Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
23:47, 04 января 2013

Анализ расходов республиканского бюджета по Функциональной группе № 10

Анализ расходов республиканского бюджета по Функциональной группе № 10 "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения" в 2013 году

Эта статья будет интересна скорее узкому кругу читателей, которые имеют непосредственное отношение к сельскому, водному, лесному, рыбному хозяйствам или работают в сфере охраны окружающей среды и животного мира. Возможно статья заинтересует тех, кто занимается вопросами бюджетного процесса в Казахстане.

Выдержки Из Стратегии Казахстан-2050:

по сельскому хозяйству:

- "Нам вполне по силам совершить качественный рывок в сельскохозяйственном производстве. Для этого нам потребуется государственное мышление нового типа"[1].

- "необходима масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию"[1].

- "Мы должны создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность. В результате я ставлю задачу перед нашим агропромышленным комплексом - стать глобальным игроком в области экологически чистого производства"[1].

- "Результатом принятых мер должно стать увеличение к 2050 году доли продукции сельского хозяйства в ВВП страны в 5 раз"[1].

по водному хозяйству:

- в Стратегии проблемы водного хозяйства выделены в "Четвертый вызов - острый дефицит воды"[1].

- "Проблема водообеспечения остро стоит и в нашей стране. Нам не хватает качественной питьевой воды. Целый ряд регионов испытывает в ней острую потребность. Есть и геополитический аспект этой проблемы. Уже в настоящее время мы столкнулись с серьезным вопросом использования водных ресурсов трансграничных рек. При всей сложности данного вопроса мы не должны допускать его политизации"[1].

- "Для сельскохозяйственных нужд нам нужны колоссальные объемы воды"[1].

- много "воды" о необходимости экономного использования воды, и того что проблемы воды - проблемы первостепенной важности.

по лесному, рыбному хозяйству ничего не нашел

по охране окружающей среды и животного мира:

- "К 2025 году мы должны полностью обеспечить собственный рынок горюче-смазочными материалами в соответствии с новыми стандартами экологичности"[1].

- "Все добывающие предприятия должны внедрять только экологически безвредные производства"[1].

по земельным отношениям:

- "Ввести повышенные налоговые ставки на земли, которые не начали осваиваться в течение определенного периода после их предоставления"[1].

Возможно какие то моменты упустил, так что если найдете текст, относящийся к исследуемой теме - отправляйте - я буду добавлять.

Итак, в данной статье я рассмотрю основные потоки финансирования из республиканского бюджета по функциональной группе "10" - "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения" (далее функциональная группа 10).

В рисунке 1 рассмотрим долю расходов по исследуемой функциональной группе в структуре расходов республиканского бюджета.

Blog post image

Рисунок 1 - Удельный вес расходов по функциональной группе №10

Таким образом, всего 3,2% расходов республиканского бюджета направлено на развитие и поддержку сельского хозяйства, лесного хозяйства, водного хозяйства, земельных отношений, финансирование особо охраняемых природных территорий (ГНПП, ГПП, заказников и пр.), охрану окружающей среды. Много это или мало спросите инспектора лесного хозяйства, который живет на 30 тыс. тенге заработной платы в месяц, при этом, как показали события 2012 года, рискуют не только здоровьем, но и жизнью.

Составим таблицу расходов функциональной группы 10 в разрезе администраторов программ, с указанием выделенных сумм и ее доли в структуре.

Таблица 1 - Структура расходов республиканского бюджета по функциональной группе № 10 на 2013 год[2]

Администратор программыСумма, тыс. тенгеДоля, %
Министерство сельского хозяйства РК176 426 14090,60
Министерство экономического развития и торговли РК1 333 1190,68
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан5 202 0362,67
Агентство РК по управлению земельными ресурсами6 168 5703,17
Агентство РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства5 134 0702,64
Управление делами Президента РК477 5770,25
Всего194 741 512100

Таблица 1 показывает, что Министерство сельского хозяйства по исследуемой функциональной группе расходов получает 90,6%. Совсем мало у Министерства охраны окружающей среды РК - 2,67% или 5,2 млрд. тенге. Интересно, почему так мало? Только АО «Разведка Добыча КазМунайГаз» за нарушение экологического законодательства весной 2012 года выплатила 2,7 миллиардов тенге штрафа. Если были экологические нарушения, то логично было бы направить средства на решение созданных проблем. В нашем случае страдает морально-этическая сторона распределения средств. То есть за счет того, что одна группа населения живет (болеет) на загрязненных участках, другая группа населения получает заработные платы.

Еще одна профильная организация - Агентство РК по управлению земельными ресурсами получило 6 168 570 тыс. тенге или 3,17%.

Такс... деятельность остальных администраторов программ для меня пока темный лес... но потихоньку разберемся.

Итак, начнем с Министерства сельского хозяйства (см. Приложение 1). Для удобства составим таблицу 2, где расходы по программам мной объединены в восемь групп. Некоторые расходы можно назвать общими, то есть они захватывают и растениеводство и животноводство - их я объединил в группе "Управление".

Таблица 2 - Расходы МСХ РК по функциональной группе 10 в разрезе направлений финансирования

Направление расходовСумма, тыс. тгДоля, %
1Растениеводство21 313 45212,08
2Животноводство38 881 91022,04
3Лесное хозяйство15 307 6408,68
4Водное хозяйство33 224 46118,83
5Рыбное хозяйство1 032 9900,59
6МСХ РК1 101 2000,62
7Ветеринария и защита растений44 298 73925,11
8Управление21 265 74812,05
Всего176 426 140100,00

Начнем по порядку.

Расходы на развитие и поддержу растениеводства включают в себя следующие программы:

- целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на поддержку семеноводства - 2 528 468 тыс. тенге или 1,3%;

- развитие растениеводства и обеспечение продовольственной безопасности - 18 784 984 или 9,65%. Здесь я так понимаю, средства идут на кредитование предприятий растениеводства, финансирование инновационных проектов (теплицы и др.).

Расходы на развитие и поддержу животноводства включает в себя одну программу "Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на развитие животноводства" - 38 881 910 тыс. тенге или 19,97%. Здесь опять же идет кредитование строительства откормочных площадок, птицефабрик, закуп племенного скота и пр. Ну на самом деле результаты по итогам уже реализованных проектов есть. Значительно увеличилась доля казахстанской курятины в розничной сети. Но в части развития поголовья КРС пока результаты не впечатляют. Думаю нужно время.

Расходы на развитие и поддержу лесного хозяйства включают в себя следующие программы:

- Целевые текущие трансферты бюджету Акмолинской области на создание лесонасаждений вдоль автомобильной дороги «Астана-Щучинск» на участках «Шортанды-Щучинск» - 291 669 тыс. тенге или 0,15%;

- Сохранение лесов и увеличение лесистости территории республики - 676 035 тыс. тенге или 0,45%;

- Целевые текущие трансферты бюджету города Астаны на создание «зеленого пояса» - 989 270 тыс. тенге или 0,51%. Здесь интересно, что на сохранение лесов и увеличение лесистости по всей территории РК потратится 676 млн. тенге, а на создание зеленого пояса вокруг Астаны - 989 млн. тенге. При этом надо вспомнить, что западные регионы страны остро нуждаются в мероприятиях по увеличению лесистости.

- Целевые текущие трансферты бюджету Акмолинской области на возмещение убытков землепользователей или собственникам земельных участков при принудительном отчуждении земельных участков для создания зеленой зоны города Астаны - 324 775 тыс. тенге или 0,17%;

- Управление лесным хозяйством, обеспечение сохранения и развития лесных ресурсов и животного мира - 13 005 370 тыс. тенге или 6,68%. Здесь думаю сумма недостаточна, так как надо помнить, что данные средства направляются на финансирование всех организаций лесного хозяйства (инспекции, ГНПП, ГНП, заказники, заповедники и пр.) - это тысячи людей и миллионы гектар земли, которая нуждается в защите.

- Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий - 20521 тыс. тенге или 0,01%. Наверное, составители бюджета решили, что лесные хозяйства на собственном лесном материале построят объекты инфраструктуры. А как же развитие туризма?

Расходы на развитие и поддержу водного хозяйства составляют 33 224 461 тыс. тенге или 18,83%. Сюда входят расходы на ремонт, строительство объектов водоснабжения, гидротехнических сооружений и пр. Много это или мало? Не знаю... а давайте вспомним данные из предыдущей статьи "целевой вклад в АОО «Назарбаев Университет» - 43 801 544 тыс. тенге". Ну наверное водное хозяйство РК не так нуждается в финансировании как АОО «Назарбаев Университет». )))

Поехали дальше...

На развитие рыбного хозяйства направлена одна программа "Сохранение и воспроизводство рыбных ресурсов и других водных животных" - 1 032 990 тыс. тенге или 0,53%.

Интересны финансовые расходы на ветеринарию и защиту растений - 44 298 739 тыс. тенге или 25,11%, то есть наибольший удельный вес в структуре расходов МСХ РК по функциональной группе № 10. Четверть расходов МСХ РК по функциональной группе 10 направляется на ветеринарию и защиту растений!!! Нет я все понимаю, все что взрастили надо сохранить. Но 25% всех расходов МСХ РК - по моему это перебор. Итак, программы:

- Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на проведение противоэпизоотических мероприятий - 11 150 207 тыс. тенге или 5,73%;

- Обеспечение фитосанитарной безопасности - 6 184 468 тыс. тенге или 3,18%

- Ветеринарные мероприятия и обеспечение пищевой безопасности - 16 093 112 тыс. тенге или 8,26%

- Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на материально-техническое оснащение государственных ветеринарных организаций - 9 670 169 тыс. тенге или 4,97%

- Строительство объектов в сфере ветеринарии - 1 200 783 тыс. тенге или 0,62.

Таким образом, 22,75% всех расходов по функциональной группе 10 - относится к расходам на ветеринарную и фитосанитарную защиту. В голове как то не укладывается. И проследить ведь эффективность использования этих средств практически невозможно. Хорошо будет вспышка сибирской язвы. Кого то накажут? Нет. Съест саранча все посевы! С кого то спросят? Опять нет. Найдут тысячу отговорок. Надо посмотреть кто поставщики гербицидов, пестицидов, ядов всяких, вакцин - найти связь с лоббирующими силами.

В группу "Управление" попали самые забавные бюджетные программы:

- Планирование, регулирование, управление в сфере сельского хозяйства и природопользования - 12 647 633 тыс. тенге или 6,49%. Я не знал, что процесс такой дорогостоящий. Мне кажется, КазАгроМаркетинг пасется на этой программе. А потом результаты своих исследований продает, только мало кто их покупает.

- Субсидирование систем управления производством сельскохозяйственной продукции - 60 000 тыс. тенге. Куда деньги пошли? О каких системах идет речь?

- Научные исследования и мероприятия в области агропромышленного комплекса и природопользования - 3 457 805 тыс. тенге или 1,78%. Сумма большая, конечно, в сравнении с другими расходами. Но почему программа сидит здесь? Разве ей не место в функциональной группе 5 - Образование?

- Развитие перерабатывающих производств - ровно 3,4 млрд. тенге или 1,75% расходов функциональной группы.

Конечно, надо анализировать каждую бюджетную программу в отдельности. Попробуем найти последнюю бюджетную программу  по запросу " бюджетная программа Казахстан 213 Развитие перерабатывающих производств" - разные результаты - только ни одного нужного. Может кто подскажет где мне достать эту бюджетную программу. Ну если говорим о Гражданском бюджете и прозрачности - давайте идти до конца.

Таким образом, по МСХ РК можно сказать, что существует ряд вопросов, на которых я не нашел ответов. Очень высокий удельный вес расходов по одним программам и очень низкие суммы и удельный вес по другим. Существует ряд бюджетных программ, необходимость в которых сомнительна, а возможность оценки их эффективности усложнена. Необходимо еще раз вернутся к расходам МСХ РК по функциональной группе 10.

Поехали дальше... Осталось немного...

Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан по функциональной группе 10 получит 1 333 119 тыс. тенге или 0,68% по одной программе "Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы для реализации мер социальной поддержки специалистов". Какие специалисты имеются в ввиду? А почему специалисты других министерств не имеют чести получить такую поддержку? Да я то не против - просто какого фига эта программа делает в функциональной группе 10?

Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан получает по своей функциональной группе - 5 202 036 тыс. тенге или 2,67%.

Из которых 2 088 138 тыс. тенге тратит по программе "Услуги по сохранению, восстановлению и улучшению качества окружающей среды, обеспечению перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию". Не могу не вспомнить расходы по программе "Ветеринарные мероприятия и обеспечение пищевой безопасности" - 16 093 112 тыс. тенге или 8,26%.

По программе "Проведение наблюдений за состоянием окружающей среды" МООС РК тратит 939 680 тыс. тенге или 0,48%.

И как не странно по программе "Очистка природной среды от техногенного загрязнения" тратится 275 225 тыс. тенге или 0,14%. Наверное, у нас больше чистить нечего - окружающая среда в идеальном состоянии. Кто хочет водицы испить из Ишима?

Кому интересно в Приложении 1 - все бюджетные программы МООС РК финансируются крайне скудно. Мне кажется, или Правительству РК наплевать на здоровье своих граждан? Расходы Республиканского бюджета 2013-2015 гг. шепчут, что мне не кажется.

Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами получит 6 168 570 тыс. тенге или 3,17% по следующим программам:

- Услуги по созданию условий для эффективного использования и охраны земли, геодезического и картографического обеспечения, способствующего экономическому развитию страны и укреплению национальной безопасности - 932 540 тыс. тенге. Звучит жутко интересно и размыто... а еще важно для национальной безопасности. Проще говоря - почти один миллиард тенге потратится на рисование карт и исследование земли.

- Капитальные расходы Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами - 102 397 тыс. тенге.

- Формирование сведений государственного земельного кадастра - 2 800 492 тыс. тенге.

- Обеспечение топографо-геодезической и картографической продукцией и ее хранение - 2 333 141 тыс. тенге. Что то много расходов на полиграфию!!!

Я почему то думал МООС РК должен был получить по более средств чем Агентство РК по управлению земельными ресурсами. Опять ошибся - когда "читаешь" республиканский бюджет - надо отключать мозги.

Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства получает 5 134 070 тыс. тенге или 2,64% по программе "Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых и локальных систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения". Отличная дыра в бюджете. Как это понимать - безальтернативные источники питьевого водоснабжения?

Таким образом, мы видим, что по структуре расходов функциональной группы 10 "Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения" в Республике Казахстан существует множество вопросов. Соответствуют ли расходы функциональной группы 10 с целями поставленными в "Стратегии Казахстан-2050"? На мой взгляд, нет. Для того чтобы убедится в этом мне необходимы сами бюджетные программы. Думаю они могут дать много интересной информации.

Список литературы

1. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года

2. Закон РК от 23 ноября 2012 года № 54-V «О республиканском бюджете на 2013 - 2015 годы»

Источник - мой персональный блог

Приложение 1

Расходы МСХ РК по функциональной группе 10 в разрезе программ на 2013 год[2]

Blog post image

5