Экхарт Толле «Новая Земля»
Когда ребенок понимает, что последовательность звуков, производимых голосовыми связками родителей, — это его имя, он начинает приравнивать слово, становящееся мыслью у него в уме, к тому, кто он есть. На этой стадии некоторые дети говорят о себе в третьем лице: «Джонни хочет есть». Вскоре они выучивают волшебное слово «я» и приравнивают его к своему имени, какое до этого уже приравняли к тому, кто они есть. Затем появляются другие мысли и сливаются с исходной «я»-мыслью.
Следующий шаг — определить и обозначить те вещи, какие будут составлять «меня», станут частью «меня». Это — отождествление с предметами, то есть наделение вещей, а в конечном счете, обозначающих их мыслей, своим самоощущением. Так ребенок отождествляет себя с ними. Когда «его» игрушка ломается или ее кто-нибудь отнимает, он переживает сильное страдание. Не потому, что игрушка имеет какую-то особенную ценность — ребенок скоро потеряет к ней интерес, и она будет заменена другими игрушками, другими предметами, — а из-за мысли, что она «его». Игрушка стала частью развивающегося в ребенке самовосприятия, чувства «я».
По мере роста ребенка исходная «я»-мысль стягивает к себе другие мысли: она отождествляется с его половой принадлежностью, принадлежащими ему вещами, воспринимающим и чувствующим телом, национальностью, расой, религией, профессией. Эта ментальная конструкция и есть то, что ты имеешь в виду, произнося слово «я».