Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
23:30, 25 сентября 2012

Вопросы книгоиздания для казахстанских школ

Статья посвящена вопросам книгоиздания для учеников средних школ в Республике Казахстан. К сожалению, за 20 лет независимости в казахстанских учебниках встречаются грубейшие ошибки, а родители учеников, учителя, государство ежегодно несут необоснованно высокие расходы. Мы замечаем лишь грубые ошибки. А есть ли они в части методики обучения — могут судить только специалисты высокого уровня. Тем не менее, можно рассмотреть причины сложившейся ситуации и попробовать разработать пути решения проблем. Можно ожидать, что разработанные (в данной статье) мероприятия косвенно повлияют на качество методик.

 

В 2012 году в первый класс пошли около 270 тыс. первоклассников. Государство обеспечило их учебниками — в переводе на тенге — это по скромным расчетам (без демонстрационных материалов и методических пособий для учителей) составляет 4 305 тенге на одного первоклассника, примерно 1 162 млн. тенге на 270 тыс. первоклассников (или 7,8 млн. долларов) (таблица 1).

Таблица 1 — Комплект учебников для ученика 1 класса 2012-2013 учебного года (тенге)

Название товара

Авторы

год

Издательство

Стоимость

1 кл. Букварь. Учебник

Павленко В.К.

2011

Алматыкітап баспасы

440

1 кл. Изобразительное искусство  Учебник.

Жеделов К.О. Шапкина С.К.

2012

Алматыкітап баспасы

440

1 кл. Қазақ тілі Оқулық + CD

Садыхова Б, Хазимова А., Ауганбаева А.М.

2012

Алматыкітап баспасы

825

1 кл. Математика. Учебник

Акпаева А.Б., Лебедева Л.А., Буровова В.В.

2012

Алматыкітап баспасы

550

1.кл. Музыка. Учебник

Яковлева И.Г., Гаук Л.Н.

2012

Алматыкітап баспасы

420

1 кл. Познание мира. Учебник

Аймагамбетова К.А., Идилова Т.С.

2012

Алматыкітап баспасы

530

1 кл. Родное слово. Учебник

Павленко В.К. Клыпа Г.В.

2012

Алматыкітап баспасы

660

1.кл. Трудовое обучение. Учебник

Жолдасбекова С.А.  Рахметова Н.Б. кубенов М.А.

2012

Алматыкітап баспасы

440

Итого

4305

Взято: с сайта с издательства ТОО «Алматыкiтап баспасы»

 

Стоимость прописей, рабочих тетрадей к этим учебника на одного первоклассника составила 3 640 тенге (Алматыкiтап баспасы). Если брать на базаре или не в фирменном магазине издательства, то выходит дороже — порядка 6 тыс. тенге. Умножаем минимум 982,8 млн. тенге или 6,6 млн. долларов США.

Таблица 2 — Комплект прописей и тетрадей для ученика 1 класса 2012-2013 учебного года

Название товара

Авторы

Год

Издательство

Стоимость

1 кл. Букваренок. Рабочая тетрадь

Исимбаева Г.И. Душкова Л.А.

2012

Алматыкітап баспасы

260

1 Кл. Букварь. Пропись №1,2

Павленко В.К. Клыпа Г.В.

2012

Алматыкітап баспасы

500

1 кл. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь №1,2

Королькова Н.А.

2012

Алматыкітап баспасы

530

1 кл. Қазақ тілі Жазу дәптері № 1,2,3

Садыхова Б, Хазимова А. Ауганбаева А.М.

2012

Алматыкітап баспасы

495

1.кл. Математика. Рабочая тетрадь №1,2,3,4

Акпаева А.Б., Лебедева Л.А., Буровова В.В.

2012

Алматыкітап баспасы

640

1 кл. Математические прописи

Акпаева А.Б. Лебедева Л.А

2012

Алматыкітап баспасы

200

1 кл. Познание мира. Дневник наблюдений №1,2

Аймагамбетова К.А. Идилова Т.С.

2012

Алматыкітап баспасы

320

1 кл. Родное слово. Тетрадь контрольных и проверочных работ по письму и чтению

Павленко В.К. Клыпа Г.В.

2012

Алматыкітап баспасы

275

1 кл. Музыка.  Рабочая тетерадь.

Яковлева И.Г., Гаук Л.Н.

2012

Алматыкітап баспасы

200

Добукварик

220

Итого

3640

 

Взято: с сайта с издательства ТОО «Алматыкiтап баспасы»

Складываем эти две суммы — получается 14,4 млн. долларов оборота имеет издательство на казахстанских первоклассниках. Мы не берем в расчет классы со второго по одиннадцатый — а там учебники потолще и подороже. Грубо умножим сумму за учебники на 11 (классов) — получится 85,8 млн. долларов США.

Конечно, в масштабах государства — это небольшая сумма. Но для одной издательской компании — это огромный заказ, за который можно и нужно бороться, и делать все что угодно, чтобы объемы сохранились. А требуется только одно — оставаться монополистами на рынке. Есть ли выбор у родителей первоклассников, если школа уже закупила учебники Алматы кiтап и к ним нужны прописи и тетради именно Алматы кiтап?

Далее интересна политика МОН РК, которая нормально принимает ежегодное переиздание учебников. В нашем примере для первоклассников:

- 1 кл Математика. Учебник (Акпаева  А.Б.  Лебедева Л.А.  Буровова В.В.) издан в 2011, переиздан 2012 году;

- 1 кл  Познание мира. Учебник (Аймагамбетова К.А.  Идилова Т.С.) издан в 2011, переиздан в 2012 году;

- 1 кл Родное слово. Учебник (Павленко В.К.  Клыпа Г.В.) издан в 2011, переиздан в 2012 году;

- и так далее.

Может каждый год переиздают для того, чтобы улучшить качество? Ничего подобного. Ошибки, которые выявила учитель нашего первого класса и отправила в качестве рекомендаций в МОН РК не были учтены — и в переизданном варианте повторились. Ну буду голословным. Слово Мышка, оказывается делится по слогам: «МЫ-ШКА», а не как мы все думали «МЫШ-КА». И таких ошибок достаточно много. Не изучал ошибки в других классах, но их тоже скорее всего много.

Качество прежнее, но школам приходится покупать заново учебники, а что делать с прошлогодними? Ответ один — выкидывать. Налицо неэффективное использование бюджетных средств. То что можно было бы использовать в течении как минимум 5 лет, используется один год.

Переходим к сути данной статьи. Попробуем дать ответ — отчего сложилась такое положение дел.

Еще в 2009 году г-жа Баталова Элеонора Нигметовна (Председатель Совета директоров ТОО «Алматыкітап баспасы») в своем интервью О. Щербаковой из Делового еженедельника «Бизнес&Власть» говорила что «Сегодня в Казахстане зарегистрировано более 200 издательств, из них реально работают 70-80, выпускают учебную литературу примерно 17, среди которых несколько крупных игроков — «Атамура», «Алматыкитап», «Мектеп», «Просвещение Казахстан». Присутствие на рынке нескольких игроков позволяет улучшать качество учебников, ведь если ты недостаточно поработал над учебником, то, во-первых, он не пройдет госконтроль, во-вторых, школьные учителя его забракуют и не выберут из предлагаемой альтернативы, в-третьих, твою нишу на рынке немедленно займут конкуренты. Все помнят, сколько нареканий в прессе было в адрес самых первых казахстанских учебников. Сегодня столь серьезной критики и, тем более, издевательских насмешек ни одно СМИ уже позволить себе не может».

На сегодня или на 2012 год Издательство Атамура не имеет учебников, получивших одобрение МОНа, их официальный сайт не работает, а в прессе куча материалов об ошибках в учебниках издательства.

Что касается Издательства «Мектеп». Информация с сайта компании: «Результатом труда большого профессионального коллектива стали учебники нового поколения для 8-11 классов общеобразовательных школ с казахским, русским, уйгурским и узбекским языками обучения, учебники и различные вспомогательные пособия для предшкольных классов, хрестоматии, научно-популярную литературу, книги для внешкольного обучения, рабочие тетради, учебно-методическую литературу, предназначенную для педагогов и родителей, словари, справочники. Наряду с этим здесь увидели свет учебники и учебно-методические комплексы по английскому, французскому, немецкому, арабскому языкам для общеобразовательных школ с казахским, русским, уйгурским и узбекским языками обучения. В 1999-2001 гг. издательство «Мектеп» получило задание — выпустить учебники нового поколения для 8-9 и 10-11 классов, а также учебно-методические комплексы к ним. В 2000-2003 гг. увидели свет пробные экземпляры учебников и учебных пособий нового поколения для 8-11 классов, написанных в соответствии с новыми стандартами образования. Они были распределены в более чем 70 опорных школах республики для практической апробации».

Если изучить прай-лист компании, то видно, что издательство сделало упор на уйгурские и узбекские языки, самоучители по разным языкам.

Таким образом, несмотря на то, что Баталова Э. Н. была за конкуренцию — в 2009 году, ТОО «Алматыкітап баспасы» к 2012 году является явным монополистом. Как же так получилось? Ответ кроется в той же самой статье 2009 года: «проблема состоит в недобросовестности некоторых чиновников областных департаментов образования, которые не доводят до школьных учителей все варианты учебников, рекомендованных Минобразования для учебного процесса. Учителя должны знать все предложенные учебники, допущенные к учебному процессу, и не бояться иметь право выбора» — отвечает Баталова Э. Н. на вопрос о проблемах в сфере книгоиздания.

Итак, в 2011-2012 году все таки стали «доводить» до школьных учителей «все варианты» учебников»! Только вариант почему то один остался.

В целом, я не против одного поставщика. Пусть тот же ТОО «Алматыкітап баспасы» зарабатывает практически все деньги, выделенные на учебники. Пусть все это будет законодательно закреплено. Ведь если завтра лобби ТОО «Алматыкітап баспасы» из МОН РК уйдет, то рынок может перейти к другому крупному игроку, который опять начнет переиздавать, «совершенствовать» и качать бюджетные деньги, которые можно использовать эффективнее. Только на качестве учебников это вряд ли отразится: МОН РК будет одобрять и рекомендовать то что им «предложили», потому как невозможно идти против схемы. Ситуация, например, сотрудник МОН РК сказал: «Исправьте вот эти и эти ошибки». Есть ли смысл ТООшке идти на дополнительные расходы, если уже все «проплачено»? А как отреагирует получатель откатов? Он просто уволит такого сотрудника. Вот поэтому из года в год учебники с грубейшими ошибками идут в тираж. Я уже не говорю о методиках преподавания, обсуждать которые могут лишь специалисты высокого уровня.

Подытоживая вышеизложенное можно утверждать, что на сегодня в сфере книгоиздания для средних школ существуют следующие проблемы:

- низкое качество учебников (особенно для классов с казахским языком обучения);

- отсутствие желания и необходимости в реальном совершенствовании учебников, исправлении ошибок;

- завышенная стоимость учебников и тетрадей к ним (учебники по одному и тому же предмету, одного и того же автора и одного и того же издательства 2011 года стоят на 25-30% дешевле учебников 2012 года — то есть на лицо необоснованное завышение стоимости — нормальная политика монополиста — «и так купят»);

- низкая эффективность использования бюджетных средств — необходимость производить ежегодный закуп переизданных учебников.

Причины:

- появление на рынке монополиста;

- коррупция в рядах МОН РК, которая проявляется в одобрении и продвижении учебников одного издательства в учебных заведениях;

- бесконтрольное использование бюджетных средств, некорректная методика оценки эффективности использования бюджетных средств.

Что делать:

- во первых, на волне крупных коррупционных дел финансовой полиции необходимо провести проверку деятельности МОН РК в сфере выдачи рекомендаций и одобрений издательствам РК; антимонопольному комитету необходимо рассмотреть дело о монополии в сфере книгоиздания;

- государству взять под государственный контроль рынок книгоиздания для средних школ: открыть государственное предприятие, отвечающее за обеспечение средних школ учебниками.

Дети наше будущее! Образование детей — это вопрос национальной безопасности страны, а не вопрос обогащения отдельных граждан.

 

Автор Ернар Нурмагамбетов

kazbei.org

6
1199
5