за определенное время, чем греческий.

К этому надо и стремиться. Но пока мы живем в глубочайшем экономическом кризисе, нечего нам клянчить укороченный рабочий день. В стране много чего надо сделать. Мы не развитые.
да, я тоже думаю, что нам рано думать, чтобы меньше работать... пахать, пахать и пахать )))
Сталин уже хотел укоротить рабочий день. Итог: укоротили жизнь ему
Как может удивлять то, что многие хотят своей работой служить людям? Что, при капитализме в человеке хорошие качества вообще должны отсутствовать? А если не ставить оценок, типа, это ни хорошо, ни плохо, это просто есть, то тем более удивляет, ну есть такое, чему удивляться? Значит оценочность присутствует все-таки. В остальном понравилась статья, хотя о роли государства -тоже спорно.
очень интересная и правдивая статья!
Есть и ещё одна причина,а именно-нельзя вот просто так взять и отлично заработать,честно и добросовестно вкалывая на одной работе,простым рабочим.НИГДЕ!!!Вот и всё собственно...Про 9 часов работы явно погорячились,ведь многие работники трудовую деятельность строят по принципу : "Нам делают вид что платят-мы делаем вид что работаем",при этом люди не верят,что могут много заработать,работая честно и много. Причины проблем с оплатой труда-же лежит в других областях,люди хотят больше оплаты,а всё потому,что денег им тупо не хватает. И тут выявляется дикий рост цен,неконтролируемый теми-же создателями концепции общества кислых щей всеобщего труда и засилье рынка с агрессивной рекламой,модой,ценовыми сговорами,искусственным дефицитом,якобы естественными монополиями и прочими выгодными для крупных спекулянтов вещами. Становится ясным кто истинные хозяева этой страны и его жителей.Интересно-когда-же народ поумнеет?
Марсель ГраНе всё-таки.
Статья конечно с большими перегибами!) Чтобы делать такие выводы надо как минимум сделать большое научное исследование или эксперимент!)) А почему не написали какие 3 приоритета должны быть в идеале, т.е. у идеальной нации. И собственно показали бы идеальную нацию с ее 3-мя правильными приоритетами. Ачто например разве плохи деньги или связи?? Сейчас столько книжек по саморазвитию так там связи или самобрэндинг далеко не на последнем месте!)
"По оценкам историков, азиатский крестьянин трудился около 3000 часов в год... Каждый китайский, японский или корейский крестьянин, по сути, был предпринимателем, хозяином собственного бизнеса, с четким планом, тактикой и стратегией..."
Ох, правильно я думала, что мой трудоголизм не излечим, все дело в корнях! Но больше удивляет, что начиная новый бизнес, мне всегда хочется не просто заработать денег, а еще и попахать от души)))
Гульнара, статья отличная и читается легко! В избранное!
Хорошая статья написанная с точки зрения human resource, но слабоватая с точки зрения экономики и хозяиства. Используются стереотипы которые неправильно отражают экономический возврат или, собственно, производительность труда. Сравниваете рис, пшеницу и барана и приводите обсолютно неправильные доводы: "Рис в отличие от европейской пшеницы нельзя просто кинуть в землю и ждать всходов". Гульнара, я думаю, что если Вы решите когда прокормить себя выращиванием пшеницы то Вас ждет глубокое разочарование и голодная смерть. Пшеница никогда не росла просто так, тем более в средние века, когда урожайность была гораздо ниже, она требовала больших усилий и редко была очень прибыльной. Картошка - другое дело, но она распространилась только после открытия Америки. А то, что выращивание риса требовало огромных трудовых затрат вовсе не означает, что производительность была хорошая, скорее наоборот - трудились люди много, корячась на поле целый год от зари и до зари, а отдача была - чашка риса в день, который гораздо беднее белками и витаминами, чем мясо. Поэтому, кстати, китайцы всегда отличались стравнительно маленьким ростом и слабым скелетом и мускулатурой. В результате получается, что труд скотовода гораздо производительней чем труд рисовода. Хотел бе на Вас посмотреть чем бы Вы предпочли питаться целый год - одним рисом или мясом, молоком и жирами. Даже если не брать во внимание разницу в питательности, сравните цену на мясо с ценой на рис. Опять же стереотип про китайских кретьян, на самом деле их производительность кайне низка - площадь постоянных посевных земель в Китае составляет лишь 2.2% от обжего количества сельхоз угодий - остальное пастбища. А трудятса на этих угодьях почти 50% населения Китая, а это очень много. В общем, не буду продолжать.
А в целом, за исключением некоторых частей, особенно первой, статья хорошая. Чувствуется поработали. Над слабыми местами поработаете (выкинете) и будет отлично
Согласен с тобой! Статья далековато от реальности...
ЗЫ Мы любим мясо!!! =) Но за последнее время оно становится на вес золота, в год не меньше 50 тыс.тг. уходит на мясо на одного человека! По крайней мере у нас в семье =)
Многие городские люди давно перешли на курицу, но нам она не по душе ^_^
Отличный коммент Nektonа! Вот ведь диалектика:) : и сама статья хорошая (профессионально сделана, вопросы правильные ставятся) и коммент, который полностью опровергает статью (производительность рисоводов велика / производительность рисоводов низка) очень информативен для итогового резюме по материалу.
Вообще, коммент автора к посту Nektonа был бы очень уместен.
коммент может и в тему, но суть поста в другом, в трудолюбии народов, вроде ясно к чему клонит автор, но слабоватенько вышло в целом
Мы с родителями в 90-е годы держали 10 голов, 20 баранов, и по мелочи утки, куры за счет них и жили, работы не было. Это было ужасное время! Пол дня в школе, пол дня в сарае, продолжение следует дома, переработка молока: сепарировать, из обрата делается айран или творог или курт, бывает из сметана делают масло. Тонны говна нужно вывозить. Заготавливать тонны кормов. Строительство сарая, загонов. И все это в любую погоду, +40 или -45!!! Плюс зимой постоянно задувает большим количеством снега. Пастбища у нас в районе херовые, скут в итоге был не "тяжелый" (. В летнее время в добавку огородные дела!
В общем хочу сказать, если сами не работали в сельском хозяйстве, не марались говном, не натирали мозоль на на мозоли, тогда не нужно об это говорить!

А в целом статья очень хорошая! Было интересно читать, в рабочее время! =))
Вот абсолютно о чем я и хотел сказать! Правильно!
Лично для у меня одна мотивация, это деньги, плевать я хотел на общественное мнение и признание, с работодателем могу за одним столом работать как-то пофиг, общение-печенье на работе тоже не надо, есть друзья вне работы.
Я буду делать левак на работе до тех пор, пока зарплата не будет соответствовать объему работы и моей квалификации. Кроме левака еще подрабатываю в не рабочее время, так как у меня семья.
Я считаю увеличение рабочего времени никак не улучшит производительность труда.
Автор очень начитанный, и это действительно вызывает уважение, чего не скажешь о работниках минтруда!
Но хорошие зарубежные книги о труде далеки от нашей реальности, и принцип работы тоже.
Тоже из личного...
Читая книги о труде наткнулся на произведения ЛЕНИНА, СТАЛИНА!? а также немножко Розы Люксембург(не читал пока, так как сложно).
а вы какие книги читаете ?
Мой ответ этому посту yvision.kz
Бажкенову надо в аул отправить дояркой работать чтобы увидела какой он настоящий сельский труд. А так - измышления журика, городской мадамы которая тяжелее карандаша ничего не поднимала. В степь ее надо, крышу скажем отремонтировать, зимой под минус 40 и чтобы буран дул. Пусть потом расскажет про часы отработки и рисовую культуру.)))
это был слабый аргумент автора, дабы оправдать ленивость нашего народа, не надо в это упираться, а подумайте, почему так и как решить это, нашу врожденную лень
Однажды директор Центра бизнес психологии «Кокжиек» Мухтар Бекжанов не дождавшись отчета от сотрудника, вошел к нему в кабинет, попросил уступить стул, сел за его компьютер, написал все что нужно и отправил на собственный адрес. С тех пор сотрудник присылал ему подробно составленный отчет раньше всех, день в день, в одно и то же время. Хотя раньше не помогали даже публичные выговоры на планерке.

Отчеты, отчеты-)
вспомнилось-)
работал я в одной крупной телеком компании, там каждую неделю требовало руководство отчеты, тоже регулярно по понедельникам, в специальной форме, где-то час полтора уходило на этот отчет . Через какое то время, когда народ просек фишку, он стал высылать старые отчеты, просто перебивая даты-)
Тяжелый труд никогда ни оценивался достойно. То что азиаты и даже европейцы работали больше наших предков, не может быть критерием оценки благосостояния народа. Думаю, здесь много других факторов. Одними из которых я называю система образования и профессионализм. Так же немаловажным является - рациональное использование имеющихся ресурсов и времени. За двадцать лет независимости разве мы показали плохие результаты, по сравнению с другими странами? При этом мы и сейчас не отличаемся трудолюбием. А лучше всего из нас живут те, кто умело может использовать не только свою голову, но и связи вместе с авторитетными родственниками.
мне понравилось "азиаты и даже европейцы работали больше наших предков"))). А мы тогда значит негры!)))
RobinHood, я не понял вашей иронии. Автор в своем посте приводил сравнение затрат времени на труд наших предков, европейцев и азиатов, где соотношение было соответственно - 810/1200/3000 часов в год. И потому не понятно ваше заключение - "А мы тогда значит негры!)))" В своем комментарии я хотел поднять вопрос о продуктивности и рациональности затраченного времени. Весь вопрос в том, нужно ли было нашим предкам трудиться столько времени как это делали китайцы. Ведь рис в то время у нас не пользовался спросом. Чтобы до сыта наесться нам достаточно было держать скот и выращивать пшеницу. Другое дело заинтересованность. Скажем если мне интересно заниматься тем или иным делом, я вовсе забуду о лени и буду этим заниматься даже 27 часов в сутки. Однако нужно не забывать, будет ли эффективным затраченное мною время. Можно весь день толочь воду в ступе, что тоже можно отнести к трудовому процессу, но результата все-равно не будет. Поэтому я говорю, что те кто заинтересован в успехе и наряду с головой используют связи, в том числе влиятельных родственников, как показывает время, добиваются значительных результатов.
Да не я не о том!) Я просто, о том, что ты назвал 2 расы, а в какую расу тогда определить казахов?)))
Отличная статья, прочитал с удовольствием, автору большое спасибо!!

Оставьте свой комментарий

Также можно нажать Ctrl+Enter